- А, тот самый Иванов…, - скажет кто-нибудь и обязательно спутает с другим живописцем. «Уж, не взять ли мне псевдоним», - всерьез подумывает Сергей, чтобы навек покончить с этой путаницей.
Сергею Иванову 40 лет, женат (Диана, его неизменная модель).
Он участник городских, краевых, областных и региональных выставок с 1994 года. Впервые его работы увидели свет на фестивале изобразительного искусства «На берегах Енисея. Традиция и современность».
Картины Иванова находятся в частных коллекциях России, Канады, Германии, Японии.
Выпускник Суриковского художественного училища и Красноярского художественного института (спец. - станковая живопись) к своей мечте стать художником шел последовательно и целенаправленно. «Коней не меняю», - говорит о себе, а вот город поменял, чтобы уйти от родительской опеки , и начал жизнь в Новокузнецке с тотального пересмотра своих принципов. В новой мастерской сделал «виртуальную уборку», освободившись от груза прошлых воспоминаний и ощущений.
- Ничто так человека не мобилизует как смена места жительства, - говорит художник.
Сергей Иванов мечтает в совершенстве овладеть профессией, которую выбрал. Себя называет скромно - «учеником», но верит, что однажды проснется знаменитым, когда будут покупать его «имя». Согласен потерпеть- подождать, колотясь за копейку, как и многие начинающие живописцы. «Король ты или пешка, нам всем нужна поддержка», - шутит Сергей.
Иванов из «долго рожающих», но когда прорвёт!.. Я видела, как он истово работал в Саянах после пятидневного простоя. С Сергеем Ивановым я познакомилась в поездке по Саянскому кольцу, равно как и с другими сибирскими художниками. Прошло четыре года и только сейчас для себя открыла глубокого, мыслящего, очень требовательного к своему творчеству человека.
Персональная выставка в Союзе художников, пусть и камерная, не масштабная, приятно удивила. На ней представлены разные жанры: пейзаж, портрет и натюрморт. Не очень ровная выставка, но виден и виден качественный скачок: в поздних работах появилась смелость, отчего картины только выиграли, обрели целостность.
- За что тебе не стыдно перед собратьями по цеху?
- Не стыдно, что я вообще выставку сделал, - сказал Сергей.
Он редко доволен собой, считая, что недовольство - залог творческого роста. На последнем пленэре живописец стремился рассмотреть «лицо» Каменного города и его черты и увидел сходство этих скал с «Красноярскими столбами».
Из выставочных пейзажей отмечает «Буйбу». Река завораживает своей живостью. Но этюд Сергей считает сильнее (за него двойную порцию каши на пленэре получил - приглянулась картина поварихе). Повторить же этюд в мастерской он так и не смог, как не усердствовал.
- На то он и этюд, чтобы писать его за полчаса. Там надо сконцентрироваться выкладываться по максимуму. Мой минус - погоня за материальностью, за фактурой, предметностью, - считает художник. - Если уж это дерево - так дерево, а не просто сгусток краски. Бывает, проходит полгода, и ты видишь, что не дотянул, не дописал: мастерства не хватило, либо понятия. Вот, пожалуй, за что не стыдно, так это за «Натюрморт с яблоками». Направление правильно взято, нет шараханья по океану в своих умозрениях из одной крайности в другую. Это как на войне - «не совсем точно бьешь, но в нужном направлении».
***
- Для меня стало открытием, что Сергей Иванов сильный портретист.
- Начинающему художнику (пока он учится) педагоги создают все условия: он не ищет натуру, не волнует его проблема освещения в студии и чем он заплатит модели, а вольный художник должен заботиться обо всем сам. Так что писать портрет сложно и хлопотно, даже если натурщица под боком, жена, например.
Я всегда тяготел к портрету. Иногда у художника и модели пересечется взгляд, и художник понимает, как писать. Ведь человек это же непросто физическая оболочка. Во время сеанса натура тоже будет меняться, и надо видеть не законченный портрет, а держать его будущий образ. Надо подглядывать, изредка бросать взгляд, чтобы отразить анатомические особенности человека. Человек это микрокосмос, в котором все заключено и хорошее и плохое, святое и низменное, есть в нем и воля, свобода выбора.
- Существует ли секрет удержания образа?
Необходимо полное отключение от происходящего, представлять себя не человеком, которого тоже можно написать, а частью материальной принадлежности, неким инструментом, таким же, как мольберт, палитра или тюбики с краской. Необходимо полное отречение от себя, забыть, кто ты есть, и что тебя волнует. Тогда легко удержать. Ты просто проявление чьей-то воли. Настоящее искусство в этом и заключается: не надо искать свой почерк и стиль, все само к тебе придет, надо просто полностью отдаться творчеству. Нет тебя, не существует, ты всего лишь часть действа. Принцип библейский: «кто себя унизит, тот возвысится». Если же я буду воображать из себя мастера, то буду смотреть предвзято, и ничего не получится.
- Ты умеешь отречься от земного? Как ты совмещаешь в себе творца и кормильца, художника и мужа?
Искусство требует жертв, и ты сам выбираешь, кого или что принести в жертву. Если выбираешь себя, то отрекаешься от своей мечты, становишься ремесленником, которого волнует рейтинг, продажи, конъюнктура рынка, но художник - это творец. Даже если ты станешь баснословно богат, червяк душу источит. Глядь, и паруса не тем ветром полны и корабль не к тем берегам прибило. В человеке плохого и хорошего поровну, но один тянется к небу, другой - к земле, вот и вся разница, а я ищу золотую середину, чтобы не было маятника.
- К чему тебе золотая середина?
Каждый человек выбирает себе профессию и трудится на благо своим собратьям, совершенствуясь в главном и второстепенном. Второстепенное - это профессия, средство достижения цели. Летчик выбирает профессию не ради красивой формы, и летного удостоверения, а для того, чтобы испытать состояние полета. Вот она цель – его личные ощущения.
А теперь о главном: другие живые существа возможности творить лишены, это прерогатива человека. Мы в этом мире должны осознать, что нас окружает, обрести свои суждения и свой взгляд на мир, чтобы использовать их как инструмент для изменения и корректировки жизни. Мы должны достичь совершенства духа.
- Выходит что твоя цель - это осознанный путь творчества.
Р. S.
На этом мог бы завершиться наш «высокомудрый» диалог о творчестве, если бы на выставку в художественный фонд СХ не заглянул Николай Бахарев, который может поколебать веру в чистые идеалы у кого угодно…
Его монолог хочется привести без купюр:
- 30 лет я хожу их оскорбляю, - закричал одиозный фотограф с порога. - Ничего не могут мне дать (это он о художниках). У меня это все это в альбомах живописных в библиотеке. Они ничего о времени мне не дали. Вот, английский журнал меня печатает: время, культура, среда - все есть; эстетика и бля...во - все вместе. Это не я! Это мы - БЫДЛО! А он - претензии на умное и духовное. Все эти претензии и пафос к нашему времени отношения не имеют. Все высосано из пальца, или взято из книг. Какая у вас или у меня духовность? Вы что? И у вас духовности нет (это он уже о студии «Хорошее кино»). А меня англичане видят культуру низовую, какая она есть, ни та, которую вы себе мните, а которая существует в реальности. Это он сам себе придумал, где у этого товарища внутренний мир? Кич – это для меня, для быдла! Каждая вторая раздевается, у меня от девок отбоя нет. Их учат высокому и чистому, а у меня они раздеваются и попой кверху!…
Как говорится, «No comment»!
Комментарии /2
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: