Достаточно взвешенное предложение председателя Совета Федерации, лидера политической партии "Справедливая Россия" Сергея Миронова затруднить вывоз капитала из России встретило на удивление неравнодушную реакцию. "События последних месяцев наглядно продемонстрировали необходимость контроля и регулирования валютного рынка, – заявил он. – Вместо того, чтобы обслуживать потребности реальной экономики – импорт товаров, инвестиции, расчеты по кредитам – он превратился в поле крупной спекулятивной игры, ведущей к ослаблению российской экономики, ухудшению условий работы предприятий и жизни граждан нашей страны".
Эта оценка возникла не на пустом месте. Недавно были обнародованы данные Банка России: за прошлый, 2008 год из страны утекло почти $ 130 млрд. Для сравнения: в Россию было ввезено всего $ 125 млрд. с 2005 по 2007 год. Если до кризиса приток и отток более-менее уравновешивали друг друга, то осенью вывоз капитала приобрёл лавинообразный характер, напоминая паническое бегство.
Сумма более чем в $ 165 млрд., вывезенная из страны частным бизнесом за август-декабрь 2008 года равна вывозу капитала за 11 лет, с 1994 по 2004 годы. Если в первом квартале прошедшего года чистый вывоз капитала составил $ 23,1 млрд., во втором − $ 41,1 млрд., в третьем − $ 17,4 млрд., то в четвертом квартале чистый отток достиг $ 130,5 млрд., что составляет рекордную сумму. Чистый вывоз банковским сектором составил $ 57,5 млрд., и $72,5 млрд. прочими секторами.
Можно ли вычерпать воду из тонущей лодки, если не заделаны пробоины в днище − вопрос риторический. Теоретически можно, если вычёрпывать быстрее, чем она вновь наливается. А реально и в таком случае не получится, потому что воды в море гораздо больше, чем сил у людей в лодке. То же самое с вывозом капитала из России. В то время, когда государство за счёт казённых средств пытается преодолеть кризис нехватки ликвидности, помочь экономике удержаться на плаву, непатриотично настроенные представители бизнеса спешат выводить жизненно важные финансовые ресурсы за границу. Естественно, что в условиях кризиса назрела необходимость государственного контроля и регулирования валютного рынка.
Как сообщил в начале года вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин, набор мероприятий налогово-бюджетной политики, направленных на преодоление последствий мирового финансового кризиса в нашей стране, обойдется федеральному бюджету в 2,045-2,145 трлн. рублей − $ 61,2-64,2 млрд. соответственно. Выходит, что сумма вывезенных из страны в кризисное время капиталов существенно превосходит объёмы государственной антикризисной поддержки, оказываемой бизнесу?
Осенью вывоз капитала приобрёл лавинообразный характер, напоминая паническое бегство
Сравнение с повреждённой лодкой, возможно, не самое яркое. Комментируя масштабы вывоза капиталов из России, известный экономист академик Олег Богомолов сравнивает эту опасность с обильным кровопусканием экономике и социальной сфере. Согласно его собственным подсчётам, общая величина утечки капитала из нашей страны превышает $ 400 млрд., начиная с 1991 года. Но по расчётам Ассоциации российских банков, которые приводит академик, эта цифра может достигать и $ 1 трлн.
Эти бывшие российские деньги хранятся на банковских депозитах, вложены в акции зарубежных компаний, в дорогую недвижимость и предметы роскоши, потрачены на личное неумеренное потребление. Следует отметить, что оправданием такого космополитизма частного бизнеса могла служить политика финансово-экономического блока правительства России, согласно которой государственные валютные, стабилизационные и другие резервы были вложены по преимуществу в иностранные ценные бумаги и банковские депозиты.
В своё время Алексей Кудрин торжественно провозгласил, что с 1 июля 2006 года Россия снимает ограничения на ввоз и вывоз капитала: прежде Законом "О валютном регулировании и валютном контроле" было предусмотрено резервирование средств по валютным операциям капитального характера при ввозе и вывозе капитала. Валютные операции, связанные с движением капитала, в обязательном порядке требовали разрешения Центробанка России. Новый закон о валютном регулировании и валютном контроле снял большинство препятствий на перемещение валютных средств через границы, а с 1 января 2007 года были отменены все ограничения по валютным операциям капитального характера.
Тогда Кудрин отметил, что финансовая либерализация стала возможной потому, что накоплен необходимый потенциал, чтобы считаться страной с совершенно стабильной валютой, устойчивость которой гарантирована на многие годы вперед при любом варианте развития событий. Некоторый резон в его словах был: напомним, что ограничения на вывоз капитала были введены после дефолта 1998 года. Тем более странно, что подобные защитные меры вновь не были введены осенью 2008 года, при первых сигналах тревожной ситуации в экономике.
Все эти вывезенные ресурсы могли бы быть пущены на развитие отечественной экономики, формирование иной её направленности, не экспортно-сырьевой, а промышленно-инновационной. На фундаментальные и прикладные научные исследования, опытно-конструкторские разработки, модернизацию действующих предприятий и строительство новых, на новую медицину, образование завтрашнего дня...
Вместо этого колоссальные средства, вывезенные за рубеж, были потрачены на финансирование иностранных экономик и потребление российских нуворишей. Значительная доля антикризисной поддержки, оказанной государством российской экономике, через различные схемы вывоза капитала превратилась в помощь нашим зарубежным конкурентам. Одна сторона дела − выяснить, как такое могло случиться, и наказать виновных. Другая − принять все меры, чтобы подобное не могло повториться в дальнейшем.
Колоссальные средства, вывезенные за рубеж, были потрачены на финансирование иностранных экономик
Предложение Сергея Миронова ввести налог в 20 % на вывоз капитала юридическими лицами является одной из мер, которые могли бы помочь наладить государственный контроль и регулирование валютного рынка. Лидер "Справедливой России" отметил, что такой барьер ограничил бы возможности валютных спекулянтов, помог бы деньгам оставаться в стране и работать в российской экономике. Нормальное финансирование предприятий, реализация программ государственной поддержки экономики немыслимы, когда значительная доля выделяемой помощи утекает за границу.
С одной стороны, удивительно, с другой − совершенно понятно, что эти простые и очевидные в пору кризиса меры вызвали целый шквал яростных протестов с известной стороны. Государственный контроль за вывозом капитала является очевидной антикризисной мерой, которая с успехом работала в России и однозначно направлена на защиту интересов отечественного производителя и массового потребителя. Но, вместе с тем, он ущемляет интересы валютных спекулянтов, снижает монопольные сверхприбыли экспортёров сырья и энергоресурсов. Потому-то и оживились их многочисленные партнёры, адвокаты и лоббисты.
Оппоненты инициативы Сергея Миронова начинают с того, что не верят в действенность государственного контроля за вывозом капитала: "эффективного способа борьбы с финансовыми спекулянтами нет", "при современной банковской системе и методах расчета, процесс перевода денег, например, через мобильные кошельки, которые вообще ни под каким контролем не находятся, отследить будет очень трудно". Но тут же заклинают: допустить этого всё равно нельзя, предлагаемый налог "возвратит нас в эпоху тотального контроля за движением капитала, что противоречит создаваемому либеральному валютному рынку".
Звучат и лицемерные голоса лже-доброхотов, которые вроде и "за", но... "следить за переводами средств заграницу стоит очень дорого, поэтому за это лучше не браться".
Самые отчаянные оппоненты Сергея Миронова просто кидаются грудью на защиту финансовых спекулянтов: они, дескать, как волки в лесу. Их нельзя уничтожать, поскольку они приносят определенную пользу, когда, конечно, не сильно распоясываются. Поэтому не надо их "отстреливать", иначе начнется эпидемия среди других "животных".
Полноте, господа, стрелять при "попытке к бегству" капитала за границу пока никто не призывает. Разве что в воздух, холостыми.
Комментарии /3
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: