Гигантский робот помогает людям быть услышанными (ФОТО)

Гигантский робот помогает людям быть услышанными (ФОТО)

В стране и миреНаука и техника
Даже в большой толпе такого красавца попробуй не услышать и не заметить: угловатая фигура восьми метров высотой, стоящая посреди городской площади и обладающая к тому же "железными голосовыми связками".

Завидовать, впрочем, способностям огроменного робота не нужно: он практически беспомощен, а свой трубный глас отдаёт напрокат, причём бесплатно. Работа у него такая. Интерактивная инсталляция RoboVox — детище словенского художника и дизайнера Мартина Брицеля (Martin Bricelj).

Здоровенный человекоподобный робот помогает людям быть услышанными. Как? Очень просто. RoboVox "встаёт" посреди какой-нибудь площади и ждёт SMS. Любой желающий может отправить сообщение на специальный номер, и робот тут же зачитает его вслух, да так, что будет слышно на десятки метров вокруг.

Какие сообщения ему приходится воспроизводить своим типичным "голосом робота" – зависит от фантазии прохожих. Это и политические лозунги, и рекламные объявления, и признания в любви. Тут, кстати, многих привлекает возможность сохранения анонимности.

Конечно, при помощи этого чудища можно просто найти потерявшегося человека ("Маша, встречай меня у фонтана!"), но это будет слишком приземлённо. Автор прочит RoboVox более возвышенную миссию: сделать так, чтобы мысли и мнения разных людей не пропали втуне.

Скажете: есть же Интернет, с его блогами и форумами. Но, согласитесь, глас с неба – куда более экзотичен.

История этого робота началась в 2006 году, а когда она закончится – никто сказать не может: как раз сейчас RoboVox совершает мировое турне. Очень неторопливо, надо сказать. Ещё бы, дойти до аэропорта и сесть в самолёт этот андроид не может, так что его хозяевам приходиться разбирать свою машину по кусочкам и заново монтировать на новом месте.

Интересно, что "отец" RoboVox Мартин Брицель никакого отношения к робототехнике не имеет. Зато он является служителем храма современного искусства. На его счету организация многочисленных фестивалей электронной музыки и выставок аудиовизуальных работ (и своих и коллег) не только в Европе, но и в других частях света — от Америки до Австралии.

Идея "железного гласа народа" посетила Брицеля, когда тот посещал Стокгольм. Как поясняет художник — "столицу плюрализма, равенства и свободы слова".

Там Мартин стал свидетелем трёх акций протеста, которые произвели на Брицеля "чрезвычайно сильное воздействие". Это были манифестации палестинцев, израильтян и иранцев.

Однако художник заметил, что после часов выкрикивания лозунгов силы манифестантов изрядно иссякли, а главное – ослаб и интерес прохожих.

Мартин подумал, что для пользы демократии было бы полезным подключить и окружающих к сему действу.

Но раздать всем людям на площади по мегафону было нереально, тогда-то Брицель и придумал трюк с сотовым телефоном, получающим SMS и динамиком, "зачитывающим" сообщения.

А поскольку эта техника должна была заменить нас в "весьма человеческом" деле, надлежало облечь идею в гуманоидную оболочку.

Построили RoboVox дизайнеры из художественной организации Code.Ep (одним из основателей которой является Мартин) и Музея временного искусства (Museum of Transitory Art). Оба этих творческих объединения расположены в Любляне.

(Любопытно, что ранее этот город подарил миру не менее примечательно изобретение — робота-нищего.)

Для воплощения замысла Брицелю пришлось привлечь также художников, программистов, инженеров из иных "контор", не только из Словении, но и из Британии.

RoboVox пришёл сюда, как нетрудно догадаться, не в первый раз. Собственно, он тут и родился. Но только в 2006-м этот робот был ещё совсем маленьким — чуть выше первоклашки. С тех пор он заметно подрос, обзавёлся сияющими глазами и ртом.

В течение десяти июньских дней робот не только выполнял свои прямые обязанности (озвучивал текстовые сообщения), но также послужил украшением для нескольких культурных мероприятий, проводимых тут же. В частности, для фестиваля Pecha Kucha Night, который с 2003 года уже успел побывать в 142 городах мира.

"Печа куча" (Pecha Kucha), возможно, и звучит очень по-словенски, но происходит это название от японского обозначения звука разговора, болтовни ("чит-чат"), а придумали этот формат встречи и презентации работ молодых художников и артистов англичанин Марк Дайтэм (Mark Dytham) и немка Астрид Кляйн (Astrid Klein), живущие в Японии.

RoboVox, "поднимающий" вопросы социального взаимодействия людей, в компании художников, артистов, музыкантов выглядел просто своим парнем.

Итак, проверено Брицелем, если вам нужно привлечь внимание к своей акции протеста или рассказать миру о своей любви – срочно стройте восьмиметрового робота. Эффект будет, пожалуй, не хуже, чем от несогласных крыс и уж куда сильнее, чем от манекеноподобного робота-демонстранта.

Следующая остановка в турне RoboVox — Лондон. А в планах художников — Хельсинки, Барселона, Париж, Нью-Йорк, Роттердам, Берлин и несколько других городов. Одновременно с роботом на площади должны выступать музыканты из разных стран (авторы проекта уже выпустили подборку композиций, сыгранных специально для RoboVox во время предыдущих его появлений на публике).

После завершения этого путешествия группа дизайнеров и художников, участвовавших в проекте, намерена выпустить сравнительный анализ сообщений, полученных роботом в разных частях света.

Так чисто художественный, казалось бы, проект перетёк в "занимательную социологию". Не удивительно – люди хотят быть услышанными, а творческих личностей из Любляны тема свободы слова волнует особенно сильно. Не зря RoboVox получил подзаголовок "Ваш голос".

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 1628 / сегодня: 2

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире