- Зураб Константинович, почему именно три мушкетера?
- Франция, ее история, культура для меня — особый предмет вдохновения. Там я написал много работ. Во Франции установлены скульптурные образы Бальзака, Иоанна Павла Второго, которые я создал. Композицию «Три мушкетера» я задумал давно, показал эскизы друзьям во Франции, мне было приятно, что они одобрили их. В следующем году мы будем праздновать Год России-Франции. В России творчество Дюма хорошо известно и очень любимо. Сейчас над композицией, посвященной любимым героям россиян и французов, еще продолжается работа.
- Собираетесь ли вы использовать в своих новых работах новые материалы и технологии — например, наноматериалы?
- С новыми технологиями мне приходится работать постоянно, как многим художникам-практикам. Эта тема давно меня занимает. Например, работая с эмалями, я искал новые возможности этого материала – обогащение цвета, термоустойчивость.
Надо сказать, что в процессе работы приходишь ко многим открытиям в технологии. Поэтому художник часто работает как ученый. Я думаю, что в современном искусствознании должно быть особое направление, которое изучает и анализирует то, как развивались знания техники с древних времен до новейших открытий.
Осенью этого года в Российской академии художеств совместно с Российской академией наук мы планируем провести Международную конференцию «Искусство и наука в современном мире», где особое место будет отведено обсуждению вопросов новых технологий.
- Есть ли у вас любимые места в Петербурге? И как вы относитесь к проекту башни «Газпрома» высотой в 396 метров, которая, по мнению многих, разрушит исторические панорамы Петербурга?
- В Петербург я влюблен очень давно. Когда я был студентом Тбилисской академии художеств, я приезжал тогда еще в Ленинград на практику, делал копии картин в Эрмитаже, ездил в Петергоф на пленэр. Петербург – удивительный, прекрасный город.
В городах с богатой историей, конечно, нужно сохранять исторический облик. Учитывать изменения во времени и архитектуре тоже приходится, это неизбежно, но прошлое и будущее надо соединять органично. На мой взгляд, удачен в этом отношении опыт Парижа, где главную роль играет исторический ландшафт, и в то же время есть, например, район Дефанс.
- Когда вы снова приедете в Петербург? Как долго будете здесь гостить?
- В Петербург я приезжаю часто — бывает, несколько раз в месяц по работе, как президент Российской академии художеств. Здесь находится Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, Научно-исследовательский музей – наши структурные учреждения. Поэтому я всегда с Петербургом.
- Вы допишете портрет, который начали на открытии выставки «Мастерская художника Церетели» в Русском музее?
- Конечно, если художник по вдохновению работает, то мечтает завершить картину, без этого не успокаивается. Надеюсь закончить портрет на закрытии выставки.
- Будет это формальное закрытие всех дверей или Вы предполагаете какой-либо интересный сценарий закрытия?
- Открытие прошло очень тепло, неформально. Поэтому сейчас мы обдумываем, каким сделать завершение выставки, чтобы получилось не менее достойно и красиво.
Ожидается, что выставка «Мастерская художника Церетели» в Русском музее закроется 7 августа. А пока посетители все идут и не перестают удивляться: такой выставки у Церетели еще не было. Не потому, что у входа не приветствовал гостей великий во всех измерениях Петр I, как это было 4 года назад у Манежа. А потому, что в этот раз гости прямо с «порога» попадают в священный мир художника – его мастерскую.
Частью экспозиции стали вешалка с одеждой, табуретки и кресла, ведро с опустошенными тюбиками краски, этюдники, кисти, ковры, мольберты, книги, семейные фотографии. И даже – передник. Художник надел его сразу, как вошел в зал, где открывал свою выставку, взял кисть и, как всегда радостно, сообщил, что будет работать. На холсте появился некий персонаж, лицо которого пока осталось недорисованным…
На художника с восторгом смотрела губернатор Валентина Матвиенко и первые посетители выставки. А на них со стен смотрели живописные портреты родных и друзей художника, не парадные портреты жителей старого Тбилиси и портреты великих художников, с которым Церетели дружил или был лично знаком: Пикассо, Шагал, Пиросмани, Малевич, Модильяни. Поражали яркостью света и цвета натюрморты, декоративные эмали. Всего – 250 произведений.
Сегодня на выставку приходят петербуржцы и гости города — в основном, молодые. Спорят, как это обычно бывает на выставках Церетели. Но к выходу не торопятся. Пишут хорошие отзывы. «На этой выставке совсем незнакомый Церетели – неожиданно тихий и очень красивый», — сказала прекрасная девушка, увидев которую, Церетели точно бы надел передник, схватился за кисти и попросил бы позировать. Потому что, как жизнерадостно воскликнул на открытии выставки сам художник, «какой грузин не любит красивых женщин?!». А потом улетел в Париж…
Комментарии /0
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: