"Скорой" дали помощников в лице МВД и МЧС

"Скорой" дали помощников в лице МВД и МЧС

В стране и миреВ стране
Госдума обязала сотрудников спецслужб (МВД, МЧС, ФТС, и ФССП) оказывать первую помощь пострадавшим в ДТП. Законопроект был принят на днях, сообщает ИТАР-ТАСС. Поправки внесены в Основы законодательства России об охране здоровья граждан и отдельные законодательные акты. Речь идет о разграничении в законодательстве понятий «скорой медицинской помощи» и «первой помощи», это связано с программой оперативной помощи при ДТП, изложенной в нацпроекте «Здоровье», пояснила председатель комитета Госдумы по охране здоровья Ольга Борзова.

Она уточнила, что первая помощь оказывается не медработниками, а людьми без медицинского образования, прошедшими подготовку. Они должны помочь пострадавшему при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью людей до оказания медицинской помощи. После принятия закона названные выше службы обязаны ввести для своих сотрудников курсы такой спецподготовки.

Сообщение напомнило анекдот о том, как к сбитому на перекрестке прохожему подбежал человек из толпы, подложил под голову сумку, сделал искусственное дыхание, наложил шину и сорвал шквал аплодисментов. «Вы врач?»,— спросили его. «Нет, я сантехник,— ответил герой. – Просто смотрю сериал «Скорая помощь». Возможно, именно такими видят будущих спасателей на дороге законодатели в Думе. Их инициатива важная и чрезвычайно полезная. Но только на взгляд обывателя. Потому что у специалистов – например, врачей «скорой помощи» — наверняка будет свой собственный, «второй» взгляд. Интересно, их – тех, кто реально помогает пострадавшим в ДТП, спросили, когда разрабатывали законопроект? Мы – спросили и получили ответ с оттенками, как сказал бы литератор, легкого скепсиса. Напомним, что законодатели озаботились тем, что нередко упускается возможность спасти жизнь пострадавшему до приезда врачей. Так ли это?

Как утверждают «практики», на сегодняшний день вся смертность от ДТП условно делится на 3 группы. Первая – от повреждений, однозначно несовместимых с жизнью. С пациентами из этой группы, понятно, ничего поделать нельзя, пострадай они хоть на пороге Института скорой помощи имени Склифосовского. Вторая группа – это смерть в первые часы после травмы от осложнений. Их в ряде случаев возможно предотвратить. Третья группа – смерть спустя несколько дней после травмы в результате так называемых полиорганных осложнений (то есть когда функции большинства внутренних органов нарушены).

Итак, имея в виду законодательно утвержденную обязательную доврачебную помощь, первую и третью группу рассматривать здесь не будем. Для службистов – спасателей или милиционеров, окончивших спецкурсы, сферы применения их околомедицинских навыков тут точно нет. Первой не помогут и припарки, а третья группа – это те, о ком уже позаботились на месте аварии. Всё дальнейшее, что произошло с ними, формально за рамками принятого закона. Хотя не исключено, что печальный исход в стационаре – следствие неумело оказанной помощи сразу после ДТП.

Остаются пострадавшие из второй группы, которых еще можно было спасти. Они — предмет заботы бригады «скорой помощи» и далее – врачей в клинике. Их на самом деле не так много – всего лишь 7–10 процентов от общего числа травмированных в ДТП. Судьба этих пострадавших зависит от собственной выносливости, оперативности и умения медиков. А что может сделать милиционер или спасатель, если окажется раньше врачей на месте происшествия?

Представьте на его месте себя. Даже на улице так часто бывает — человек лежит без сознания, видимых травм не наблюдается, и поди пойми, от чего ему стало плохо: то ли сердечный приступ, то ли внутреннее кровотечение. Или же то и другое вместе. Делать, как учили на курсах, массаж сердца? А если сломаны ребра и упираются в легкие? Анатомия – сложный предмет изучения. Вот и получается, что вся «доврачебная помощь» сводится к поверхностному осмотру и вызову «скорой»…

Наложить жгут, чтобы остановить кровь, шину на конечность – такому и на курсах вождения обучают. Это, как говорится, должен знать каждый. Но ведь на практике как раз каждый и не знает. В школе тоже учатся все, а отличников единицы. Медики настаивают: помогать до их приезда можно только легко травмированному. И уточняют: понятие «легко» тоже весьма относительно. В первые минуты после происшествия пострадавший может испытывать шок и не чувствовать боли. Если скажет доброхотам, что здоров, ему поверят и не станут досаждать помощью. В общем, в любой требующей профессиональной оценки ситуации нужна квалификация медика. Потому что «обученный» может не столько помочь, сколько навредить. А медицина дилетантов не любит.

Между прочим, в США к свалившемуся на улице прохожему или пострадавшему в аварии граждане стараются не подходить. Опасаются, что в случае его смерти родственники могут засудить доброхота за непрофессиональное вмешательство. Это распространенная практика, адвокаты на ней собаку съели. Интересно, насколько в подобной ситуации будут защищены от юридических преследований наши спасатели или милиционеры? У них нет дипломов медика, зато есть вмененная обязанность помогать. Как бы спасатель из спасителя не превратился в ответчика! С него за «неквалифицированные действия» умелый юрист спросит очень легко. Судиться у нас уже научились, так что главные сюрпризы еще впереди.

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 1208 / сегодня: 1

Комментарии /1

20:4428-11-2009
 
знающий
Массаж сердца, остановить кровотечение, освободить дыхательные пути - необходимо. Навыки нужно тренировать. Остальное - дело специалистов.

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире