Прицениться и поучиться

Прицениться и поучиться

В стране и миреВ мире
Как выбрать учебное заведение, руководствуясь рейтингом

 

Опубликованный агентством РейтОР первый отечественный рейтинг университетов мира вызвал массу вопросов. Как считали, по каким критериям оценивали? И главный - так ли важны рейтинги, как ими пугают? В канун весны, которая уже прямиком ведет к очередной вступительной лихорадке, эти вопросы волнуют многих. Ответы на них искала и обозреватель "Известий" Ирина Мак.

Глядя на многие рейтинги, часто хочется сказать по Станиславскому: не верю! Потому что, во-первых, трудно сравнивать несопоставимые вещи - например, американские университеты, в которых на протяжении всего бакалавриата дают базовое образование, и лишь в магистратуре начинается специальность, с британскими, где погружение в профессию идет с первых дней. И непонятно, как сравнивать количество научных работ французских университетов с тем же показателем в наших, потому что исторические научные институты у нас отделены от учебных. Это другая традиция. И еще очень важно понять, кто судьи и по каким законам они судят?

Если мы возьмем любой западный рейтинг университетов, среди критериев обязательно будут: оценка заведения его преподавательским и студенческим сообществом, средний балл при поступлении, мнение работодателей, скорость, с которой выпускники находят работу, количество научных трудов, объем финансов, выделяемых на научную работу...

Для бизнес-школ важна зарплата выпускников. Обычно учитываются удобство и количество кампусов. И все показатели - относительные, в пересчете на одного студента, что позволяет соревноваться университетам большим и не очень. Составление такого рейтинга - колоссальная работа, на которую нанимают независимых экспертов и выделают немереные средства из государственных (!) бюджетов.

Пытаясь разобраться в отечественном мониторинге российских университетов, "Неделя" ознакомилась с порядком его составления на сайте российского Минобразования и науки. Оказалось, что места распределяются в соответствии с данными, которые вузы сами предоставляют. Да, там оцениваются наличие кандидатских и докторских советов, число преподавателей - но этого мало.

Углубившись в тему, мы обнаружили, что отдельные недобросовестные издания, составляя свои рейтинги учебных заведений, требовали за попадание в оный денег. И такое бывало.

Между тем не в рейтинге счастье студента. Да, наши вузы в авторитетных рейтингах - в хвосте. По совокупности показателей. Но по качеству преподавания часто - на уровне, даже сегодня, несмотря на мизерную зарплату профессоров. Иначе не было бы такого спроса на наших педагогов за рубежом. А он есть. Вот, скажем, русскую литературу XVIII века читает в Оксфорде Андрей Леонидович Зорин, бывший до того преподавателем РГГУ. А РГГУ ни в одном подобном рейтинге нет. И многие наши математики преподают сегодня за рубежом. И химики. И биологи. И каждый из них, будем надеяться, еще будет учить студентов в России - если создать здесь для этого условия. А это все-таки забота государства n


Избранные мировые рейтинги

Рейтинг THE-QS английской компании QS Quacquarelli Symonds (публикуются в Times Higher Education, приложении к газете Times).

1. Гарвардский университет (США)

2. Йельский университет (США)

3. Кембридж (Великобритания)

4. Оксфорд (Великобритания)

5. Калифорнийский технологический институт (США)

6. Имперский колледж (Великобритания)

7. Университетский колледж Лондона

8. Чикагский университет (США)

9. Массачусетский технологический институт (США)

10. Колумбийский университет (США)

МГУ - в конце второй сотни.

Глобальный российский рейтинг ведущих университетов мира (версия рейтингового агентства РейтОР)

1. Ереванский государственный университет (Армения)

2. Monash University (Австралия)

3. Белорусский государственный университет (Белоруссия)

4. University of British Columbia (Канада)

5. Friedrich Alexander University of Erlangen Nuremberg (Германия)

6. University of Duisburg-Essen (Германия)

7. University of Hong Kong (Гонконг)

8. Tokyo Institute of Technology (Япония)

9. Казахстанский национальный университет имени Аль-Фараби (Казахстан)

10. Восточно-Казахский государственный технический университет им. Д. Серикбаева (Казахстан)

24. МГУ (Россия)

27. МИФИ (Россия)

31. МВТУ им. Баумана (Россия)

54. Stockholm University (Швеция)

55. National Cheng Kung University (Тайвань)

Академический рейтинг университетов мира (версия Института высшего образования университета Shanghai Jiao Tong, "шанхайский" рейтинг)

1. Гарвардский университет (США)

2. Стенфордский университет (США)

3. Калифорнийский университет - Беркли (США)

4. Кембридж (Великобритания)

5. Массачусетский технологический институт (США)

6. Калифорнийский технологический институт (США)

7. Колумбийский университет (США)

8. Принстонский университет (США)

9. Университет Чикаго (США)

10. Оксфорд (Великобритания)

70. МГУ (Россия)

 

Михаил Одесский, профессор, завкафедрой литературной критики РГГУ: "Наших студентов никто не спрашивает"

вопрос: Попадание и непопадание наших вузов в различные рейтинги постоянно будоражат общественность. Насколько этот фактор важен, по-вашему, для реальной оценки учебного заведения?

ответ: Меня эти рейтинги не очень занимают по простой причине: в свое время какие-то советские университеты опознавались нашими западными коллегами. Я не знаю, как тогда составлялись рейтинги, но МГУ по некоторым специальностям - не уверен, что прежде всего гуманитарным, - в эти рейтинги входил. Сейчас, я думаю, его статус только понизился.

в: И качество образования?

о: Нет, скорее статус. Пока Советский Союз был врагом Запада, советское кино и литература были всем там нужны. Потому что все равно это воспринималось как экзотика. Как только Россия стала частью западного общества, интерес к нам понизился. С одной стороны, нет такого опасливого внимания к нам, которое было в свое время. А с другой - мы не вписаны в ту грандиозную образовательную реформу, которая сейчас идет на Западе, - в так называемый Болонский процесс*.

в: Мы оказались вне этой глобальной реформы по своей воле?

о: В какой-то мере да. И я хочу подчеркнуть, что совсем не уверен, что реформа правильная. Говоря это, я основываюсь не только на собственных размышлениях, но и на беседах с иностранными коллегами. Формально все у нас клянутся, что надо заниматься реформированием, но не спешат этого делать, потому что очень сложна схема. Первое, что бросается в глаза: поверх кризиса это будет дополнительное сокращение мест преподавателей и студентов и серьезное изменение структуры науки. Кто знает, правильно это или нет.

Если отвлечься от этих сложностей, я уверен, что, с одной стороны, в своих областях наши специалисты очень котируются. А с другой стороны, особого пиетета к нашим вузам в мире нет. Хотя они совершенно необходимы тем, кто профессионально занимается Россией. Тем же славистам. Но все это - результат личных контактов.

в: С чьей стороны контакты устанавливаются активнее?

о: С западной стороны студенческая активность есть, с нашей - нет. Потому что все это делается, как правило, на государственные гранты. И сейчас это уже отлаженная система. Наши оценки на Западе конвертируются иногда даже без участия российских вузов в этом Болонском процессе. Так что трагической самоизоляции нет. И надо понимать, как составляются эти рейтинги и кем. Исторически никто никогда в Европе или Америке не считал Россию страной номер один в отношении качества образования. Эта репутация - у других стран. Ничего в этом смысле за последние 10-15 лет не изменилось, и я в этом не вижу беды.

в: В западных рейтингах учитывается мнение преподавательского и студенческого сообществ. Это важный показатель?

о: Вы задали правильный вопрос: наших студентов никто не спрашивает. А если и спрашивают, то по формальным показателям. Но сейчас постоянно идут разговоры о том, что рейтинги нужно создавать. И нужны рейтинги цитируемости научных работ университета. Это войдет в нашу отчетность, и так мы докажем государству, что заслуживаем своей зарплаты.

в: А вообще научная работа, которая при составлении зарубежных рейтингов является одним из главных факторов, - важна для реальной оценки уровня вуза?

о: Как заведующий кафедрой вынужден ответить формально: это важная строка отчетности. В СССР были научные центры, не связанные с преподаванием, - Пушкинский Дом в Петербурге, ИМЛИ в Москве. Это практика дореволюционная и немецкая - в Америке и Западной Европе она не очень принята. Там научные центры и есть учебные, их содержат студенты и институты.

в: Преподавателю надо быть ученым?

о: Да: надо себя держать в форме. Известны блестящие педагоги, которые были не столь великими учеными, и великие ученые, бывшие плохими педагогами. Но педагог не должен быть магнитофоном и кукушкой. Он должен излагать то, что сам постиг. Обаяние таланта, мысли - это важно.

в: Насколько влияет на уровень университета зарплата преподавателя?

о: Вот я отвечу, а нам зарплату понизят... Безусловно, людям нужны деньги, чтобы заниматься своим делом и себя уважать. Но я с трудом представляю себе преподавателя, который, если ему снизят зарплату, понизит качество своих лекций.

* Болонский процесс - процесс сближения систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Начался 19 июня 1999 года.


За деньги - можно хоть куда

Платное образование в российских вузах, прежде всего государственных, и постепенное изменение соотношения бесплатных и платных мест в сторону сокращения последних многих заставляет оглядываться на заграницу.

Где можно учиться за деньги, сопоставимые со стоимостью обучения в тех же МГУ или МГИМО (соответственно 400 - 650 и 235 - 294 тысячи рублей в год), или дешевле, или вовсе бесплатно? Учиться и жить: за границей платить придется не только за собственно обучение, но и за учебные пособия, проживание etc.

Месяц в университетском общежитии Берлина или Парижа едва ли обойдется дешевле 150 евро. Но так как обычно кампус предоставляется только первокурсникам, со второго курса надо оплачивать съемное жилье. С другой стороны, в российской столице не платят за жилье только москвичи. А провинциалам какая разница, где и кому платить.

Обманчивая легкость получения бесплатного образования в Германии и Франции на деле усложняется тем, что на Западе для поступления в университет надо проучиться в школе 12, а где-то и 13 лет. И чтобы добрать недостающие два года, в той же Британии придется поучиться в частной школе на курсах A level - от 9000 фунтов за триместр. Если абитуриент готов изучать экономику или инженерные специальности, достаточно за год окончить Foundation Program, что дешевле.

Третий вариант поступления (проходит в большинстве стран) - окончить два курса отечественного вуза. Лучше всего окончить бакалавриат в России, а в магистратуру поступить за рубеж. Полезно для дальнейшего трудоустройства.

Кроме того, придется сдать экзамен по языку. И в случае с Великобританией это должен быть не TOEFL, который годится для США, а IELTS или Кембриджский экзамен. Оба можно сдать в Москве в Британском Совете, но второй предпочтительнее - в отличие от IELTS, который действует два года, Кембриджский экзамен сдается раз и навсегда.

Обучение в британских университетах стоит для иностранцев в зависимости от специальности от 4000 фунтов за триместр. И подрабатывать сразу не получится: за разрешенные первокурсникам 15 рабочих часов в неделю много не заработаешь, да и нагрузка велика. Однако, даже окончив в Британии бакалавриат, вы имеете там право два года работать. А опыт работы за границей приветствуется в России.

В частных университетах США, к которым относятся все заведения первого ряда - Принстон, Стенфорд, Йель, Беркли etc, - обучение стоит от $50000 в год. Правда, можно ограничиться госвузами, среди которых есть и достойные - например, Массачусетский университет (год - в пределах $10000)

Символическая плата за обучение (400 евро в семестр) - в госвузах Швейцарии, но здесь почти не берут иностранцев на медицинские специальности. Около 100 евро в семестр платят студенты университетов Хельсинки и Осло. Бесплатное высшее гособразование - в Германии (языковой экзамен можно сдать в России, помощь в оформлении документов оказывает DAAD - Германская служба академических обменов), во Франции, где сложная трехступенчатая система образования (информационную и практическую помощь в ее постижении оказывает агентство, работающее при посольстве Франции в России), в Италии... После первого курса обычно отсеивают половину, после второго - половину оставшихся, дальше учатся все.

Дороже обучение в Голландии: самый знаменитый Утрехтский университет - от 3000 евро за семестр. Но образование там котируется очень высоко. Так же, как образование, полученное в Карловом университете в Праге, где, если вы согласны учиться по-чешски, платить не придется вовсе. Жилье в Праге по сравнению с московским весьма доступно. Как и еда. Правда, надо учить язык - но это всегда полезно.

Вступайте в группу Город Новостей в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Ирина Мак
finiz.ru

всего: 749 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире