Недостаточно тепло в квартире, плохо убирают в подъезде, трудно дозвониться до аварийной службы, или её работа вызывает нарекания, не благоустроен двор, затоплен подвал, есть сомнения по поводу расходования собираемых средств или повышения тарифов… Претензии от жильцов поступают на все уровни власти, а в средствах массовой информации добрая половина жалоб касается работы ЖКХ. Довольно часто с «мелким» вопросом горожане, минуя орган местного самоуправления, выходят на главу города, а то и обращаются к губернатору. Одна из причин жалоб – плохое взаимодействие управляющих компаний, ТСЖ со СТОСами, старшими домов и с собственниками жилья, когда на многие вопросы не даётся ответов, а информация, владеть которой жильцы имеют право, и вовсе объявляется закрытой. Выстраиванию взаимоотношений с жителями, организации информационных центров, повышению роли советов территориальных органов общественного самоуправления был посвящён семинар, который провёл в Заводском районе начальник отдела развития новых форм в ЖКХ городской администрации В.М. Дёмин для председателей ТСЖ и СТОСов, руководителей УК и представителей общественности.
Три с минусом
Собственника сделали заказчиком, а он об этом ещё не знает и не догадывается – не почувствовал себя собственником.
– Когда человек жалуется на неотремонтированный подъезд или протекающую кровлю, это законные вопросы, и не отвечать на них – просто преступление, – высказал своё мнение В.М. Дёмин.
Другое дело, что в ответе говорить придётся о том, что работы в доме выполняются в пределах собираемых средств, утверждённых тарифов. И больше денег взять негде. Если раньше было общее понятие жилфонда, когда средства собирались в один котёл, и деньги, собранные жильцами нового дома, можно было отправить на ремонт старого. Так что тогда ветхому жилью сгинуть не дали, но и новое не ремонтировали.
– И получили в итоге три с минусом, – сказал В.М. Дёмин. – Сейчас ситуация поменялась: в выигрыше новые дома, где меньше затрат. Может получиться даже излишек средств, но их нельзя пустить на старый дом. Внутри одного предприятия деньги можно перекредитовать – взять со счёта одного дома, но потом их туда же вернуть. А если свободных средств нет? А если в ТСЖ всего два – три дома? Где взять деньги? Предприятие может взять кредит в банке, отремонтировать, например, кровлю. Но жильцы должны будут в обязательном порядке вносить платежи на погашение кредита, иначе пойдут пени и проценты. Решение об этом может быть принято на общем собрании многоквартирного дома.
Если бы собственники имели экономически обоснованную картину начислений, сборов и долгов по дому в целом, то вопросов наверняка было бы меньше. Там, где ведётся разъяснительная работа с жильцами, они с пониманием относятся к проблемам. К сожалению, собственники жилья часто сталкиваются с тем, что такая информация объявляется коммерческой тайной. Это неправомерно. А, казалось бы, чего стоит огласить, сколько средств собрано, какая их часть идёт на коммунальные услуги, какая – на жилищные? И какие работы сделать удалось, какие – нет и почему? И объяснить общую ситуацию по дому: в каком состоянии он был год назад, в каком теперь? – Договоры по взаимоотношениям с собственниками не могут иметь никакой коммерческой тайны, – сказала руководитель аппарата администрации Заводского района Т.И. Тураева. – Какая коммерческая тайна, если за услугу заплачены деньги?! Жители имеют право спросить в УК, сколько денег на счёте дома, какие виды работ по дому определили (если он, например, не был на собрании), какие суммы на эти виды работ пойдут и сколько по всем этим видам работ на сегодня истрачено. Вот так строятся взаимоотношения.
В районах пора создать информационные центры (и такая работа уже началась), где каждый желающий мог бы получить ответы на вопросы, касающиеся тарифной и нормативной политики, стоимости услуг, начислений и долгов.
А как найти другую?
Жильцам, недовольным работой управляющей компании, давно объяснили: у них есть право выбрать другую. Но где взять информацию о том, какая компания работает хорошо, какая – плохо, да и вообще есть ли такая информация?
На рынке жилья в Новокузнецке работает около 30 управляющих компаний и 170 ТСЖ. На одни из них жалоб больше, на другие – меньше, и не последнюю роль в этом играет состояние жилого фонда.
– Мы не имеем права сказать, что кто-то плохой, а кто-то хороший, – ответил В.М. Дёмин. – Другое дело – дать перечень УК, ТСЖ и домов, которыми управляют эти организации, чтобы вы прошли по этим адресам, посмотрели: качество обслуживания – на виду. Своеобразный рейтинг могут составить старшие домов в СТОСе. Да, мы делаем опросы, есть сведения по количеству жалоб, ремонтных работ. Но хорошие показатели не всегда говорят о том, что компания хорошо работает и удовлетворяет требованиям жителей.
Долги эти тяжкие
О них пишут, говорят и… не знают, как с ними быть. Для ЖКХ это тормоз дальнейшего развития, а многие из неплательщиков рассуждают так: «Долги мои большие, но дом же стоит, и та же вода не кончается. Зачем торопиться вносить платежи?» Или: «Никто ничего не делает – платить не буду». Один «принципиальный» житель Заводского района совершает ежемесячный платёж в размере… одной копейки. Среди должников есть состоятельные жильцы, которым лень или некогда зайти в банк.
Требует разрешения и ситуация при смене собственника, когда продавец квартиры предъявляет фальсифицированную справку об отсутствии долгов, а для нового хозяина они, как снег на голову. И кто должен их возмещать?
Попытки предать гласности фамилии должников запрещает закон: это считается конфиденциальной информацией. Остаётся уповать на убеждение. Возможно, на обратной стороне квитанции расчётно-кассового центра появится информация о площади дома, начислении, долге. В.М. Дёмин предложил доводить до жильцов примеры того, какие работы могли бы быть выполнены на несобранные средства: осушён подвал, отремонтирован подъезд или благоустроена детская площадка. Большая роль в этой разъяснительной работе отводится общественности: домовым комитетам, старшим домов, СТОСам.
Зачем платить больше?
Зашла на семинаре речь и об установке приборов учёта. Многие сетуют на высокую стоимость коммунальных услуг, но приборы учёта установлены всего в 30 процентах квартир. Остаются неиспользованными «губернаторские» деньги, поступающие целевым направлением на установку водосчётчиков для ветеранов Великой Отечественной войны. Бывают случаи отказа: «Мне тут покрасили-побелили, кто будет заделывать после установки?»
Неужели цена, которая существует по нормативу, является недостаточно высокой? Но она увеличится в 2010 году с переходом к 100-процентной оплате за жильё и с отменой перекрёстного субсидирования (это когда разные потребители – население и предприятия – платят за воду, электроэнергию по-разному).
– Приборы учёта – вот что может уменьшить платежи и стать спасением, – сказал В.М. Дёмин. – И наша с вами задача – убеждать в необходимости их установки, приводя расчёты, которые станут лучшими аргументами. Ещё одно «за»: перерасчётов для садоводов больше не будет. Выбор остаётся за жильцами: платить за десятки литров неиспользованной воды (оплаченный норматив, напомним, 250 литров холодной и 180 литров горячей воды в сутки) или спокойно ехать на дачу. Счётчик остался на прежней отметке – платежей за воду нет! Пора взаимодействовать!
Управляющим компаниям, ТСЖ, СТОСам, старшим домов, взаимодействуя с жильцами, нужно быть в одной связке. Происходят изменения в работе первейших помощников управляющих компаний и ТСЖ – СТОСов. Их сейчас в городе около 60 (вместе с теми, что есть в частном секторе): у них сменились уставы, появились новые функции. СТОСы могут стать юридическими лицами, открыть счёт, то есть иметь средства на проведение конкурсов, подобных новогоднему (всё это вызывает интерес жителей!), чтобы поощрять победителей. – Самые сложные и важные вопросы – вопросы взаимодействия, – подвела итог разговору Т.И. Тураева. – Их могут решать только грамотные в сфере ЖКХ, законодательства, нормативных документов люди – в первую очередь те, кто возглавил ТСЖ, УК, их работники. А дальше взаимоотношения должны выстраиваться, на мой взгляд, строго по закону. УК и ТСЖ должны помнить, что собственниками квартир являются те, кого они обслуживают, те, кто их выбрал в качестве управляющей компании. А жильцам надо помнить, что они должны сделать заказ на работы в доме. Чтобы взаимоотношения всех участников процесса, который называется жилищно-коммунальная реформа, носили цивилизованный характер, этому надо учиться и управленцам, и тем, кого они обслуживают по их же заказам – другого не дано.
Комментарии /15
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: