Телеэкран и дети

Телеэкран и дети

В стране и миреПолитика
Удобно, когда ребенок «занят делом» - спокойно сидит у телевизора. Но так ли безобидна привычка к бездумному потреблению видеопродукции?

Ребенок не рождается личностью, а становится ею по мере восхождения к человеческой культуре. Непосредственно в общении со взрослым или сверстником, а также через продукты культуры: книги, игрушки, произведения искусства… Но существующие на протяжении столетий эти способы сегодня утрачивают свое абсолютное значение, всё более подменяясь телевизионным экраном.

Как часто ваш ребенок смотрит телевизор? Какие больше всего любит телепередачи? Кому из героев мультфильмов и телепередач подражает? С этими вопросами мы обратились к родителям детей старшего дошкольного возраста.

Оказалось, в большинстве семей, дети смотрят телевизор ежедневно и весьма продолжительное время (4 – 5 часов и более).

Как правило, родители не ограничивают детей во времени, отведенном на просмотр мультфильмов и передач («Смотрит, пока не надоест», «Его не возможно оттащить от телевизора», «В выходные дни смотрит всё подряд»).

Больше всего дети проявляют к мультфильмам и передачам познавательного и развлекательного характера.

На вопрос о том, кому из телегероев больше всего подражает ребенок, смогли ответить только те родители, которые просматривают телепередачи совместно с детьми или принимают участие в их обсуждении.

Анализируя ответы родителей, можно сказать, что чаще всего взрослые не отдают себе отчета в том, как влияет телевидение на их детей.
По мнению некоторых родителей, телевизор – удобная и незаменимая в воспитании ребенка вещь. Сидящий перед экраном ребенок поглощен им настолько, что не бегает и не кричит, не разбрасывает игрушки и не пристает к взрослым…

Беспокойство у родителей вызывает чаще всего отрицательное влияние телеэкрана на зрение, а также его вредные излучения. В этом они правы. Но есть и другая опасность.

В последнее время педагоги и психологи все чаще обращают внимание на негативное влияние телеэкрана на физическое, умственное и нравственное развитие ребенка.

Во-первых, часами неподвижно сидящий перед телевизором не совершает самого важного в его годы развития – он физически не двигается. Причем длительное бездействие перед телевизором сменяется у детей неестественным двигательным возбуждением, отчего сразу после просмотра телевизора дети не могут ничем целенаправленно заниматься, некоторое время они даже склонны даже к агрессии или прибывают в дурном настроении.

Во-вторых, у детей очень быстро формируется психологическая телезависимость. Информация, получаема ребенком с экраном, воспринимается им как истина, обладает чрезвычайной силой внушения и подражания. Ребенок, воспитывающий в условиях телевизионного пространства, привыкает к тому, что важная информация приходит исключительно извне. При этом не нужны собственные суждения и идеи. В такой ситуации мозг ребенка формируется как инструмент пассивной ассоциативной мыслительной деятельности и малопригоден к творческому мышлению. Ведь последнее развивается только на основе собственной активности, внимания и живого интереса к реальному миру.

Зависимость от экрана отчуждает ребенка и от живого общения со взрослыми и сверстниками, вытесняет традиционную детскую игру, столь необходимую для личностного становления ребенка.

По данным немецких психологов, дети, регулярно смотрящие телевизор, отличаются тем, что:

  • Испытывают трудности в общении с людьми, не чувствуют дистанции, не умеют вступать в реальный личный контакт;
  • Задают поверхностные вопросы, не особенно интересуясь ответом;
  • Их собственные ответы тоже поверхностны и стереотипны, речь примитивна;
  • Интерес к предметам весьма неглубок;
  • Почти не читают, предпочитают смотреть картинки;
  • Привыкают получать впечатления и душевные переживания, не прилагая умений, так сказать «нажатием» кнопки;
  • Мыслят скорыми, готовыми ассоциациями;
  • Выражения их чувств излишне просты и имеют тенденцию к бесцеремонности.


Третья, может быть, самая главная опасность бессистемного смотрения телепередач заключена в том, что современные экранные образы из источника информации превращаются в источник трансформации детского сознания, знаменуя собой переоценку традиционной системы ценностей и образа жизни.

Заполонившие телеэкран зарубежные мультфильмы несут в себе инокультурные нормы и образцы.
Отмечая положительные стороны своих любимых героев, дети указывают, что им самим для соответствия этим героям не хватает фантастических средств и способностей, внешних атрибутов, физической силы и злости.

В своем стремлении быть похожими на этих героев дети ориентируются не на развитие внутренних телесных и духовных сил, а на присвоение внешних атрибутов, либо культивирование физической силы и агрессивных форм поведения («Хочу быть злым, чтобы побеждать врагов»).
В сюжетах современных детских мультфильмах не только культивируются образы силы и агрессии, но все отчетливее проявляются мотивы смерти, гибели всего живого, уничтожения природы, явно преувеличенное отношение к деньгам, озабоченность вопросами секса, приучение к демоническим образам.

Экран для современного ребенка становится не столько информатором, сколько конструктором, агрессивно программирующим образ жизни, «новую мораль» и систему ценностей.

Может ли семья противостоять такому явлению? Конечно, может. Для этого совсем не обязательно с боем уводить ребенка от телевизора, запрещать его смотреть. Однако стоит (и даже необходимо это сделать) договориться о времени, отведенном на просмотр телеэкрана и о передачах, которые дети могут смотреть. Желательно вообще держать это под контролем; критически, с позиции, хотя бы, здравого смысла оценивать содержание и качество детской видеопродукции. А самое лучшее – смотреть детскую программу вместе с ребенком, чтобы обсуждать увиденное и иметь возможность как-то скорректировать полученные впечатления. Беспечность некоторых взрослых в этом плане опасна не только для развития ребенка, но и для самих взрослых. Именно они в первую очередь сталкиваются с результатами своих промахов в воспитании детей.

Думаю, что есть и другие интересные точки зрения на данную проблему. Предлагаю продолжить обсуждение этого вопроса на нашем форуме в теме «Телевизор и компьютер. Друг или враг???».

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Ольга Устинова, психолог
ИА "Город Nовостей"

всего: 2151 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире