Железно с местом

Железно с местом

В стране и миреВ мире
Система распределения выпускников отраслевых вузов стала особенно актуальной из-за роста безработицы

В отраслевых вузах приступили к работе комиссии по распределению молодых специалистов. Экономическая ситуация вносит коррективы в порядок трудоустройства.

Из институтов в этом году готовятся выйти более 20 тыс. свежеиспечённых специалистов-железнодорожников. Если с теми, кто учится заочно, всё более или менее понятно, то судьбу «дневников» сейчас решают на распределении специальные комиссии по содействию трудоустройству, состоящие из кадровиков отраслевых предприятий, глав кафедр и вузовского руководства.

Комиссия знакомится с личным делом каждого выпускника, уточняет у него наличие целевого направления, оценивает успеваемость, успехи и заслуги, после чего предлагает выпускнику варианты карьерного старта.

В первую очередь получают направления на работу студенты-целевики. Они точно знают, где будут работать. В договоре на целевое обучение, который заключается с абитуриентом при поступлении в вуз, заранее указывается конкретное предприятие, которое направляет молодого человека на учёбу, либо определённое отделение дороги, где выпускник должен будет отработать от 3 до 5 лет.

«Обычным» студентам приходится довольствоваться оставшимися вакансиями, но в отличие от целевиков они всегда могут отказаться от предложенного места работы.


Направление главного отбора

По словам начальника отдела подготовки кадров департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Игоря Чирвы, ежегодный приём в отраслевые вузы на очную форму обучения составляет около 7 тыс. человек, из них около 70% – по целевым направлениям.

Контингент студентов, обучающихся по целевым направлениям, формируется на уровне 75–80% от общей потребности компании, остальные в зависимости от ситуации набираются из других категорий.

«Увы, наши возможности не так широки, как хотелось бы, – поясняет Игорь Чирва. – В кризис мы взяли на себя ограничение, что гарантированно трудоустроим только целевиков. Но это вовсе не означает, что вообще не возьмём ребят, не имеющих направлений. Если у выпускника действительно есть желание работать на железной дороге, даже сейчас есть возможность решить проблему – скажем, пойти рабочим с прицелом на дальнейший карьерный рост».

Игорь Чирва рассказал, что единственная статья, которая не подверглась корректировке в связи с оптимизацией расходов в бюджете ОАО «РЖД» на 2009 год, – статья, связанная с обучением целевиков. Компания также не сокращает своё участие в программах по присвоению стипендий, грантам на разработку дипломов, грантам молодым учёным и по другим мероприятиям этого направления.

«Компания не должна нести ответственность за всех студентов железнодорожных вузов, – считает, в свою очередь, начальник отдела учебных заведений управления учебных заведений и правового обеспечения Росжелдора Александр Панычев. – Вузы готовят специалистов не только для железных дорог, поэтому не нужно кивать в сторону ОАО «РЖД» и надеяться, что в рамках «гуманитарной помощи» они примут на работу всех».


Отряд бесцелевого назначения

Если целевого направления нет, равно как и желания вверять свою судьбу комиссии по распределению, можно самому заняться трудоустройством. И, как отмечают в вузах, таких студентов немало. Конечно, им приходится изрядно покрутиться, но и результат будет полнее соответствовать ожиданиям.

«Я не страдаю от отсутствия целевого направления, – говорит выпускник Московского госуниверситета путей сообщения (МГУПС) 2009 года Константин Комаров. – Оно привязывает тебя к конкретному месту, но за время учёбы люди могут не раз изменить своё мнение о железной дороге, взгляды на профессию».

Знакомство большинства потенциальных молодых сотрудников с работодателем происходит ещё на производственных практиках, и к моменту получения диплома свежеиспечённые специалисты уже представляют себе, чем теория отличается от практической работы.

«Это очень мощный инструмент в плане трудоустройства, – считает проректор по работе с филиалами и внешним связям Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУПС) Александр Богославский. – У нас есть методика организации удлинённой производственной практики. Студенты в стройотрядах остаются на предприятии и продолжают работать на оплачиваемых местах. Часто с такой практики они возвращаются с письмами от работодателя, который готов принять их на постоянную работу. Но даже если сразу устроиться не удалось, на распределении сразу видно, был студент на удлинённой практике или нет: побывавший на оплачиваемом месте разговаривает более предметно, и работодателю это нравится».


Вести с мест

Вопрос об особенностях распределения в этом году у первого проректора МГУПСа Валентина Виноградова вызвал лишь недоумение: «Всё идёт как обычно, никакого кризиса. Окончательных цифр пока нет, но могу сказать, что спрос на специалистов железнодорожного профиля и выпускников технического направления традиционно выше, чем на юристов и экономистов. Мы не отворачиваемся от наших выпускников и стараемся помочь каждому, если в этом есть необходимость, но пока таких просьб не поступало».

Подводить итоги пока рано – распределение во многих учебных заведениях ещё продолжается. «Но уже сейчас можно сказать, что против ожидания процент распределённых в этом году по сравнению с прошлым увеличился на 2–4%», – отмечают в РГУПСе.

Правда, по словам Александра Богославского, в этом году несколько уменьшилось число предприятий, которые запрашивали студентов и приезжали на распределение. «Работодатели, с одной стороны, заинтересованы в том, чтобы принять на работу молодых перспективных специалистов, но с другой – в связи с кризисными явлениями имеют жёсткие ограничения по расширению штата, – говорит он. – Так что этот прирост – за счёт подразделений и дочерних структур ОАО «РЖД».


Со всей определённостью

По прогнозам Минобрнауки, в этом году из-за сложной экономической ситуации до 12% выпускников вузов не смогут устроиться на работу. Многие крупные компании закрывают или сокращают программы привлечения молодых специалистов. Количество предложений для выпускников и студентов снизилось в несколько раз, а оставшиеся работодатели готовы предложить соискателям без опыта лишь минимальную зарплату.

«Молодые всегда ищут лучшей жизни, и текучка кадров среди молодёжи действительно достаточно высока. Но в условиях кризиса многие задумались и оценили преимущество ОАО «РЖД» перед частными компаниями, которые режут без ножа молодых сотрудников без опыта работы», – считает помощник президента ОАО «РЖД» Антон Награльян.

Выпускнику Самарского государственного университета путей сообщения 2009 года Максиму Петунину взять целевое направление посоветовал брат, который тоже учился по целевому. «После учёбы его без проблем взяли на дорогу, и он до сих пор там работает, – рассказал Максим. – По целевому направлению у нас есть гарантированное рабочее место после окончания вуза, а это не может не радовать, тем более сейчас, когда выпускникам трудоустроиться очень сложно».


Справка «Гудка»

    В этом году из стен железнодорожных вузов страны выйдут 22111 дипломированных специалистов, 4030 из них учились по целевым направлениям. Со среднеспециальным образованием из железнодорожных колледжей и техникумов выпускаются 19855 человек, из них 5928 целевиков.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку JOIN.

всего: 1382 / сегодня: 1

Комментарии /0

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире