Разработка ракеты-носителя "Ангара", которая должна была стать первой самостоятельной российской разработкой после кончины Сергея Королева в 1966 году, была начата двадцать лет назад. По первоначальному плану, семейство ракет "Ангара", состоящее из легких и тяжелых носителей, планировалось начать эксплуатировать в 2005 год. Однако сроки первого пуска ракеты ежегодно переносились. В 2012 году в Роскосмосе подсчитали, что разработка обошлась более чем в 160 млрд рублей.
Неудачи "Ангары", как и проблемы всей российской космической индустрии, объясняют разными причинами - от сложности поставленных задач до перебоев с финансированием и саботажа. Однако сопоставление с мировой практикой заставляет задуматься о том, не вызваны ли проблемы издержками изоляционизма и государственного монополизма в науке и технике, пишут "Ведомости".
Издание напоминает, что во всем мире космические разработки перестали быть прерогативой госкомпаний, а военные при решении стратегических задач в первую очередь учитывают уровень развития технологий, а не "догматическую зацикленность на государстве как единственно возможном заказчике и исполнителе".
"Ангара-1.2ПП" - потенциально успешный проект, напоминает "Независимая газета", ссылаясь на практику, и выдвигает версию, что причины ошибок и просветов в ракетной области связаны не с техническими факторами, а с неэффективностью системы взаимодействия государства и промышленных предприятий.
В январе прошлого года, напоминает издание, успешно полетела в космос южнокорейская ракета KSLV-1, которая на 80% повторяет легкую "Ангару". Основной ступенью этой ракеты является российский универсальный ракетный модуль УРМ-1, использующий вместо ракетного топлива кислород и керосин. А сама ракета была произведена Корейским институтом аэрокосмических исследований и авиакомпанией Korean Air совместно с российским Центром им. Хруничева. С помощью российских разработок корейцы надеются освоить и запуск средних и тяжелых ракет.
Рассуждая о том, почему у России пока не получается то, что удается Южной Корее, "Независимая газета" также поднимает вопрос о частно-государственном партнерстве, напоминая об успехах американских частных корпораций, в первую очередь SpaceX.
"Опыт показывает, что нигде в мире, где государство руководит производством, эффективность не бывает высокой. В России по-прежнему существует советский способ развития экономики - выполнить и перевыполнить план. Сначала пуск "Ангары-1.2ПП" планировали на 2015 год. Потом срок перенесли на июнь 2014-го. Начались авральные работы по выполнению нового плана. По этому вопросу несколько раз заседало правительство. А Минобороны даже установило видеокамеры на строительных площадках "Плисецка", чтобы отслеживать процесс оборудования ракетного старта для ракеты. А что в результате? Плановые показатели в очередной раз сорваны. И по каким причинам - неизвестно. Трудно представить, чтобы подобные события имели место в Пентагоне", - говорит военный эксперт, полковник Владимир Попов.
Главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, генерал-майор Владимир Дворкин, долгое время возглавлявший один из научно-исследовательских центров Минобороны, перечисляет системные проблемы ракетно-технической отрасли: "Во-первых, в промышленности не налажен должный контроль за качеством производимой продукции, который существовал ранее. Во-вторых, обвально падает квалификационный уровень и профессионализм кадров, работающих в космической отрасли. И, в-третьих, у нас по-прежнему на увеличение стоимости космической продукции влияет коррупция. И счет, здесь, к сожалению, идет не на единицы, а на десятки процентов".
Все аварии последних лет связаны с качеством контроля процессов на производстве, с его организацией, с подготовкой персонала, приводит РБК Daily мнение гендиректора Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК) Игоря Комарова. "Нет такого, что поставили контролеров, ввели военную приемку - и все чудесным образом решилось раз и навсегда. Дефекты не повторяются, что свидетельствует о деградации системы", - говорит глава ОРКК.
Коммерческий рынок доставки грузов в космос пока остается единственным сегментом космической отрасли, где Россия сохраняет лидерство, напоминает издание. Около 40% российских ракет летают только с иностранной полезной нагрузкой - спутниками и астронавтами. Однако в масштабах всей экономики космоса этот сегмент составляет менее 1%, а с приходом конкурентов Россия может потерять и этот рынок.
Комментарии /31
Пичалько осознавать, что мы неуклонно держим путь обратно к обезьяне...
И в отраслях рулили не современные "эффективные манагеры"
Короче, всю систему надо менять (с)
Но и зарплата тоже.
Но и зарплата тоже.
Но США нас уже сильно опережают.
Мое мнение таково: Россия по-прежднему один из лидеров в космосе. Отложенный запуск - это не полная готовность. Считаю, что лучше отложить запуск, чем расколотить ее на 54 секунде. Для объективности вспомните, как Тойота отзывает по 10 тыс. автомобилей - тоже бывают косяки.
Статья написана newsru.com, чтобы мы еще больше верили в свою миссию - добывать ресурсы и ничего более. Дырявость статьи сквозит везде, наример, что это за "независимый эксперт полковник Владимир Попов"? Хотите передать отрасль в частные руки? Местным олигархам или американским?
Много кто физику газов со школы помнит? Или только унитазы из глины лепить сможете?
Много кто физику газов со школы помнит? Или только унитазы из глины лепить сможете?
А для такой загибулины, думаю, пальцы нужны как у пианиста.
Юристы может и не нужны, это дело каждого. Только вот почему то в юридические конторы всегда очереди. Я уж не говорю про споры со страховыми компаниями или с магазинами. Короче, иди в свой двор
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: