23 октября в составе поезда Абакан-Москва на Ярославский вокзал прибыл вагон-лаборатория TROICA. Аббревиатура TROICA раскрывается как Transcontinental Observations Into the Chemistry of the Atmosphere, в переводе «трансконтинентальные данные наблюдений химии атмосферы». В лаборатории 3 комплекса приборов: газовый комплекс, где измеряются почти все ключевые газовые примеси (озон, окислы азота, CO, CO2, аммиак, SO2 и другие), аэрозольный комплекс, где измеряются основные аэрозольные характеристики, и спектрометры, которые измеряют содержание примесей в стратосфере, контролируют состояние озонового слоя. В дополнении к ним есть система отбора проб воздуха. Данные очень подробные: приборы непрерывно регистрируют около 70 параметров, 35 газовых примесей и много характеристик аэрозоля.
«Передвижная лаборатория проехала от Москвы до Владивостока и обратно, а перед этим побывала в Рязанской и Тульской областях, – рассказал заведующий Лабораторией газовых примесей атмосферы Института физики атмосферы им. А. М. Обухова РАН доктор физ.-мат. наук Н. Ф. Еланский. – По всему пути ученые проводили полный химический анализ состава атмосферы, ее метеорологических и радиационных параметров. Были собраны все необходимые данные для оценки качества воздуха в 110 городах, которые посетила лаборатория, и для оценки изменения общего состояния атмосферы».
Включение вагона в состав обычного пассажирского поезда – самый простой и дешевый способ использования передвижной лаборатории. Вагон ставится сразу за электровозом, все датчики и воздухозаборники находятся над электровозом. Таким образом берутся пробы чистого воздуха. Регистрируются фоновые концентрации всех примесей. В городах приборы контролируют городской воздух, на территории континента – континентальный. Потом ученые разделяют эти данные – городской воздух, сельский, чистый фоновый – и анализируют все процессы отдельно для каждой группы.
Собранные данные используются для решения двух основных задач: изменение качества воздуха в городах России (а это качество действительно меняется) и изменение общего состояния атмосферы над континентом. Используя модель, которая опирается на эти данные, можно растягивать результаты наблюдений на большую территорию – это особенно важно. Тогда можно оценить и трансграничный перенос, особенно перенос примесей из Китая и Европы, и затухание европейского переноса по мере его продвижения в Сибирь.
Идея оборудовать специальный вагон для анализа состава атмосферы появилась еще в 1995 году, и тогда же ученые ИФА впервые проехали в такой лаборатории по стране.
Комментарии /0
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: