Летнее путешествие

В стране и миреПутешествия
1,5 тысячи километров по Бурятии и Туве - пешком, на лошадях, на машинах и катамаранах

Итак, этим летом мы запланировали компанией пройти сплавом по реке Хамсара в Туве. Мы – это 8 новокузнечан, все бывалые туристы со стажем странствий по Российским просторам почти в 30 лет. Каждому не раз приходилось прокладывать маршруты и по Сибири, и не одну тысячу километров преодолели мы вместе и порознь по сибирской тайге, горам и рекам. Одним словом – туристы мы все опытные и подобный поход нам не в диковинку.

Однако с чего начать рассказ о нашем путешествии? Наверное, началом пути можно считать тот момент, когда мы со всем своим туристическим скарбом высадились с поезда на платформу вокзала в городе Слюдянка. Есть такой в Иркутской области, прямо на берегу Байкала расположен. Хотя по статусу Слюдянка - город, название у него осталось еще с тех времен, когда он был просто поселком, где все местное население только и занималось тем, что добывало слюду в горах рядом с ним.

В общем высадились мы на платформу, проверили не оставили ли впопыхах чего-нибудь из снаряжения в поезде и стали искать машину, водитель которой согласится доставить нашу немаленькую компанию, да еще с таким объемистым грузом на берег Байкала.
Хотя, чтобы следовать по заранее определенному маршруту, ехать нам надо было совсем в другую сторону – в направлении гор, мы все же решили – сначала Байкал! Ведь не понял бы нас никто – были в нескольких сотнях метров от самого большого в мире пресноводного озера и не искупались в нем!

И мы искупались в Байкале! После полутора суток в поезде омовение в чистой, прозрачной воде озера подействовало крайне освежающе. Почему – «крайне»? Вода оказалась жутко холодной, как нам сказали местные - температура воды - +14 градусов по Цельсию. Так что окунулись все только по разу, по второму заходу лезть в озеро желающих не оказалось. Кстати, купание в холодной воде подействовало не только освежающе, но и отрезвляюще на некоторые горячие головы, которые предлагали задержаться на денек на берегу Байкала.

Целый день провели в пути, проехали на машине 430 километров сначала по Иркутсткой области, потом по Бурятии. Если б не пиво и красивые виды вокруг совсем бы соскучились за то время, пока тряслись в машине, а так пришлось делать частые остановки. Впрочем, не всегда останавливались исключительно из-за физиологических потребностей, иногда, чтобы сфотографировать горы, лес, речку.

К вечеру добрались до поселка Орлик, который находится на берегу речки Иркут, но уже в Бурятии. Переночевали в поселке и утром, на другой машине – грузовике высокой проходимости, поехали дальше, все больше углубляясь в тайгу и горы.
На дневке встретили отряд бурят, кочевники, как и мы, остановились отдохнуть в священном месте. Буряты обильно закусывали, и так же обильно запивали свою трапезу водкой. Познакомились, разговорились, новые знакомые рассказали, что едут с курултая, это что-то вроде собрания рода. Ежегодно их род собирается в степной части Бурятии, так они поддерживают родственные связи, решают какие-то совместные дела. Кроме того, на таких собраниях, проводятся соревнования по национальным видам спорта – конные скачки, борьба, стрельба из лука. А молодежь знакомится между собой, парни высматривают девушек и подбирают невест.
Разгоряченные алкоголем бурятские всадники заявили, что их род самый древний и уважаемый и ведет свою родословную от самого Чингис-Хана. Мы не очень то поверили, что перед нами потомки великого хана, но спорить с захмелевшими, обветренными степными ветрами здоровяками, не стали.

Оказалось, что вместе с этим отрядом бурятских конников в свое село возвращается чемпионка Бурятии по стрельбе из лука. Девушка стала подначивать нас, говорить, – «Вы, наверное, не только настоящий лук и стрелы в руках не держали, вообще ни разу в жизни так близко не видели. А у нас даже дети умеют из лука стрелять и с лошадью управляться. Настоящие батыры, не то, что вы – городские! » И чемпионка предложила нам попробовать стрельнуть из её лука. Мы сделали вид, что поддались на провокацию и попробовали…

В качестве мишеней мы, было, поставили пустые пивные банки, но буряты, явно, подсмеиваясь над нами, убрали банки и повесили вместо них большую национальную меховую шапку. «Бурятские дети по началу учатся стрелять в такую мишень», - с сарказмом заметил один из них.

Мы и тут не стали спорить, просто приступили к упражнению в «луковой» стрельбе.
Не сказать, что зрелище было совсем жалким, два или три раза кто-то из нас все же попал в цель. Не в самый центр, но попал ведь! Хотя, если говорить правду, соотношение произведенных выстрелов к количеству точных попаданий составило величину неизмеримо малую.

Буряты бурно обсуждали каждый пуск стрелы и громко смеялись над промахами. А при попадании поощрительно прищелкивали языком и покровительственно похлопывали стрелка по плечу. И все время наперебой давали инструкции – как правильно держать лук и стрелу, какая должна быть стойка, как лучше целиться.

Потом стреляла девушка-бурятка, десять выстрелов – ни одного промаха, все точно в середину мишени. Чемпионка!

Но нам пора было продолжить наше путешествие, а буряты решили еще немного задержаться на биваке. Несмотря на то, что после стрелковых состязаний наши новые знакомые стали относиться к нам немножко свысока, расстались почти друзьями. Это их «свысока» было похоже скорее на покровительство, чем на презрение. На прощанье долго жали друг другу руки, желали доброго пути, наконец, нам все-таки удалось залезть в кузов грузовика, и мы двинулись дальше.

Путь, по которому ехали после дневки, вряд ли можно назвать дорогой, скорее это тропа - только-только протиснуться многотонному грузовику между камней или деревьев. Иногда тропа шла по каменистым осыпям, иногда по лесным просекам, а порой терялась совсем и тогда грузовик, натужно рыча мотором, прокладывал себе дорогу прямо по руслу какой-нибудь горной речки. Как водитель ориентировался среди гор, распадков и речных отмелей для нас осталось загадкой, но к вечеру все же добрались до места встречи с проводниками.
Дальше, через перевал, даже грузовику-вездеходу не проехать, только на лошадях.
На сей раз ночевали как настоящие туристы – в палатках, возле костра в окружении девственной тайги.
Утром навьючили поклажу на лошадей и начали «штурм» перевала. За день нам предстояло подняться на высоту свыше двух километров в горы на территории Бурятии и затем спуститься к цели нашего путешествия реке Хамсара уже в Туве.

Продолжение следует...

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.