VI международный биеннале графики (ФОТО)

VI международный биеннале графики (ФОТО)

В стране и миреКультура
В Новосибирске прошло торжественное открытие VI Международной Биеннале графики, в которой приняли участие 27 стран

С 10 по 13сентября в Новосибирске прошло торжественное открытие VI Международной Биеннале графики, в которой приняли участие 27 стран. 21 национальный проект плюс участники открытого конкурса (которых не представляли кураторы их стран) не смогли уместиться в стенах музея. Да и как? – он трещал по швам! Поэтому путешествие по биеннале растянулось во времени и пространстве. Вся экспозиция заняла 5 площадок (Художественный музей, областная филармония, отделение СХ России, галерея «Старый город», галерея «Че»), а их обзор и торжественное открытие – 4 дня.
Стала очевидной особенность этой выставки по сравнению с биеннале прошлых лет. Во-первых, в этом году отметили много сильных работ именно иностранных художников. И иностранных гостей было больше, чем публики.
А во-вторых, преобладание цифровой печати на современных биеннале стало пагубной традицией, и к этому следует привыкать. Без этой техники уже не обходится ни один представитель страны. Кирсти Нэнюэ из Финляндии, представившая серию «Красный Китай» (2007г., цифровая печать), в своем интервью дважды подчеркнула: «Не имеет значения, как это выполнено – красками или на компьютере, картина это или фотография…Важнее философия». "Это не самый высокий уровень выставки, - говорит новосибирский художник Михаил Омбыш-Кузнецов. -Очень хороших работ вы здесь не увидите. Потому что знающие люди не хотят играть в эти игры. Кабальный договор: платишь музею большие деньги за участие и оставляешь работы.Посмотреть есть что, но интересного немного".
Но именно здесь можно было увидеть работы в таких редких и трудоемких техниках, как литография, ксилография, офорт, акватинта, шелкография. Очень поразила своей высокой классикой Италия. Шел ряд сожалений, что Новосибирск остался в стороне от этого, развиваясь лишь в направлении авторской графики.
Абстрактные работы первенствовали над привычными академическими. Да таких, пожалуй, и не было вообще. Был синтез изображения реальных предметов, переходящих в абстрактные формы.
Каждой стране был отведен зал, но мест не хватало. Польша заняла весь второй этаж Государственной филармонии. В одном зале США разместилось вместе с Финляндией, Бразилией и Канадой. На 1 этаже представлены Япония, Тайвань, Южная и Северная Корея. В подвале – Россия (Петербург, Омск, Томск, Новокузнецк, Москва) и Грузия. На 2 этаже – Финляндия, Эстония, Германия, отдельным залом представлен Петербург. 3 этаж – итальянские офорты, акватинты и ксилографии, проекты Бельгии и Нидерландов.
Жюри было также интернационально по составу. 4 человека: Сью Голлифер (Великобритания), Давидо Линна (Канада), Линн Ален (США), Коити Киено (Япония) – и по просьбе устроителя выставки, Ольги Шабалиной, пятым был введен Владимир Назанский (Россия). Последний – большой умница, искусствовед, уже год, как оставил Новосибирск ради поста директора Ханты-Мансийской галереи. Два дня жюри, запершись, совещалось и обсуждало проекты. По договоренности никто ничего не знал вплоть до торжественного награждения победителей 11 сентября. Гран-при взял новосибирский художник Михаил Казаковцев.
Вообще странные были проекты. Безусловно, интересно было слушать историю и объяснение тех или иных работ. Порою это было очень необычно. Японку Норику Уэду мучил страх перед воспоминаниями, от которых она избавлялась кистью на бумаге (результат – победа в номинации «Уникальная графика»). Куратор японского проекта Коити Киено представил 3 работы яйцеобразной формы. Зарождению их способствовал страх перед птичьим гриппом в 2004 году. По словам автора, там есть страх жизни и смерти, страх птиц, которые умирали от болезни или убивались людьми, боявшимися эпидемии, мысли об экологии и о том, что человек сам создает реальность, которая его уничтожает … Страшная идея, но интересная. У себя в Японии Киено устроил выставку, посвященную птичьему гриппу, где красочные большие яйца из папье-маше свисали с потолка, стен или пола. В общем, в контексте события – хоррор! Лауреатом он не стал, но к нему проявила очень сильный интерес новокузнецкая галерея «Сибирское искусство» в лице Ольги Галыгиной. За бурными переговорами у сторон полностью пропал интерес к выставке кореянки Бай Нам Кен. Так что надо полагать, японские яйца будут у нас в городе:).
Программа, насыщенная по составу, была рассчитана на 4 дня, но экономные гости разъезжались уже сразу после открытия. В последний день людей было очень мало. А после слушания проектов была организованна экскурсия по городу, которая быстро сорвалась. Когда дошли до Оперного театра, все кинулись к торговым рядам раскупать матрешки. По этому поводу мой учитель сказал: каждый должен заниматься тем, что ему нравится. После этого их, молча, отвезли на последнюю выставку в галерею «Старый город». Но представленный здесь проект мастера печатной графики Виталия Пушницкого из Петербурга оказался неоцененным. И выходные дни, и закрытие биеннале – все наложилось вместе. Хотя уверяют, что его масштаб требовал музейных залов. Бывший призер 3-его биеннале представил проект вне конкурса, ретроспективную выставку офортов и литографий в камне. На открытии он с печальным лицом подчеркнул: «… эта выставка, в первую очередь, для меня и про меня. Потому, что в России печатная графика невостребованна». Что тут скажешь. Ему не повезло с родиной. У других призеров эти техники глубоко национальны, имеют давнюю традицию в истории их культуры.
Немного русских городов из глубинки приняло участие в биеннале, и, к радости нашей, Новокузнецк представили трое: Александр Архиповский, Александр и Всеволод Сусловы. Грамот они не заработали, но дорого само их участие. А впереди их уже ждет региональный проект «Перпетуум Мобиле»-2009 по городам Сибири. Список участников уже оглашен. Туда вошли Александр Гаврилов, Александр Бобкин, Вадим Иванкин, Евгений Дорохов, Александр Суслов и другие.
 

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Ольга Васильева.
ИА "Город Nовостей"
Фото автора

всего: 1889 / сегодня: 2

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире