Опять 25
Школы чем дальше, тем охотнее готовы переходить на новые системы оценок. Но внедрить их будет непросто

Когда друзья родителей спрашивают московского школьника Егора Лубкова, как он учится в школе, он отвечает с гордостью, что на четверки и пятерки. Все восхищаются, а Егор хитро улыбается и подмигивает маме. Она тоже улыбается. Егор учится в школе, где действует десятибалльная система. На самом деле он троечник.

Разговоры о том, что система школьных оценок устарела, идут давно. Претензия к пятибалльной системе в том, что, принятая еще в советское время, она не дает возможности объективно оценить ученика. «По сути это трехбалльная система: колы и двойки ставят редко», - говорит Ирина Петрунина, начальник управления дошкольного и общего образования департамента образования правительства Москвы. Так что трудно по оценкам понять, как развивается ученик.

Осенью этого года на встрече с лауреатами конкурса «Учитель года России» президент Дмитрий Медведев поддержал идею введения более дробной системы оценок. Так школьникам будет легче адаптироваться к 100-балльной системе ЕГЭ, согласился он. Опять же мировой опыт: во Франции знания оценивают по 20-балльной шкале, во многих штатах Америки - по 100-балльной. На 12-балльную систему перешла Украина, десятибалльная совсем недавно принята в Белоруссии. В Министерстве образования считают, что десять баллов - это оптимальная шкала оценок.

«Мы не собираемся принуждать школы вводить десятибалльную систему в обязательном порядке, но будем всячески ее рекомендовать, особенно регионам», - сообщает Игорь Реморенко, директор департамента государственной политики в образовании в профильном министерстве. Реморенко говорит, что в аттестаты о среднем образовании скоро, возможно, разрешат ставить оценки по любой шкале. То есть некоторые школьники смогут хвастаться тем, что у них в аттестатах, например, 75 по литературе и 99 по английскому языку.

В ДЕСЯТКУ

На самом деле, по закону «Об образовании» уже сейчас каждая школа имеет право вводить собственную шкалу отметок. И во многих школах уже давно перешли на 10-, 12- и 100-балльную систему. Есть школы со сложными системами оценок. Например, в начальной школе отметки не ставят вообще, потом измеряют знания в процентах, а в старших классах переходят на традиционные двойки-пятерки.

Вот самая обычная школа №656 в московском районе Бескудниково. Директор, последователь педагогических идей Макаренко, придерживается самых консервативных взглядов на образование и воспитание. Но и он ввел десятибалльную систему. В школе считают, что это необходимость, а не дань моде. «Пятибалльная система неточная, учителя всегда это чувствовали и пытались изменить ситуацию, прибавляя к оценкам плюсы и минусы, - говорит завуч школы Надежда Казаева. - Одному ребенку чуть-чуть не хватило до пятерки, а у другого еще одна ошибка - и была бы тройка. Обоим ставят четыре - несправедливо».

Принятую в этой школе десятибалльную шкалу оценок придумал профессор Московского государственного областного университета Валентин Симонов. Критерии, по которым оценивают знания, четко прописаны - их назубок знают не только педагоги, но и дети. «Три балла - это когда тупо вызубрил, но объяснить ничего не можешь, - говорит ученица девятого класса Диана Вулпе. - А десять баллов - если можешь на эту тему свободно дискутировать, импровизировать, приводить примеры». В дневнике у Дианы сплошные семерки, девятки и восьмерки. Она его с гордостью демонстрирует. Впрочем, ее одноклассники, у которых дневник пестрит пятерками и четверками, этого совсем не стесняются.

«В нашей школе, если ребенку ставят два балла, это не означает, что он плохой, это означает, что он сегодня заработал только два балла. Это тоже результат», - говорит Наталья Короткова, учительница русского языка и литературы. За пять лет работы по новой системе дети лучше учиться не стали, говорят учителя, зато психологическое состояние их улучшилось.

«С тех пор как мы перешли на новую систему оценок, показатели тревожности у детей снизились, а доверия к учителям стало больше, - рассказывает школьный психолог Гюльнара Усманова. - Дети стали меньше переживать из-за плохих оценок, на них не давит это противное слово “двоечник”». Вот и мама Егора Лубкова теперь спокойнее заглядывает в его дневник: «Вроде бы знаю, что пятерка - это тройка, но смотреть на пятерки в дневнике как-то приятнее», - говорит она.

НА ВСЕ 100

Московская школа с углубленным изучением иностранных языков №1277 пошла еще дальше. Директор Наталья Васильева называет свою систему обучения безотметочной. Васильева считает, что оценка в традиционном понимании этого слова - зло. Потому что учиться нужно не за конфетку, а с четким пониманием, что тебе даст это обучение.

До седьмого класса оценок в 1277-й не ставят вообще. В седьмом работают по стобалльной шкале. А в старших классах - классическая пятибалльная система. «Но к тому времени дети уже привыкают работать не за оценку, у них уже правильная мотивация сформирована, - объясняет Васильева. - Таких понятий, как “хорошист”, “отличник” или “двоечник”, у нас вообще нет».

В начальных классах дети оценивают свою работу сами: отмечают на нарисованной на полях тетради шкале, на каком уровне они находятся. Учитель может прокомментировать, соответствует ли оценка учащегося реальному положению дел. «От оценок в школе успешная профессиональная деятельность ребенка в будущем не зависит, - говорит Наталья Васильева. - А вот от адекватной самооценки зависит очень многое». Первоклассницы, которые в коридоре ждут начала урока, на вопрос «как вы учитесь?» хором отвечают: «Очень хорошо!»

«У нас каждый ребенок уверен, что он прекрасно учится. Мы, учителя, знаем, каково реальное положение дел, но решаем проблемы без помощи колов и записей красным цветом в дневниках, - объясняет учительница первых классов Надежда Рыбина. - Вы у нас детей, сошедших с картины “Опять двойка”, не встретите».

Семиклассник Никита получил по литературе 79 баллов. «Баллы - это ерунда. Мне по выражению лица учителя видно, как он оценивает мой ответ», - говорит Никита. В общем, дети и преподаватели довольны. По словам директора, единственная проблема - некоторые родители. «Мама одной из наших учениц просто требовала, чтобы мы ее дочери ставили отметки: никак она не могла смириться, что не может хвастаться дочкиными пятерками, - рассказывает Васильева. - В конце концов, перевела ее в другую школу».

Родители, которые ждут своих первоклассников около входа в школу, таких мам не понимают. «Мой ребенок уникальный, и я не хочу, чтобы на него вешали сомнительные ярлыки - “троечник» или “хорошист”. Устарело это все», - говорит Ирина Ермолаева, мама первоклассника. Ирина считает, что школьную систему оценок давно пора реформировать в корне. «Всем известно, что школьные отметки не отражают уровня интеллекта ребенка и никаким образом не влияют на профессиональную успешность в будущем», - считает она. Мини-опрос среди сотрудников журнала «Русский Newsweek» показал, что троечников-двоечников и хорошистов-отличников в редакции примерно поровну. А журналисты хорошие все.

Впрочем, не стоит рассчитывать, что российские педагоги поддержат рекомендации Министерства образования. Александр Вышкин, директор одной из самарских школ, говорит, что останется верным пятибалльной системе, как бы настойчиво его ни призывали к модернизации. «Пятибалльная система - это просто и понятно, - уверен Вышкин. - Не надо ничего усложнять. В российском образовании и так много неясного».

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Дарина Шевченко
Русский Newsweek

всего: 1291 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире