Прогноз экспертов весьма неблагоприятен. С 1 мая государственные надзорные органы (в частности, Роспотребнадзор) фактически лишены права контролировать деятельность бизнесменов – вступил в силу федеральный закон №294, защищающий права юридических лиц и частных предпринимателей от «постороннего вмешательства». Согласно ему, проверить какое-то частное предприятие (в том числе, кафе или ресторан) инспекторы могут только раз в два года, причем заранее предупредив владельца и заручившись согласием прокуратуры.
Можно выйти и по жалобе, но тоже только с санкции прокурора. Штрафовать, лишать лицензии и применять прочие карательные меры к нарушителям можно только через суд, который демонстрирует удивительную гуманность. Например, антисанитарное состояние кафе или прием на работу лиц, не прошедших медосмотр и имеющих весьма смутное представление о поварском деле, может покараться… целой тысячей рублей штрафа!
«Теперь кафе открываются без нашего участия, вся ответственность лежит на предпринимателе, — говорит начальник отдела надзора за питанием населения Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу Галина Дмитриева. – Теоретически они сами должны знать и соблюдать все непростые нюансы нашего законодательства, изучать госстандарты и сами отвечать, если что не так. Но на практике это получается далеко не всегда. 90% нарушений при проверках дает именно общепит – мы никогда без санкций оттуда не уходили».
По мнению инспекторов Роспотребнадзора, основные нарушения – неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние заведений, не прошедшие медосмотра, не имеющие санитарных книжек и профессиональных навыков сотрудники, отсутствие необходимых документов на продукты питания, невыполнение производственного контроля.
Особенно остро, по мнению экспертов, стоит вопрос с персоналом. Очень часто на кухне работают мигранты без специального образования и подготовки, понятия не имеющие ни о гигиене, ни о технологии производства пищи. Наши, впрочем, тоже хороши. По словам управляющих ресторанов и кафе, найти хорошего повара или официанта сейчас крайне сложно, несмотря на множество учебных заведений, готовящих такие кадры.
«Крупные сетевые компании и очень известные рестораны еще заботятся о квалификации своих кадров, тратят средства на повышение их квалификации. Однако в небольших кафе, ресторанах и барах ситуация такова, что вызывает все большую озабоченность, — заявил директор Центра контроля качества товаров и услуг Александр Герман. – После отмены 3 года назад обязательной сертификации общественного питания ситуация там становится хуже год от года».
По словам экспертов, плохо дело не только с уровнем сервиса и квалификацией персонала, хотя равнодушный администратор или неумелый официант изрядно портят имидж заведения. Неладно все и с качеством самого процесса приготовления пищи или напитков. Часто даже руководители заведений не знакомы с обычными стандартами приготовления и подачи блюд, а откуда и какого качества они берут продукты, порой не знают даже контролирующие органы.
«Мы абсолютно отстаем от международного уровня. Должен быть единый стандарт европейского уровня, нормальное лицензирование и профсоюз работников общепита – тогда может будет говорить о качественном питании», — считают в Санкт-Петербургской ассоциации барменов.
Граждане регулярно жалуются в Роспотребнадзор и на форму, и на содержание общественного питания. Однако просто «стукнуть» недостаточно. Факт отравления должен быть документально зафиксирован медработником, который, в свою очередь, должен сообщить об этом надзорным органам. Простая жалоба, мол, там-то шашлык съел, а он некачественный, рассматриваться не будет. Как и любое анонимное обращение.
Впрочем, даже после официальной регистрации факта отравления инспекторы не могут отправиться «на точку», не имея санкции прокурора. Теоретически она должна даваться в течение суток. Но может не даваться и вообще – если прокурор посчитает событие малозначительным.
Поскольку никто, кроме хозяев заведения, за безопасность и качество не отвечает, гражданам остается одно: самостоятельно выбирать те места, где можно что-то покупать или питаться. Сделать это не так уж и сложно.
Галина Дмитриева считает, что один из основных показателей – внешний вид заведения и его сотрудников. Следующий шаг потребителя – изучение наличия коммуникаций и их состояние. То есть буквально: туалет и раковина – лицо общепита, причем подчеркивается, что для посетителей и персонала туалеты должны быть отдельными.
Если клиента удовлетворило вышеперечисленное, следующий шаг – проверка температуры блюд. Первые и вторые блюда должны быть обязательно не теплыми, а горячими. Закуски, напротив – холодными, причем хранящимися при температуре ровно плюс 6 градусов.
Затем главное: выбор блюд. В Роспотребнадзоре подчеркивают, что особую опасность летом представляют мясные, рыбные блюда, колбасы, но главное – заливные блюда. Именно они являются источником разнообразной заразы. Ну и, конечно, шашлыки в непонятных и неизвестных местах. Забегаловки у дороги вам уж точно не гарантируют качество и безопасность.
Что остается – вопрос интересный. Но эксперты считают, что граждане уже должны созреть для того, чтобы понимать – где можно питаться и отовариваться, а где нельзя.
«Это личная ответственность покупателя, — считает начальник отдела контроля качества продукции и услуг по обращениям потребителей Центра контроля качества Елена Ткаченко. – Нам часто люди жалуются: в этом ларьке плохие гнилые продукты. Но на вопрос, зачем же вы упорно покупаете их именно там, отвечают: а нам так удобно».
Рынок есть рынок – покупатель голосует кошельком и собственным здоровьем. Уличные сырки, зелень с ящиков, придорожные кафе с закрытым на замок туалетом-кабинкой, чебуреки в электричках и прочие экстремальные удовольствия по-прежнему ждут своего потребителя.
Комментарии /1
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: