Пока в сферу действия закона попадают только два вуза - Южный (Ростов-на-Дону) и Сибирский (Красноярск) федеральные университеты. Но уже подписан президентский указ о создании Дальневосточного университета (Владивосток) и обсуждается возможность учреждения подобного вуза на Урале. Главная задача, которая стоит перед федеральными университетами, - вернуть научные исследования в вузы и вовлечь в них студентов, объединить науку и образование, как принято во всем мире.
Краткий курс истории федеральных университетов Предложение создать федеральные университеты появилось в 2006 году в рамках обсуждения национального проекта "Образование". Тогда были созданы два первых подобных университета. Сибирский федеральный университет (СФУ) образовали на базе Красноярского госуниверситета, присоединив к нему Красноярскую государственную архитектурно-строительную академию, Красноярский государственный технический университет и Государственную академию цветных металлов и золота. |
Уже перед самым окончанием пленарного заседания депутаты Госдумы проголосовали за правительственный законопроект, который учреждает новую форму вузов. Как сообщил думцам статс-секретарь, заместитель министра образования и науки Юрий Сентюрин, федеральные университеты будут создаваться правительством по решению президента и действовать в форме автономного учреждения. Это означает, что они свободнее смогут распоряжаться внебюджетными средствами и самостоятельно утверждать образовательные стандарты без оглядки на Минобрнауки. Эти преимущества перед остальными вузами дадут университетам возможность опережать существующие образовательные стандарты и свободно вести современные научные исследования. В перспективе это должно повысить качество образования.
Удовлетворение кадрового интереса
Согласно тексту проекта, предложение о создании федерального университета на своей территории должны формулировать власти субъектов. Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, основной задачей федеральных университетов будет кадровое удовлетворение запросов регионального бизнеса и госструктур. Кроме того, предполагается, что новые вузы будут тесно сотрудничать не только с научно-исследовательскими институтами и предприятиями, но и зарубежными высшими школами. Сентюрин также отметил, что, в отличие от университетов, институтов или академий, федеральные университеты в обязательном порядке будут иметь попечительские советы, президента, а также ректора, назначаемого правительством на пятилетний срок. Как пояснил вслед за ним председатель комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин, вузы нового типа смогут учить студентов, опираясь на собственные образовательные стандарты и требования. Эффективность деятельности федеральных университетов будет оцениваться по критериям, утверждаемым Минобрнауки. Уже существующим федеральным университетам (Южному и Сибирскому) дали чуть более года, чтобы перестроить свою работу под новые правила. С 1 января 2010 года они должны функционировать по тем же стандартам, что и федеральные университеты, которые появятся уже после принятия законопроекта.
Теснота в мировых рейтингах
В законопроекте подчеркивается, что федеральные университеты должны со временем войти в международные рейтинги ведущих мировых университетов, тем самым повысив престиж российского образования за рубежом. Однако очевидно, что в ближайшие 10 лет прорыва ждать не приходится. Пока в международных рейтингах фигурируют только два российских вуза - МГУ и СПбГУ, которые недавно получили такую же автономию, как и федеральные университеты.
При составлении международных рейтингов вузы оцениваются прежде всего как исследовательские учреждения. Например, в самом престижном Шанхайском рейтинге учитывается число выпускников и сотрудников вуза, которые получили Нобелевскую премию или премию Филдса, которая считается наивысшей наградой в области математики. Другие составители зарубежных рейтингов учитывают количество упоминаний вуза в ходе опросов среди представителей академических кругов и работодателей, число иностранных студентов или научных сотрудников, а также количество упоминаний о вузе в научных журналах.
С учетом этих требований даже Минобрнауки не ставит перед федеральными университетами слишком амбициозных задач. В госпрограмме «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009--2012 годы», разработанной ведомством, предполагается, что как минимум два федеральных университета должны появиться в мировых рейтингах на позициях не ниже 500 только в 2012 году.
Зампред комиссии Общественной палаты (ОП) по образованию и науке Любовь Духанина считает, что такую задачу российские федеральные университеты все же смогут решить, хотя за рубежом вовсе не в восторге от перспективы появления новых соперников. «Попасть в мировые рейтинги будет для них непросто, - заявила она корреспондентам "Газеты". - Но не потому что вузы не соответствуют мировым стандартам, а потому что международное научное сообщество будет препятствовать их попаданию в международные рейтинги».
Внутренняя конкуренция
Новые университеты должны выдержать борьбу не только с международными конкурентами, но и на внутреннем рынке. Одна из целей создания таких сильных вузов в регионах - укрепить образование вдали от двух столиц и предоставить студентам возможность получить качественное образование у себя в регионе. Однако переход в разряд федеральных университетов автоматически не гарантирует этим вузам популярности среди абитуриентов, уверен директор Центра образования "Царицыно", член комиссии Общественной палаты по образованию и науке Ефим Рачевский. «Бренд редко формируется за счет указа. Конечно же, от слова "федеральный" они станут более привлекательными и прибавят в рейтинге, но этот процесс будет носить анонсированный характер, и они еще долго не смогут конкурировать с такими брендами, как МГУ или СПбГУ» - отметил Рачевский в интервью корреспондентам «Газеты». Эксперт затруднился предсказать темпы дальнейшего развития этих образовательных учреждений. При этом Рачевский предположил, что появление в международных рейтингах для федеральных вузов, скорее всего, перспектива долгосрочная. «Но не дай бог нам скатиться на внутренние рейтинги, - предупреждает он. - В условиях мобильности трудовых ресурсов это была бы полная бессмыслица».
Эксперт отметил и положительные стороны в создании федеральных центров образования. «Ожидается другая система финансирования, и они смогут, наконец, заниматься исследовательской деятельностью, которую у нас не проводит большинство вузов страны. А если университет не занимается исследовательской деятельностью - это не университет» - подчеркнул Рачевский.
Экспериментаторы ждут достойной оплаты
В законопроекте отдельно прописаны механизмы реорганизации вузов, на базе которых создаются федеральные университеты. Для создания каждого необходимо слить в одно учреждение несколько нынешних институтов и даже профтехучилищ. Это объединение будет сопровождаться юридической волокитой, которая касается на практике не только администрации вузов, но и преподавателей и студентов. Если последних просто формально переводят из одного ликвидированного вуза во вновь созданный, то с преподавателями дело обстоит сложнее. При создании Сибирского и Южного федеральных университетов большого сокращения не произошло. Наоборот, обнаружилась резкая нехватка высококвалифицированных преподавателей и профессоров, способных вести научные исследования, а не просто начитывать лекции.
Ректор Института проблем образовательной политики "Эврика" Александр Адамский считает, что без таких ученых федеральным университетам не удастся решить поставленные задачи. "Проблема прежде всего не количественная, а качественная. Кадры нужно насыщать и пополнять, - сказал он корреспондентам "Газеты". - Сейчас преподаватели и профессоры не ведут исследовательскую работу в вузах в том объеме, который предполагается". Когда создавался Сибирский федеральный университет, власти собирались привлечь преподавателей из-за границы. "Министр даже ездил во Францию на один из форумов, где собиралась русская научная диаспора, которая выразила намерение работать в науке и в университетах в России", - рассказал Адамский. Он уверен, что решить кадровую проблему в федеральных университетах можно, повысив там оплату труда. Он считает, что если преподавателям будут достойно оплачивать научно-исследовательскую работу, сразу найдется много желающих поработать в федеральных университетах, даже несмотря на их удаленность от столицы.
ВЫ ОТПРАВИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НЕМОСКОВСКИЙ ВУЗ? МИХАИЛ ДЕЛЯГИН, директор Института проблем глобализации
АРТЕМ ТРОИЦКИЙ, музыкальный критик
У меня все дети либо очень крупные, то есть выросшие, либо еще мелкие, так что подобная проблема передо мной лет 15 не возникала и еще лет 5 не возникнет. Мне очень нравится город Томск. Мало того, что он сам по себе очень симпатичен, так там еще шесть или семь университетов и студенты составляют четверть населения всего города, - это очень мило. А мои отношения с детьми всегда складывались и будут складываться таким образом, что решающий голос принадлежит им, а не мне. Но если моему ребенку захочется поехать получать образование в Томске, то я буду совершенно не против.
МАГОМЕД ТОЛБОЕВ, бывший депутат Госдумы, Герой России, доктор исторических наук
Какая разница, московский или немосковский? Главное, чтобы вуз был государственным, а во всех остальных люди просто делают деньги, но детям при этом ничего не дают. Как депутат Госдумы, в 1990-е годы я видел, как начиналась наша вузовская система, и прекрасно знаю, что они там дают и что берут. Знаю, сколько стоит поступить, сдать экзамены и сессию. А ведь в платных вузах никто не учится и на занятия не ходит, но считают себя студентами. А когда потом выходят из стен вуза, то, наверное, и сами не понимают, кто они такие, - врачи или учителя? Я бы такому «специалисту» никогда ничего не доверил. Правда, и в государственных вузах тоже, бывает, не учатся, и деньги за экзамены платят, но это все же остаточные явления. Образование должно быть только государственным, а в частном никто и ни за что не отвечает. Как же в частных вузах студенту могут поставить двойку, если он им деньги платит? Коммерческие отделения даже в государственных вузах - это какие-то игры, а не серьезные вещи.
БОРИС ГРАЧЕВСКИЙ, художественный руководитель киножурнала «Ералаш»
Я уверен, что ребенок должен учиться и воспитываться там, где живут его родители. Образование у нас крепкое и надежное, и вуз должен быть надежным. А если бы я жил не в Москве, то боролся бы за то, чтобы ребенок учился в столице, потому что там уровень преподавания намного выше. Ну, и еще в Петербурге, хотя он уже стал отставать.
ИРИНА ВИНЕР, главный тренер сборной России по художественной гимнастике
Отправила бы, потому что есть сильные федеральные вузы с сильными преподавателями, которые просто не имеют возможности жить в Москве, но учат лучше, чем в столице. Я знаю, что на периферии есть не только прекрасные вузы, но и школы - например, в том же Новосибирске.
СВЕТЛАНА ГОРЯЧЕВА, зампред комитета Госдумы по регламенту и организации работы Госдумы (фракция "Справедливая Россия")
Комментарии /1
Даль: ОБРЕТАТЬ - , обрести или обресть - найти, сыскать, отыскать, добыть, раздобыть, разжиться чем, получить; стяжать, усвоить себе
прям не универы, джедаи какие-то!
"Да пребудет с вами сила!" - джедай Йода
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: