Сотовая западня
Более 10 миллионов человек в России хотя бы раз становились жертвами мошенничества с использованием сотовой связи.

Согласно результатам соцопросов, 11% пользователей мобильной связи, независимо от оператора, попадались на удочку преступников. Эксперты полагают, что ситуация еще хуже, поскольку далеко не каждый обращается в правоохранительные органы или к тем же сотовым операторам.

Обманом жить нам, стало быть, с руки

«Мама, это я, у меня неприятности. Срочно нужны деньги!» Человек на другом конце провода уточнил: «Это я, Дима!» Сходство с голосом сына поражало. Прокол мошенников был только в одном: все близкие привыкли Дмитрия называть Митей, и сам он представляется именно так. Сгоряча мошенник был послан – а зря. Надо было согласиться «на выкуп», только на встречу прийти с милицией или с парочкой крепких знакомых.

65-летней Наталье Ф. повезло меньше – ее 16-летнего внука в момент звонка не было дома, его сотовый не отвечал. Голос звонившего, опять же, был один в один как голос Саши. И женщина добровольно отдала жуликам 10 тыс. руб. Примечательно, что о подобных аферах она была отлично осведомлена и сама недавно ругала приятельницу, купившуюся на «разводку». Наталья Юрьевна говорит, что действовала, как под гипнозом: уж больно схожи голоса.

Согласно исследованиям, проведенным компанией «Билайн» совместно с агентством Bojole среди 1800 пользователей сотовой связи в 11 городах — «миллионниках», 11% опрошенных становились жертвами мобильных мошенников. По результатам исследования эксперты смогли выявить общие для всех операторов и регионов проблемы, главная из которых – недостаточное информирование аудитории пользователей сотовой связи, отсутствие простых практических рекомендаций для профилактики случаев обмана потребителей и психологического манипулирования для совершения преступления.

Как пояснили представители компании, предпосылками к изучению проблемы стали массовые обращения представителей СМИ и клиентов сотовых операторов по поводу различных способов «мобильных разводок». В 2003-2007 годах количество таких обращений возросло на 200%, в результате подобный вид преступлений стал общенациональным бичом мобильной связи.

«Примечательно, что клиенты практически не жалуются на подобные преступления в центры поддержки своих сотовых компаний, — рассказывает директор Северо-Западного региона ОАО «ВымпелКом» Андрей Елисеев, — из всех зарегистрированных обращений доля подобных жалоб составляет менее 1,5%. При этом, согласно исследованиям, большинство абонентов считают, что ведущая роль в противостоянии мошенничеству должна быть у сотовых операторов и правоохранительных органов. Кстати, 70% абонентов уверены, что борьбу с мошенничеством в России не ведет вообще никто».

54% абонентов ассоциируют с мобильным мошенничеством случаи обмана на доверии, 28% относят сюда кражи мобильных телефонов. Самый популярный вид мошенничества – «случай с родственниками». Чуть меньше абонентов знают про разводки под условным названием «ложный приз», 39% слышали о способе обмана «смс-просьба», более трети опрошенных также знают о мошенничестве под условным названием «платный код».

Что касается удивительной похожести голосов жуликов на голоса родственников, знания подробностей биографии, маршрутов, адресов потенциальных жертв, то мнения экспертов однозначны: либо это случайное совпадение и похожесть голоса жертвы сами достраивают психологически, что вполне объясняется неадекватностью ситуации (звонки поступают ночью или глубоким вечером), либо подобные звонки раздаются с подачи знакомых (что менее вероятно, но возможно).

Изображая жертву

По оценке заместителя начальника 7 отдела Управления уголовного розыска ГУВД СПб и Ленинградской области Михаила Грудовика, собрать доказательную базу на преступления, совершенные с помощью сотовой связи, достаточно трудно. Однако, по словам милиционера, уголовный розыск постоянно проводит определенные мероприятия с целью пресечения случаев телефонного мошенничества.

Как сообщил корреспонденту «Росбалта» Михаил Грудовик, данный вид мошенничества идет на убыль. По официальной статистике, предоставленной сотрудником ГУВД, если в 2006 году в этой сфере было совершено 1030 преступлений, по 552 возбуждены уголовные дела, раскрыто 50 и в суд отправлено 20 дел, в 2007-м – 348, 140, 40 и 17 соответственно, то в 2008 году совершено 215 преступлений, по 172 возбуждены уголовные дела, раскрыто 39 и в суд направлено 14 дел.

Оперативный работник также сообщил, что подобные преступления в основном совершаются в ночное или вечернее время, когда жертва расслаблена и не совсем адекватно реагирует на неожиданное сообщение. По информации эксперта, в основном звонки поступают из мест лишения свободы или из СИЗО, а за деньгами приходит подельник, в большинстве случаев, наркозависимый.

«Подобные преступления совершают граждане от 18 до 35 лет. У преступной группы есть организатор (как правило, находящийся за решеткой), преступления носят серийный характер, имеют прямой умысел, — рассказывает Михаил Грудовик. — Администрация пенитенциарных заведений принимает меры по недопущению подобных преступлений, пресекает попытки появления мобильников в камерах. Однако вы представьте: барак где-нибудь в Коми человек на 50, и оттуда звонки. Как проследить, кто звонил? Я советую самим гражданам быть бдительнее, не идти на подобные «разводки».

Эксперт также заверил, что сейчас все заявления потерпевших рассматриваются, дела возбуждаются и даже зачастую раскрываются.

Свою оценку ситуации «Росбалту» дал доктор социологических наук, завкафедрой теории коммуниаций факультета журналистики СПбГУ Дмитрий Гавра. «В группе риска те, кому труднее всего переносить информационные перегрузки, кто не в состоянии дать адекватной оценки ситуации: пожилые люди, подростки, а также люди с так называемым «синдромом жертвы», — рассказал социолог. – Раньше именно такие люди становились жертвами лохотронов, наперсточников. Кроме того, сейчас повышен общий уровень невротизации общества, у людей есть психологическая готовность к постоянному появлению плохих новостей».

Кроме того, по словам Гавры, определенную роль играет недоверие людей к институтам власти. Действительно, многие реагируют на предложение «решить дело по-тихому» положительно. Это означает абсолютное недоверие к правоохранительным органам, и даже больше – кризис базовой системы доверия в государстве.

Информирован – значит вооружен

Чем больше информации — тем меньше шансов стать жертвой. Например, в Австралии 83% населения прекрасно осведомлены о всевозможных сотовых аферах, а потому вряд ли попадутся на подобное мошенничество. «Но Россия все равно не уникальная страна, — рассказывает руководитель аналитического агентства «Рустелеком» Юрий Брюквин. – В США, например, люди очень часто «ловятся» на всевозможные обещания призов, хотя истории типа «попал в ДТП, срочно нужны деньги гаишникам», конечно, не пройдут. В большинстве западных стран в группе риска в основном молодые люди 14-25 лет. У нас это часто люди пенсионного возраста».

Очевидно, что решение проблемы возможно только на общественном уровне с участием всех пострадавших сторон. В связи с этим компания «Билайн» (впрочем, руководство компании уверено, что к ним в самое ближайшее время присоединятся коллеги из других компаний сотовой связи), сотрудники правоохранительных органов, психологи начали разработки рекомендаций пользователям сотовой связи.

Первое и главное: будьте бдительны, узнавайте больше о новых мошеннических схемах; обязательно убедитесь в достоверности информации, полученной по телефону от неизвестных; не торопитесь принимать какие-то действия по инструкции звонящих, в особенности если их инструкции требуют перевода или передачи денежных средств; не давайте телефон незнакомому человеку, если у человека беда, лучше сами в его присутствии перезвоните по номеру, который вам укажут.

Эксперты также дали некоторые практические советы, как не попасться на удочку мошенникам.

Если человек представляется вашим родственником, и голос кажется вам действительно знакомым, не стесняйтесь уточнить у него какие-то детали, о которых можете знать только вы и ваш настоящий родственник.

Если звонящий представляется сотрудником радиостанции или сотового оператора, «радует» вас сообщением о якобы выигранном призе, для получения которого вам нужно что-либо заплатить, свяжитесь с радиостанцией или оператором и уточните, действительно ли подобный конкурс проходил. Как правило, серьезные компании не берут никаких денег за участие или победу в конкурсах.

Если вы получили смс-сообщение с незнакомого телефонного номера, подписанное якобы вашим знакомым, с просьбой пополнить баланс его счета – уточните, действительно ли есть подобные проблемы, перезвоните на указанный номер.

Если звонящий представляется сотрудником вашей сотовой компании и требует срочно перевести некие деньги в связи с техническими мероприятиями или иными акциями в компании, перезвоните в сервисную службу и уточните, действительно ли подобные мероприятия проходят.

Еще один любопытный совет: договоритесь с близкими о некоем условном коде, сигнализирующем о случившимся с ними или с вами ЧП, и экстренно реагируйте на звонок только в том случае, если подобный «пароль» прозвучит. Подобный пресловутый «горшок с цветами на окне» поможет избежать не только потери денег, но и серьезного стресса.


Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Марина Бойцова
rosbalt.ru

всего: 1550 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире