Основная концепция истребителей пятого поколения состоит в том, что каждый из них должен работать за
В мае 1948 года для того чтобы поддержать блокированный советскими войсками западный Берлин, союзники организовали воздушный мост (Berlin Airlift). Во время парада, посвященного 60-летию этого события, на базе ВВС США «Эндрюс» под Вашингтоном можно было наблюдать за совместными полетами истребителей разных поколений. В верхнем ряду P-51 «Mustang», во втором ряду F-22 «Raptor» и F-15 «Strike Eagle», замыкает строй F-4 «Fantom». Фото: U.S. Air Force /Senior Airman Steven R. Doty
Появление в конце
Например, при скорости в 2500 км/ч минимальный радиус поворота — около 40 км. Технически его можно сделать меньше, но тогда перегрузки, испытываемые пилотом, сделают невозможным не только управление самолетом, но и вообще — выполнение боевой задачи. Высокая маневренность подразумевает невысокие скорости, а чтобы самолет эффективно управлялся и на дозвуковых, и на сверхзвуковых скоростях, ему нужна переменная аэродинамика. А конструктивные сложности неизбежно влекут за собой увеличение массы, потерю надежности и неоправданную сложность управления.
Чтобы улучшить одно, надо было пожертвовать
Поэтому в максимальной скорости созданные модели истребителей пятого поколения даже немного уступают своим предшественникам. Но зато они превосходят их в маневренности, которая будет играть важную роль во время боя. Особое требование: возможность производить сложный маневр без изменения скорости, или, напротив, — резко увеличить или сбросить её, не нарушая траектории полета. Это, конечно, достигается непросто: созданы специальные планеры, в которых продуман каждый квадратный сантиметр и изгиб, на них устанавливают специальные двигатели. Последние имеют регулируемые сопла, помогающие самолету проделать все эти кульбиты. Кстати, Россия значительно опередила в этом США — отечественные проекты пятого поколения превосходят американские по ряду летных характеристик и особенно в маневренности.
F-22 «Raptor» выполняет разворот во время аэрошоу на базе ВВС в Калифорнии. Фото: U.S. Air Force /Tech Sgt Justin D. Pyle
Истребитель пятого поколения должен быть также максимально многофункциональным. Как известно, ещё со времен Первой мировой истребители занимались не только уничтожением воздушных целей: они расстреливали цели на земле, сбрасывали бомбы, во Второй мировой использовались для атак на вражеские корабли и подводные лодки. Но далеко не каждый самолет мог выполнять все эти задачи, поэтому в XX веке истребители часто были специализированными: перехватчики, ударные истребители, штурмовики… Такая узкая специализация себя не оправдала.
Обеспечить универсальность призваны высокоточное оружие вкупе с различными системами наблюдения и управления. Пожалуй, их создание было одной из самых сложных задач. Автоматика должна «вести» сразу несколько целей и летящих к ним ракет. В эту минуту другое оборудование следит за безопасностью самолета — наблюдая за небом и землей и держа наготове целый комплекс защитных систем. Тут же работает навигационная система, а вдобавок поступает информация тактического характера о местонахождении важных целей и вообще о том, как идет война за бортом кабины пилота. Не забудем и об информации о состоянии узлов самолета.
Без мощного бортового компьютера с такой задачей не справиться, но большинство окончательных решений принимает все же человек, и для этого ему приходится контролировать огромный поток информации, поступающей ему в аудиовизуальном виде. Поток настолько велик, что одним дисплеем теперь уже не обойтись, даже если проецировать «картинку» на лобовое стекло или забрало шлема. Возникла проблема «сжатия» изображения, накладывания одних картинок на другие.
Скорость, с которой человеческий мозг может воспринимать и перерабатывать такую информацию, имеет свой предел, который станет основным препятствием на пути дальнейшего развития боевых самолетов. И над решением этой проблемы уже задумываются те, кто уже сегодня пытается представить себе, какими будут самолеты следующего, шестого поколения.
Турбореактивные двигатели F119-PW-100, установленные на F-22 «Raptor», позволяют изменять направление струи на угол ±20°, что значительно увеличивает запас маневренности самолета. Фото: Pratt & Whitney/United Technologies Corp.
Ещё одно требование к машинам XXI века — они должны быть минимально видимы на радарах. Эту проблему в основном разрешили с помощью специальных покрытий и метаматериалов.
Первые подобные покрытия разрабатывались ещё в Третьем Рейхе — для защиты рубок подводных лодок, которые обнаруживали локаторы боевых кораблей союзников. Затем системы радиолокационного обнаружения усовершенствовались, и о «невидимости» на
Поэтому угловатые, похожие на НЛО «стелсы» уже перестали быть техническим чудом — добиться нужного результата оказалось куда эффективней с помощью покрытий. Добавим — напылить на самолет специальный слой будет и дешевле, чем создавать самолеты причудливых форм.
Это покрытие представляет собой микроскопические петли проводника, поглощающие микроволновое излучение радиолокаторов ближнего действия. Такое покрытие создается с помощью нанотехнологий, однако главная проблема не в них самих, а в том, как их «приклеить» к обшивке самолета, чтобы они держались в условия полета реактивного истребителя со сверхзвуковой скоростью. А это ещё один аргумент в пользу снижения его скорости.
F-117 «Nighthawks» на военно-воздушной базе Аль-Джабер в Кувейте. Специфический дизайн фюзеляжа позволил конструкторам сделать самолет практически невидимым для радаров самолетов противника. Зато их хорошо видно со спутника. Фото: U.S. Air Force
Истребители пятого поколения становятся почти невидимыми для локаторов ПВО и самолетов противника — хотя и заметны для РЛС дальнего обнаружения, работающих в метровом диапазоне. В этом отношении «стелсы» были менее заметны для последних — однако легко обнаруживались космическими спутниками. Но
Добавим, что такое покрытие из метаматериалов будет наноситься и на модернизированные самолеты предыдущих поколений, в частности, на российские
Кроме того, современные самолеты оснащены и активными постановщиками помех, которые частично ослепляют локаторы противника и вообще вносят хаос в работу всех радиоприборов. Частичное представление об их работе могут дать свидетельства очевидцев воздушных атак в последней г
Сложность любой машины дорого обходится
Одним из таких «кооперативов» стал совместный проект многоцелевого истребителя
Сборка европейского истребителя «Eurofighter» на заводе Казелле в Турине. Фото: Eurofighter Typhoon
Два реактивных двигателя разгоняют
Конечно, покупатели нашлись и на такую дорогую машину — хотя их оказалось куда меньше, чем ожидалось. Однако с появлением новых американских истребителей ими заинтересовались даже
Американский
Работы над ним начались в 1996 году, и уже 24 октября 2000 года его прототип
Машина будет производиться в трех вариантах: наземного базирования, палубный истребитель (для ВМС США) и самолет вертикального взлета (для замены британских «Harrier»). Особое внимание при создании
Бывший командующий ВВС США генерал Майкл Мозли (Michael Moseley) успел провести презентацию истребителя нового поколения F-35 на заводе Локхида Мартина в Техасе уже после объявления об отставке, но еще будучи на посту. Фото: Lockheed Martin
Однако в Пентагоне немало сторонников сокращения расходов на закупку
Итак, Запад свое слово сказал. Чем же ответит Россия на появление этих «стервятников», как в ней обстоят дела с истребителями пятого поколения? Обстоят неплохо, поскольку Россия никогда не испытывала дефицита в талантливых конструкторах. Но продвигаются медленно, поскольку талантливым конструкторам по ночам приходится ещё и «немножко шить». Но сейчас некоторые проекты, разработанные ещё в
Ещё в 1989 году на американского хищника СССР ответил своим истребителем «Терминатор»
Его собрат
Су-47 скорее всего так и останется экспериментальной моделью. Фото:
Правда, как утверждается, у российских истребителей пятого поколения будет своя отличительная черта — они сохранят скорости самолетов четвертого. То есть они смогут разгоняться до 2500 км/ч, сохраняя полноценный режим средних и малых скоростей. Каким образом это удастся — пока тайна. Вероятно, государственная.
Комментарии /1
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: