Федеральные университеты обрели силу закона

Федеральные университеты обрели силу закона

В стране и миреВ мире
Депутаты прокладывают российским вузам путь в мировые рейтинги
В пятницу депутаты Госдумы приняли в первом чтении проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам деятельности федеральных университетов». По планам Госдумы окончательно закон будет принят в ноябре. Он впервые вводит в законодательство понятие федерального университета и полностью регулирует их работу, в первую очередь закрепляя автономию.

 

Пока в сферу действия закона попадают только два вуза - Южный (Ростов-на-Дону) и Сибирский (Красноярск) федеральные университеты. Но уже подписан президентский указ о создании Дальневосточного университета (Владивосток) и обсуждается возможность учреждения подобного вуза на Урале. Главная задача, которая стоит перед федеральными университетами, - вернуть научные исследования в вузы и вовлечь в них студентов, объединить науку и образование, как принято во всем мире.

Краткий курс истории федеральных университетов

Предложение создать федеральные университеты появилось в 2006 году в рамках обсуждения национального проекта "Образование". Тогда были созданы два первых подобных университета. Сибирский федеральный университет (СФУ) образовали на базе Красноярского госуниверситета, присоединив к нему Красноярскую государственную архитектурно-строительную академию, Красноярский государственный технический университет и Государственную академию цветных металлов и золота.
В 2008 году в СФУ поступило уже 5,8 тысячи первокурсников. В рамках СФУ действует 16 институтов, 245 кафедр, 12 филиалов, 15 советов по защите докторских и кандидатских диссертаций. СФУ готовит специалистов по 214 специальностям, бакалавров по 48 направлениям и магистров по 14. Число студентов здесь превышает 46 тысяч человек, а профессорско-преподавательского состава - свыше 3,3 тысячи человек, из них докторов наук - 403, кандидатов наук - 1684 человека.
Южный федеральный университет власти создали, объединив Ростовский госуниверситет с Ростовской государственной академией архитектуры и искусства, Ростовским государственным педагогическим университетом и Таганрогским государственным радиотехническим университетом. В 2008 году в ЮФУ поступили 5,19 тысячи абитуриентов, общее количество студентов ЮФУ достигает 56 тысяч человек. ЮФУ расположен в двух городах. В Ростове-на-Дону находятся все центральные административные органы университета, а также два отраслевых института, а в Таганроге - Технологический институт ЮФУ. В состав ЮФУ входят три отдельных отраслевых института, 37 факультетов, 70 научных структурных подразделений, среди которых НИИ, КБ, ЦКП, учебно-научные лаборатории, технопарки, бизнес-инкубаторы, в которых работают около 800 научных сотрудников, в том числе 354 кандидата и 45 докторов наук.
В год на каждый федеральный университет из госбюджета выделяется по 3 млрд рублей. В 2008 году на их нужды уже потратили более 4 млрд рублей. На развитие СФУ и ЮФУ в 2007--2010 годах планируется израсходовать 20 млрд рублей.

В перспективе эти вузы должны укрепить позиции России в международных рейтингах университетов и научных исследований. Но в ближайшие годы ожидать прорыва в отечественной вузовской науке не стоит. Минобрнауки планирует, что федеральные университеты поднимутся в мировых рейтингах выше 500-го места только в 2012 году, если не считать МГУ и СПбГУ.

Уже перед самым окончанием пленарного заседания депутаты Госдумы проголосовали за правительственный законопроект, который учреждает новую форму вузов. Как сообщил думцам статс-секретарь, заместитель министра образования и науки Юрий Сентюрин, федеральные университеты будут создаваться правительством по решению президента и действовать в форме автономного учреждения. Это означает, что они свободнее смогут распоряжаться внебюджетными средствами и самостоятельно утверждать образовательные стандарты без оглядки на Минобрнауки. Эти преимущества перед остальными вузами дадут университетам возможность опережать существующие образовательные стандарты и свободно вести современные научные исследования. В перспективе это должно повысить качество образования.

Удовлетворение кадрового интереса

Согласно тексту проекта, предложение о создании федерального университета на своей территории должны формулировать власти субъектов. Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, основной задачей федеральных университетов будет кадровое удовлетворение запросов регионального бизнеса и госструктур. Кроме того, предполагается, что новые вузы будут тесно сотрудничать не только с научно-исследовательскими институтами и предприятиями, но и зарубежными высшими школами. Сентюрин также отметил, что, в отличие от университетов, институтов или академий, федеральные университеты в обязательном порядке будут иметь попечительские советы, президента, а также ректора, назначаемого правительством на пятилетний срок. Как пояснил вслед за ним председатель комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин, вузы нового типа смогут учить студентов, опираясь на собственные образовательные стандарты и требования. Эффективность деятельности федеральных университетов будет оцениваться по критериям, утверждаемым Минобрнауки. Уже существующим федеральным университетам (Южному и Сибирскому) дали чуть более года, чтобы перестроить свою работу под новые правила. С 1 января 2010 года они должны функционировать по тем же стандартам, что и федеральные университеты, которые появятся уже после принятия законопроекта.

Теснота в мировых рейтингах

В законопроекте подчеркивается, что федеральные университеты должны со временем войти в международные рейтинги ведущих мировых университетов, тем самым повысив престиж российского образования за рубежом. Однако очевидно, что в ближайшие 10 лет прорыва ждать не приходится. Пока в международных рейтингах фигурируют только два российских вуза - МГУ и СПбГУ, которые недавно получили такую же автономию, как и федеральные университеты.

При составлении международных рейтингов вузы оцениваются прежде всего как исследовательские учреждения. Например, в самом престижном Шанхайском рейтинге учитывается число выпускников и сотрудников вуза, которые получили Нобелевскую премию или премию Филдса, которая считается наивысшей наградой в области математики. Другие составители зарубежных рейтингов учитывают количество упоминаний вуза в ходе опросов среди представителей академических кругов и работодателей, число иностранных студентов или научных сотрудников, а также количество упоминаний о вузе в научных журналах.

С учетом этих требований даже Минобрнауки не ставит перед федеральными университетами слишком амбициозных задач. В госпрограмме «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009--2012 годы», разработанной ведомством, предполагается, что как минимум два федеральных университета должны появиться в мировых рейтингах на позициях не ниже 500 только в 2012 году.

Зампред комиссии Общественной палаты (ОП) по образованию и науке Любовь Духанина считает, что такую задачу российские федеральные университеты все же смогут решить, хотя за рубежом вовсе не в восторге от перспективы появления новых соперников. «Попасть в мировые рейтинги будет для них непросто, - заявила она корреспондентам "Газеты". - Но не потому что вузы не соответствуют мировым стандартам, а потому что международное научное сообщество будет препятствовать их попаданию в международные рейтинги».

Внутренняя конкуренция

Новые университеты должны выдержать борьбу не только с международными конкурентами, но и на внутреннем рынке. Одна из целей создания таких сильных вузов в регионах - укрепить образование вдали от двух столиц и предоставить студентам возможность получить качественное образование у себя в регионе. Однако переход в разряд федеральных университетов автоматически не гарантирует этим вузам популярности среди абитуриентов, уверен директор Центра образования "Царицыно", член комиссии Общественной палаты по образованию и науке Ефим Рачевский. «Бренд редко формируется за счет указа. Конечно же, от слова "федеральный" они станут более привлекательными и прибавят в рейтинге, но этот процесс будет носить анонсированный характер, и они еще долго не смогут конкурировать с такими брендами, как МГУ или СПбГУ» - отметил Рачевский в интервью корреспондентам «Газеты». Эксперт затруднился предсказать темпы дальнейшего развития этих образовательных учреждений. При этом Рачевский предположил, что появление в международных рейтингах для федеральных вузов, скорее всего, перспектива долгосрочная. «Но не дай бог нам скатиться на внутренние рейтинги, - предупреждает он. - В условиях мобильности трудовых ресурсов это была бы полная бессмыслица».

Эксперт отметил и положительные стороны в создании федеральных центров образования. «Ожидается другая система финансирования, и они смогут, наконец, заниматься исследовательской деятельностью, которую у нас не проводит большинство вузов страны. А если университет не занимается исследовательской деятельностью - это не университет» - подчеркнул Рачевский.

Экспериментаторы ждут достойной оплаты

В законопроекте отдельно прописаны механизмы реорганизации вузов, на базе которых создаются федеральные университеты. Для создания каждого необходимо слить в одно учреждение несколько нынешних институтов и даже профтехучилищ. Это объединение будет сопровождаться юридической волокитой, которая касается на практике не только администрации вузов, но и преподавателей и студентов. Если последних просто формально переводят из одного ликвидированного вуза во вновь созданный, то с преподавателями дело обстоит сложнее. При создании Сибирского и Южного федеральных университетов большого сокращения не произошло. Наоборот, обнаружилась резкая нехватка высококвалифицированных преподавателей и профессоров, способных вести научные исследования, а не просто начитывать лекции.

Ректор Института проблем образовательной политики "Эврика" Александр Адамский считает, что без таких ученых федеральным университетам не удастся решить поставленные задачи. "Проблема прежде всего не количественная, а качественная. Кадры нужно насыщать и пополнять, - сказал он корреспондентам "Газеты". - Сейчас преподаватели и профессоры не ведут исследовательскую работу в вузах в том объеме, который предполагается". Когда создавался Сибирский федеральный университет, власти собирались привлечь преподавателей из-за границы. "Министр даже ездил во Францию на один из форумов, где собиралась русская научная диаспора, которая выразила намерение работать в науке и в университетах в России", - рассказал Адамский. Он уверен, что решить кадровую проблему в федеральных университетах можно, повысив там оплату труда. Он считает, что если преподавателям будут достойно оплачивать научно-исследовательскую работу, сразу найдется много желающих поработать в федеральных университетах, даже несмотря на их удаленность от столицы.

ВЫ ОТПРАВИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НЕМОСКОВСКИЙ ВУЗ?

МИХАИЛ ДЕЛЯГИН, директор Института проблем глобализации

Конечно, есть исключения, и я вполне допускаю, что в Дубне и Обнинске могут быть хорошие вузы. А еще либо в Костромской, либо в Тверской областях есть школы, в которых преподают представители большей части таджикской академии наук, бежавшие из своей республики после гражданской войны. Так вот там потрясающие выпускники по физике и математике. Теоретически я могу представить, что мой ребенок мог бы учиться в немосковском вузе. Но учитывая, что у нас сейчас очень жестокая милиция и молодежи опасно быть далеко от родителей, то я предпочту, чтобы он учился здесь, в Москве, или, может быть, в Петербурге. А вообще я насмотрелся на выпускников всех этих федеральных вузов, и они такое же «здравствуй, дерево», как и выпускники московских учебных заведений, и даже хуже. Я сейчас конкретно занимаюсь поисками людей на работу. Так вот видел уже четыре анкеты, где человек в словосочетании «полная грамотность» умудряется делать грамматические ошибки.

АРТЕМ ТРОИЦКИЙ, музыкальный критик
У меня все дети либо очень крупные, то есть выросшие, либо еще мелкие, так что подобная проблема передо мной лет 15 не возникала и еще лет 5 не возникнет. Мне очень нравится город Томск. Мало того, что он сам по себе очень симпатичен, так там еще шесть или семь университетов и студенты составляют четверть населения всего города, - это очень мило. А мои отношения с детьми всегда складывались и будут складываться таким образом, что решающий голос принадлежит им, а не мне. Но если моему ребенку захочется поехать получать образование в Томске, то я буду совершенно не против.

МАГОМЕД ТОЛБОЕВ, бывший депутат Госдумы, Герой России, доктор исторических наук
Какая разница, московский или немосковский? Главное, чтобы вуз был государственным, а во всех остальных люди просто делают деньги, но детям при этом ничего не дают. Как депутат Госдумы, в 1990-е годы я видел, как начиналась наша вузовская система, и прекрасно знаю, что они там дают и что берут. Знаю, сколько стоит поступить, сдать экзамены и сессию. А ведь в платных вузах никто не учится и на занятия не ходит, но считают себя студентами. А когда потом выходят из стен вуза, то, наверное, и сами не понимают, кто они такие, - врачи или учителя? Я бы такому «специалисту» никогда ничего не доверил. Правда, и в государственных вузах тоже, бывает, не учатся, и деньги за экзамены платят, но это все же остаточные явления. Образование должно быть только государственным, а в частном никто и ни за что не отвечает. Как же в частных вузах студенту могут поставить двойку, если он им деньги платит? Коммерческие отделения даже в государственных вузах - это какие-то игры, а не серьезные вещи.

БОРИС ГРАЧЕВСКИЙ, художественный руководитель киножурнала «Ералаш»
Я уверен, что ребенок должен учиться и воспитываться там, где живут его родители. Образование у нас крепкое и надежное, и вуз должен быть надежным. А если бы я жил не в Москве, то боролся бы за то, чтобы ребенок учился в столице, потому что там уровень преподавания намного выше. Ну, и еще в Петербурге, хотя он уже стал отставать.

ИРИНА ВИНЕР, главный тренер сборной России по художественной гимнастике
Отправила бы, потому что есть сильные федеральные вузы с сильными преподавателями, которые просто не имеют возможности жить в Москве, но учат лучше, чем в столице. Я знаю, что на периферии есть не только прекрасные вузы, но и школы - например, в том же Новосибирске.

СВЕТЛАНА ГОРЯЧЕВА, зампред комитета Госдумы по регламенту и организации работы Госдумы (фракция "Справедливая Россия")

Мой сын учился в Дальневосточном государственном университете, правда, заканчивал уже в Москве, но только потому, что я к тому времени стала депутатом и переехала сюда. И муж закончил этот же университет, и я. По-моему, главное не то, где ты учился территориально, а твое отношение к учебе и полученные знания. У нас в Приморском крае, в хороших университетах, тоже можно получить образование. Я не думаю, что за образованием нужно обязательно тащиться в Москву.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку JOIN.
АНАСТАСИЯ НОВИКОВА
gzt.ru

всего: 1524 / сегодня: 1

Комментарии /1

16:2321-10-2008
 
Читатель
интересно, как они её - силу закона обрели? раньше университеты обретали славу, известность и т. п.

Даль: ОБРЕТАТЬ - , обрести или обресть - найти, сыскать, отыскать, добыть, раздобыть, разжиться чем, получить; стяжать, усвоить себе

прям не универы, джедаи какие-то!
"Да пребудет с вами сила!" - джедай Йода

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире