Авторынок между бумом и крахом

Авторынок между бумом и крахом

В стране и миреЭкономика и финансы
Какую логику диктуют «оптимистичные» прогнозы рядовому потребителю, располагающему сейчас «живыми» деньгами для покупки нового автомобиля?

Новости, касающиеся авторынка, отличаются удивительным разнообразием, способным поставить в тупик гражданина, у которого в кармане завалялись «лишние» деньги на новую машину. С одной стороны, аналитики по-прежнему обещают автомобильный бум в стране, а значит цены на машины не должны сильно вырасти и покупку нового «железного коня» можно отложить на потом; с другой, темпы автопроизводства в России заметно падают, импортные иномарки дорожают стараниями федерального правительства, — и вроде бы именно сейчас имеет смысл отовариваться. Тем более, почти все производители и дилеры предлагают значительные новогодние скидки на свою продукцию.

Начнем с позитива, тем более что на общем фоне кризисных ожиданий каждая такого рода новость вызывает прилив оптимизма. Как утверждает исследовательская компания RNCOS, мировой кризис вовсе не отменяет автомобильный бум в России. По оценке компании, к 2012 году объем продаж автомобилей в РФ достигнет 5,9 млн машин – то есть примерно вдвое превысит нынешние показатели. Как отмечает журнал «Финанс», этот прогноз оптимистичнее предыдущих оценок аналитиков. Согласно прогнозу, будет расти также рынок коммерческих перевозок — показатель CAGR (среднегеометрический годовой темп прироста инвестиций) в течение 2008-2012 годов в этом сегменте составит около 14%. К 2012 году количество машин на тысячу человек составит более 300, отмечается в исследовании RNCOS. 

Ранее компания Ernst&Young выступила с прогнозом, согласно которому к 2012 году объем продаж вырастет до 5,2 млн автомобилей. Напомним, что по итогам 2007 года в стране было продано 2,4 млн авто на сумму свыше $50 млрд. Если бы не разразившийся общемировой экономический кризис, у России были все шансы обогнать по количеству продаж авто Германию.

Тем не менее, несмотря на кризис, по итогам продаж в этом году российский авторынок демонстрирует очевидные успехи. Так, по оценкам аналитического агентства «Автостат», в 2008 году суммарный объем продаж новых автомобилей в России составит 2,8 млн машин, что на 16% больше, чем в прошлом году. Что касается дальнейших прогнозов, в новом отчете «Рынок легковых автомобилей в России – Итоги 9 месяцев, тенденции, прогнозы» специалисты агентства рассматривают три сценария развития авторынка. Согласно реалистичному прогнозу, в 2009 г. продажи авто оцениваются на уровне 2,6 млн машин, что, в общем, для года, на который придется самый пик экономического кризиса, — совсем неплохо. К 2010 году агентство прогнозирует возобновление роста продаж и достижение рынком отметки в 3 млн реализованных авто, а к 2012 году — 4 млн. Оценки «Автостата» скромнее прогноза RNCOS и Ernst&Young, но в них, похоже, более точно учтена вероятная глубина падения продаж автомобилей из-за кризиса.

Итак, какую логику диктуют «оптимистичные» прогнозы рядовому потребителю, располагающему сейчас «живыми» деньгами для покупки нового автомобиля? Разумеется, не торопиться «выбросить» деньги перед или сразу после Нового года, несмотря на завлекательные скидки и бонусы. Если уж очень хочется купить новую машину, стоит как минимум дождаться февраля-марта 2009 г., когда по традиции скидки на авто предыдущего года выпуска достигают максимума.

Рискнем предположить, что в условиях сокращающегося потребительского спроса и значительного затоваривания складов в РФ машинами 2008 года выпуска эти авто будут распродаваться за «колоссальный бесценок» вплоть до лета, если не осени, следующего года. Ведь в этом году, как и в предыдущие, когда автомобили раскупались, как горячие пирожки, а очереди на некоторые из них достигали полутора лет, — в феврале-марте все еще можно было увидеть рекламу, предлагающую приобрести «прошлогоднюю коллекцию» по суперцене – спешите, осталось всего несколько штук…

И все же этот совет вполне справедлив только для машин, произведенных в нынешнем году. Импортные автомобили и отечественные иномарки 2009 года выпуска, которые, опять же по традиции, у дилеров появятся не раньше февраля-марта, заметно подорожают в силу ряда обстоятельств. Это и повышение таможенных тарифов на импортируемые иномарки с января 2009 года, и снижение курса рубля к основным мировым валютам, и остановки автопроизводств ведущими компаниями отрасли как в РФ, так и во всем мире, из-за затоваривания и падения спроса, и естественное удорожание машин из-за необходимости соответствия все более высоким экологическим нормам и потребительским стандартам.

Так, о повышении российских цен на легковушки с Нового года (читай – февраля-марта) на 5-30 % объявили большинство иностранных автопроизводителей: Opel, Volvo, Ford Motor, Toyota Motor, Mitsubishi, Hyundai и китайские компании. Следует отметить, что это повышение, скорее всего, еще не учитывает рост таможенных тарифов и будет пересмотрено в сторону увеличения, ведь маловероятно, что правительство под напором дальневосточных и приморских автомобилистов откажется от своего решения в поддержку отечественного производителя – тоже довольно спорного, надо заметить. Максимум – для ряда регионов введут какие-то льготы или переходный период, — но общей картины роста цен на иномарки это не изменит.

Следовательно, если потребитель не заинтересован в покупке машины 2008 года выпуска (поскольку это автоматически снижает цену автомобиля при его продаже после 3 лет эксплуатации – он уже будет проходить как четырехлетка, причем, как правило, независимо от месяца первичной реализации) и не хочет платить несусветные деньги за транспортное средство образца 2009 года, — ему все же стоит подождать начала 2010 года.

К тому времени могут появиться несколько возможностей для снижения цен на автомобили. Во-первых, производители неизбежно будут вынуждены упрощать и удешевлять комплектацию ввозимых или производимых в РФ машин, предлагать новые бонусные и кредитные программы – по-настоящему кризисные. То есть реально станут бороться в России за потребителя, чего последние годы не наблюдалось.

Во-вторых, возможно, банки слегка оправятся от удара первой волны кризиса, самой разрушительной, и начнут разблокировать систему автокредитования, а значит и повышать потребность населения в автомобилях, на которую производители по всем рыночным правилам обязаны ответить увеличением выпуска своего товара и разумным снижением цен. В-третьих, ставки ввозных таможенных пошлин на авто к тому времени могут снизиться, поскольку их повышение с января 2009 года, согласно постановлению правительства, рассчитано на срок в 9 месяцев.

Так что терпение автолюбителей может быть сторицей вознаграждено уже через год-полтора. Ну а автодилерам, понятно, не стоит строить иллюзий насчет будущего года. Зато в последующем те из них, кто избежит краха, удостоятся звания героев капиталистического труда и неизбежно станут ближе и понятнее покупателям.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.
Николай Ульянов
rosbalt.ru

всего: 745 / сегодня: 1

Комментарии /1

16:0617-12-2008
 
 
Миха
Автоваз гори ты синем пламенем !!!

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире