Два варианта образовательного стандарта

Два варианта образовательного стандарта

В стране и миреВ мире
15 ноября 2008 года в рамках форума «Модернизация образования» состоялась работа дискуссионной площадки «Федеральный государственный образовательный стандарт», на которой обсуждались требования к результатам, условиям и структуре образовательной программы учреждения.

Следующий вопрос – о вытекающих отсюда требованиях к структуре программ. Ведь чтобы уметь решать задачи, нужно освоить определенные виды деятельности, и структура программ должна быть этому подчинена. Есть определенные виды задач, которые нужно научиться решать в каждом конкретном возрасте.

Пускай они даже, как в Польше, выделены в ключевые компетентности и подкомпетентности, то есть каждая компетентность поделена, и каждый тип задач должен быть освоен на своем уровне.

Мне кажется очень важным прописать эти задачи и разные виды деятельности под них, разные требования к структуре и различающиеся условия под них, чтобы сложилась ситуация, в которой нельзя обойтись без перехода на школу ступеней. Можно прописать структуру так, чтобы для нее потребовалось создавать отдельную школу, потому что в одной школе все эти условия не выполнишь.

Еще одна важная мысль, на мой взгляд, – это требования к условиям. Мне кажется, есть потенциал у такой идеи, как требование к порядку формирования программ. И здесь мы можем заложить идею, что программа способна формироваться только через индивидуальные образовательные программы школы. Я знаю, что, наверно, какие-то экстремистские вещи говорю, но мы обсуждали это, когда готовили идею проекта. Игорь Реморенко говорит, что всем детям на всех ступенях нужна эта индивидуальная образовательная программа. На уровне начальной школы это фактически тот субъект, для которого формируется программа, с ним вместе выступают родители, семья.
На этапе подростковой школы это все-таки группа, коллектив, который совместно договаривается и решает, какую программу он хочет осваивать. Мне довелось наблюдать такой пример в Швеции. Ребятам сказали: «В рамках курса психологии у нас есть возможность освоить четыре модуля». Детям предложили на выбор восемь модулей, и в ходе специальной групповой работы они договорились между собой, какие модули из предложенных они точно хотят изучать.

На старшей ступени – это уже индивидуальная образовательная программа, которую собственно формирует сам субъект, то есть ребенок. Каждый должен учиться отдельно, индивидуально. Все равно мы скорее всего выйдем на группы, но тем не менее это будут группы сменные. И это не значит, что ребенок будет учиться отдельно. Но сам принцип формирования такой программы – это не уроки, которые предложены, а те, которые сложились как своеобразная система логистики. И если бы были прописаны такого рода требования к формированию программы, мы могли бы сделать реальный шаг к уходу от классно-урочной системы.

Мне кажется, что у этого документа есть и еще одно слабое звено, которое может тормозить его понятие и принятие. Мне кажется, что идея создать макет стандарта придумана не случайно. Нужно собрать скелет, на который потом будет наращиваться мясо. Но у нас же идет попытка одновременно и прописать макет, и заложить его наполнение, что никак не удается. Нужно было сначала содержательно обсудить какие-то очень рамочные вещи: какие в стандарте должны присутствовать виды деятельности, какая структура программ должна обеспечивать эти виды и т. д. Дальше можно разделить задачи. И лишь потом – заниматься наполнением.
Сейчас, когда начались споры по наполнению стандарта, мы никак не можем в результате договориться о макете. И в принципе задача создания макета, краткого, очень внятного и принимаемого родителями, понятного непедагогическому сообществу, пока не решена. Не случайно мы говорим об альтернативах, которые не всеми поддерживаются. В той ситуации, когда предложены разные макеты и ни один макет не имеет подавляющей поддержки, принимать решение пока рано. Документ должен быть проработан так, чтобы он получил однозначную поддержку. Стандарт ни в коем случае не должен быть недоработан и непонятен.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку JOIN.
Артур ИНДЖИЕВ
Вести образования

всего: 1375 / сегодня: 1

Комментарии /0

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире