«Бомба» ЕГЭ скоро взорвется

«Бомба» ЕГЭ скоро взорвется

В стране и миреВ мире
Сейчас «одни дети обучаются по одним программам, другие — по другим, а сдавать будут по третьим программам, которые, возможно, не изучали».

Внедрение ЕГЭ в сферу российского просвещения многие эксперты называют «вредительством». Понятно, что ассоциируется это слово с самыми мрачными временами отечественной истории.

Но чиновники от образования не сдают позиций. В пользу, по сути, провалившегося эксперимента, грозящего развалом всей системы, они, словно тяжелую артиллерию, выдвигают «убойный» аргумент: ЕГЭ возведен в ранг закона, и протестовать против него — значит действовать вне правового поля. Директива спущена из Министерства — стало быть, подлежит неукоснительному исполнению. А если бы всем поголовно оттуда же поступил грозный приказ — прыгать вниз головой?!

Несогласные обратились в Верховный суд РФ. 5 мая началось рассмотрение иска группы родителей о законности приказа Министерства образования и науки (N362 от 28 ноября 2008 года) относительно введения ЕГЭ в качестве формы государственной аттестации. Истцы категорически против положения, которое гласит, что экзамен проводится в форме тестирования. Они настаивают на том, что формальные результаты таких «кроссвордов» ни в коей мере не отражают реальных знаний — особенно по части гуманитарных дисциплин.

Как отметил на заседании суда один из истцов, сотрудник Всероссийского фонда образования Сергей Комков, сейчас «одни дети обучаются по одним программам, другие — по другим, а сдавать будут по третьим программам, которые, возможно, не изучали». Позиция Комкова и его соратников такова: ЕГЭ (о чем ясно говорит пункт 9 приказа) должен проводиться с использованием стандартизированных заданий на основе единого федерального государственного стандарта. С 1992 по 2007 год разработка федеральных стандартов такого рода была прерогативой федерального законодательства, но ни одного такого закона принято не было. С 1 декабря 2007 года этот вопрос находится в ведении правительства. Единственное его постановление на сей счет вышло 24 февраля 2009 года — и оно еще только предписывает разработать стандарты. А ведь выпуск 2009 года уже идет. Поэтому истцы требуют либо отменить ЕГЭ, либо сделать его добровольным.

Между тем, настоящей «бомбой» стали размещенные на сайте Министерства образования прошлогодние результаты ЕГЭ, согласно которым единый госэкзамен не может сдать каждый четвертый выпускник. Теперь стало понятно, почему они так долго замалчивались. Причем официальные итоги вряд ли можно считать вполне достоверными. По всей видимости, дела обстоят еще хуже.

Например, Петербург по числу участников ЕГЭ, набравших по трем предметам более 200 тестовых баллов, оказался среди всех регионов на предпоследнем, 78-м месте. На последнем месте — Ленинградская область, а на первом — Республика Марий Эл. Подтвердить или опровергнуть правильность результатов невозможно — это практически «военная тайна». Но факты прошлогодних «утечек» при сдаче ЕГЭ доказывают несостоятельность предложенного выпускникам способа проверки знаний.

На днях стали известны официальные данные по итогам пробного ЕГЭ по математике, проходившего в Петербурге 22 апреля. По данным Регионального центра оценки качества образования, с заданием не справились около 20% участников эксперимента. Однако, по мнению учителей, среди которых — преподаватели профильных, физико-математических школ, количество провалившихся достигает 70%. То есть все эти выпускники имеют реальный шанс вместо аттестатов получить справки о среднем образовании. В условиях кризиса многим из тех, кто не сдаст ЕГЭ, грозит незавидная участь — они не смогут ни учиться, ни работать.

Впереди уже не пробный, а настоящий ЕГЭ. И сколько бы чиновники не повторяли, как мантру, что ЕГЭ — это закон, качество знаний школьников выше не станет. Новая тестовая система была взята из зарубежного опыта и слепо перенесена на российскую, совершенно иную почву («умом Россию не понять») при сохранении старой концепции образования. Поэтому, какие бы законы в Госдуме не принимались, и какими учебниками в школах не пользовались — пропасти не миновать.

Кажется, впору кричать: «Караул!» Но не тут-то было! Чиновники пытаются сохранить приличную мину при неважной игре и соглашаются с тем, что, вероятно, придется пойти по пути упрощения тестов. Конечно, оценки от этого станут выше, в министерстве и на местах успокоятся. Но нетрудно предугадать, что будет с качеством образования.

Предполагается, что для учеников девятого класса уже через год может быть введен так называемый «малый ЕГЭ», призванный подготовить детей к предстоящему через год испытанию. По крайней мере, об этом усиленно заговорили представители Минобрнауки, которые, видимо, все же понимают, что с ЕГЭ что-то не так. В министерстве сегодня уже публично признают, что к новым правилам требуются дополнительные, что вопросы следует корректировать, и ЕГЭ — совершенствовать. Но все эти разговоры — лишь попытка ухватиться за «соломинку».

Возникает вопрос: зачем «городить огород», тратить гигантские деньги на плохо работающую систему?! Изменение количества часов по тем или иным предметам в школьном расписании, выпуск каких-то новых необыкновенных пособий — все это частности, которые на спасут российское образование от развала.

«Учебник — последняя крепость, последний бастион, в котором мы должны давать только абсолютные факты», — считает автор «Истории Отечества» для 11-х классов Владлен Измозик. Но проблема в том, что абсолютные факты, особенно исторические, могут и должны трактоваться по-разному. В то же время, знание истории предполагает, помимо способности ориентироваться в море дат и событий, нравственный подход. И здесь многое зависит от учителя.

То, что тест о товарище Сталине может предполагать два варианта ответа — признание или не признание роли умелого правителя, у которого руки в крови — вовсе не демократия, как утверждают иные преподаватели. «Я бы и рад убедить ученика, который ответит на этот вопрос положительно, в том, что его мнение не просто ошибочно — опасно, но система ЕГЭ не предполагает дискуссии, — справедливо отмечает методист Центра истории и обществознания СПбАППО, заслуженный учитель РФ Юрий Рябов. — Найти этого ученика и поговорить с ним я не смогу…».

Очередное заседание Верховного суда о законности введения ЕГЭ назначено на 15 мая. Но в этом году «паровоз» вряд ли удастся остановить — сдача ЕГЭ первой волны во всех субъектах РФ начнется уже 26 мая. И результаты, скорее всего, еще раз подтвердят: необходима продуманная реформа, позволяющая подходить к образованию как к единому механизму, исключающему выхолащивание знаний, позволяющему ученикам понять, что умение ставить галочки и способность думать — совершенно разные вещи, что кроссворды дети смогут решать и в свободное от учебы время.

Как бы не была кому-то дорога честь мундира, система ЕГЭ рано или поздно должна потерпеть фиаско — придется признать, что она разрушает российское образование. Более того, она — социально опасна.


Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку Join.
Евгения Дылева
rosbalt.ru

всего: 804 / сегодня: 2

Комментарии /2

00:5609-05-2009
 
 
Читатель
В нашем образовании проблем и без ЕГЭ хватает. Взять хотя бы норму 25 человек в классе (скоро будет 50 наверное), закрытие школ. Педагоги на улицу. Детей почти не учат, а контролируют знания. Хоть ЕГЭ, хоть традиционнные испытания было бы сделано с умом. В 1983 году окончив обыкновенную среднюю школу №87 без всяких медалей и олимпиад, я поступила в Ленинградский политехнический институт (спокойно, без взяток и репититоров). Сколько можно терзать школу уже второй десяток лет находящуюся в состоянии реформирования?

20:0711-05-2009
 
 
клава
волноваться не стоит никому: ЕГЭ - это палка о двух концах. страшно ученикам, но ещё страшнее чиновникам из комитета образования, ведь по результатам ЕГЭ будут судить о том, как поставлено дело образования в республике, в области, в городе... кому захочется быть хуже всех?! соберут работы, посчитают баллы... а потом, как в старые добрые времена.... сами понимаете!

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире