«Это поворот к прошлому, к неэффективным технологиям»

«Это поворот к прошлому, к неэффективным технологиям»

В стране и миреВ мире
Директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина о новых методах оценки школьников

Портфолио сейчас обсуждают все, и это некая точка согласия, что вроде как портфолио нужно. В него смогут войти достижения во внеучебной деятельности, социальные компетенции, участие в проектах, победы на конкурсах, смотрах и так далее, все личные достижения учащихся, зафиксированные грамотами и наградами. Но структура портфолио еще экспертно обсуждается и до конца не определена. Естественно, что не хочется всем возвращаться к идеологии характеристик, когда при выходе из школы вручался аттестат зрелости и характеристика с печатью школы.

Хотелось бы включать не только внутришкольные, но и внешкольные успехи в такое портфолио. Есть мировая практика, есть на что опереться, свой опыт есть в школах и регионах. Вопрос в том, какой статус ему придать, как обеспечить взаимное признание этих портфолио. Этот вопрос реально очень сложный. Кого обязать считаться с этим портфолио: работодателя, директора ссуза, ректора вуза, приемную комиссию, где, как, на каком этапе.

Эта идеология некоторых добровольных экзаменов, испытаний давно уже обсуждалась. Если учащийся хочет подтвердить свои компетенции в той или иной области, в соцпроектах, то у него должна быть возможность в центрах подтверждения такие квалификации подтвердить. Это система на добровольной основе, по желанию самого учащегося. Как создать такую структуру, этот вопрос обсуждается экспертным сообществом.

Не хочется никого перегружать, добровольность превращать в обязательность. Олимпиады в этом году вызывали массу нареканий, сам список олимпиад. Вопрос сложный и актуальный, но по этому пути двигаться надо. Очень трудно сопоставить заслуги человека из кружка по пению и победителя олимпиады по управлению проектами. Что для кого значимо? Как связаны между собой школьные предметы и социальные компетенции? С одной стороны, оценка этого, с другой стороны – доверие к ним. Образование – это вообще доверительное благо. Посмотрите, как долго идет болонский процесс взаимного признания дипломов. С начала века были решительные шаги в болонском процессе, но до сих пор вопрос в стадии проработки и становления.

Для меня лично – [это возможный] возврат к характеристике, которую мы имели в советские времена. Ее писал классный руководитель, привлекая всех, кого только можно. Иногда не только учителей, но и учащихся, чтобы они сами про себя что-то писали: морально устойчив, политически грамотен. Это поворот к прошлому, к неэффективным совершенно технологиям, что вызывает опасения.

Насколько что-то нужно вузам из академическим знаний? Претензии вузов сейчас – недоверие к знаниям. Ни один из ректоров не сказал, что они взяли ребят по ЕГЭ, а они социально плохо подготовлены, у них низкие коммуникативные навыки, умение работы с информацией отсутствует. Ругают предметные компетенции и ЕГЭ. Может, туда прикладывать все усилия, а не портфолио формировать? Со стороны ректорского корпуса – противоречивый сигнал. И в образовательном сообществе, и между разными группами пока недостаточен уровень согласия, недостаточно понимания, что же именно надо делать.

Вступайте в группу Город Новостей в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Екатерина Чекмарева
Slon.ru

всего: 640 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире