Россия вспоминает академика Сахарова

Россия вспоминает академика Сахарова

В стране и миреКультура
В России вспоминают выдающегося ученого, общественного и политического деятеля Андрея Сахарова. Как передают «Вести», со дня смерти академика прошло 20 лет.

Сахарова называют создателем водородной бомбы. Но всю свою жизнь он выступал против испытаний ядерного оружия, был одним из лидеров зарождавшегося в стране правозащитного движения. За свою деятельность в 1980 году, уже будучи лауреатом Нобелевской премии мира, Сахаров был выслан без суда в Горький. И лишен звания трижды Героя Труда. В Москву Сахаров вернулся по приглашению Михаила Горбачева и вскоре был избран в Верховный Совет.

В доме, где жил Сахаров в ссылке, в настоящее время открыт его музей. 17 марта 1954 года президиум Верховного Совета РСФСР принял решение о создании города областного подчинения с закрытым наименованием Кремлев, позже он получил название Арзамас-16, а еще позже — Саров. До создания города на его месте располагался знаменитый Саровский монастырь. В городе до сих пор действует строжайшая пропускная система, поскольку здесь проводятся научные эксперименты в области ядерной физики.

Андрей Сахаров скончался 14 декабря 1989 года.

Планируется, что в большом зале Иностранной библиотеки пройдет конференция, посвященная Андрею Сахарову. А у дома, где он жил, к мемориальной доске возложат цветы.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку JOIN.

всего: 1112 / сегодня: 1

Комментарии /14

20:0014-12-2009
 
Читатель
Идиота придумавшего водородную бомбу нужно знать в лицо !

21:2914-12-2009
 
Читатель
19:00 - самый большой идиот - это ты, дружок.

13:5715-12-2009
 
мой сахаров
Наши судьбы пересеклись, если применительно это сказуемое к следу нуклона в камере Вильсона и хвосту кометы на небосводе, в 1976 году на Ленских приисках, в местах печально знаменитого расстрела, где еще раньше известный ссыльный анархист князь Кропоткин пересек здешние хребты, один из которых и получил его имя по предложению романтика-конформиста красного академика Обручева. О Ленском расстреле, кстати, Сталин накропал свою чуть ли не первую статью.
В завершение ленинского апрельского субботника по-тогдашнему всеобщему обычаю выпивать на рабочем месте, посреди сарая кернохранилища вышибли мы из бочки пробку и стали наливать только тому, кто развеселит нашу мужскую компанию анекдотом, песней. В свой черед и я взгромоздился на ту злополучную трибуну и рассказал басню «Ворона и Лиса». На одноименную крыловскую она походит лишь персонажами да сюжетом. В остальном же - сплошной мат и непристойности, которые своей энергией до сих пор приводят меня в восторг, в силу, наверное, моего дворового в общ

13:5915-12-2009
 
мой сахаров
В остальном же - сплошной мат и непристойности, которые своей энергией до сих пор приводят меня в восторг, в силу, наверное, моего дворового в общем-то воспитания. Да и парафраз ее, подозреваю, родился в сталинских зонах, быть может, и в этих достославных местах.
Мне налили. И тут кто-то приплел к сексуальной революции академика Сахарова. Я, уже окосевший от предыдущей банки, вскинулся: при чём здесь он? Только неделя как я вернулся из Иркутска, где защитил диплом заочника на геофаке университета имени Жданова и где на лекциях по научному коммунизму перед защитой нас просвещали по идеям отщепенца. Кто-то выходил, заходил, уже принесли водочку, разлили по-стаканáм, подали и мне на амвон, но я так и не выпил, отчасти увлеченный всеобщим вниманием, отчасти – из чувства самосохранения: водка с пивом, - это два-три дня тяжкого похмелья. Тем более, что кто-то уже валялся под бочкой.
Меня согнали, когда я дошел до теории конвергенции. Кто-то пытался поддержать тему рассказом, что виде

14:0115-12-2009
 
мой сахаров
что видел-де академика на Пушкинской площади: какие-то старики и старухи вокруг памятника ходили с плакатиками. Другого с потухающим интересом послушали с рассказом о том, что в Якутске всех таксистов предупредили не брать академика, автобусы на Нюрбу отменили, и пришлось-де ему к другу Орлову на попутку за городом садиться…
Не прошло и месяца, как один из собутыльников отозвал меня и со смущенной назидательностью сообщил, что их двоих вызывали в КГБ: правда ли, что имя рек с бочки выступал в поддержку Сахарова? Мужики мои оторопели: в тот злопамятный день один был уже пьян в дупель, а другой был отправлен в тот момент гонцом за винцом. Правда, оба помнили что-то о сексе. В любом случае от имени КГБ их попросили передать мне, чтобы я больше не позволял себе такого.
Я усмехнулся: интриги врагов, - но объяснять ничего не стал, а кто настучал, мы и так поняли: Коля Слепнев, механик (через несколько лет он вернулся в Бодайбо уже капитаном ГБ). Усмехнулся же я тому, что за три года до этого была

14:0215-12-2009
 
мой сахаров
уже такая утка. На комсомольской конференции я попытался просить поддержки в поисках так нужного стране рудного золота путем использования ЭВМ. При этом цитировал тогдашнего министра, тоже академика – Сидоренко. Секретарь же райкома партии, покрывавший моих гонителей, спасая уже и свою шкуру, согнал меня с трибуны и отправил к психиатру, когда вскоре после конференции я неудачно съездил в Москву «за правдой». За то ему пришлось тогда же проститься со своей табуреткой, да и утка та была, скорее всего, из его уст: сейчас известно, что коммунисты не брезговали и такими методами дискредитации. А может, кто из делегатов не разобрал фамилию академика? В начале 70-х охота на ведьм уже была ведь в разгаре, а после армянских взрывов в московском метро штат ГБ был увеличен в несколько раз, организован Пятый отдел за инакомыслием... (Сейчас стало известно: Андропов-Файнштейн, попав в КГБ неофитом, расстарался отличиться созданием этого отдела. Хотя правителям либералы указывали на нежелательность такой слежки). Н

14:0315-12-2009
 
мой сахаров
Но зря я усмехался. Я еще не знал, что один из моих соратников, московский профессор, в войну и после нее пересчитывавший запасы Хомолхо Шарапов И.П., отсидел как-то пятерик за космополитизм, а другой, профессор Воронин Ю.А.., ныне покойный, новосибирский, оказалось, был лично знаком с Андреем Дмитриевичем, будучи его учеником! Причем настолько, что Е. Боннэр регулярно останавливается в Ленинграде у профессорской дочки. То-то в 80-м году явно жандармы «соблазнили» моего старинного, со времен работы на поисках урана, ленинградского друга и тот, радушно встретив меня, специально пролетавшего с Паланги, у себя дома, неожиданно стал уговаривать бросить вольнодумство. Я оторопел: за кого ты меня принимаешь? Володя тоже озадачился и в сторону, к жене-зрителю, буркнул, что "делать там вашим гэбистам нечего". Дружба, конечно, кончилась. Между прочим, путевку в Палангу мне навязали как «горящую», горячо убеждая в нужности такой поездки. И неплохо было бы разобраться: чего бы ради? Правда, за

14:0415-12-2009
 
мой сахаров
Правда, за таким ходом чекистов стояла еще одна моя история, но это - отдельно.
А еще меня тогда «пасли» в Сочи, оставляя «клопов» под супружеским ложем дикарей, стукач из сотрудников новосибирского профессора, геофизик-нефтяник Юра Будянский (ныне доктор почему-то? экономических наук) «прокачивал» меня на своей кухне под магнитофон в шкафчике над нами, причем он опасливо старался не браться своими пальцами за стекло бутылки вина, купленной мною же для визита к сотруднику профессора. Понимал ли неизвестный мне идиот-гэбист, что я – не сахаровец, что большего зомби-конформиста он не найдет? Что, может, моя, так и не опубликованная в Комсомолке статья о необходимости создания всесоюзной газеты для геологов, всего лишь – побочный продукт моего же конформисткого рвения? Понимал ли он, устраивая облаву в аэропорту, что и золото я воровать не способен по трусости своей (хотя приходилось ворочать его тазами на драгах), а лечу в данный момент действительно поступать в аспирантуру по телеграфному вызов

14:0515-12-2009
 
мой сахаров
иркутского профессора и что мой чемодан набит картами и планами разведок? И как он, мудак, не сообразил, что мог бы меня на них клёво подловить и сделать, быть может, свою карьеру на моей глупости! А что я три года участвовал в разведках урановых месторождений? А что моя сестра работала референтом у нескольких сибирских академиков? Был, наверное, и китайский след за мной: дружил с монгольским геологом. Только в Перестройку мне стало известно, что журналист Комсомолки Э. Тополь давно уж выехал за рубеж, а я-то все катал ему письма с просьбой помочь. И черт его знает, в чем еще меня подозревали недоумки, опробуя свои шизоидные версии и дурацкие разработки на моей психике и судьбе, как новички-парикмахеры учатся на собаках. Попутно еще одну судьбу сломали: дабы иметь основания для слежки за мной, уже в Новокузнецке стали оформлять моего нового начальника в загранку да аж в Южную Гайану. Ясно даже ежу тогда было, что проверять капитально будут. А когда тот стал догадываться об истинных причинах его «загра

14:0615-12-2009
 
мой сахаров
«загранки» (я не скрывал своих мытарств – вот такой у меня характер, а у него, потом оказалось, тоже грешки молодости были: профессорского сыночка за вольнодумство даже из Томска выслали на шорские фосфориты), то он крепко «подсел» на водочку. Да так и сидит до сих пор, седым уж стал и на пенсию вышел, не дождавшись своей Гайаны. Ну, под таким колпаком невроз любому обеспечен. Забавнее всего были подозрения зарвавшегося чекиста в прослушивании мною «голосов», хотя уже тогда были явственны мои проблемы со слухом.
Атмосфера, конечно, была замороченная не только для меня. У всех нас тогда был комплекс неполноценности на грани шизофрении. Система, как сейчас становится понятным, сама готовила себе врагов, причем из адептов вроде меня, заставляя чувствовать себя сороконожками, старающимися не запутываться в своих ногах: помните – «я себя под Лениным чищу», «делать бы жизнь с кого»?
Из аспирантуры академик Л.В. Таусон (ныне покойный) вышиб меня через полгода, свято веря в мою шизофрению и связ

14:0715-12-2009
 
мой сахаров
и связь с Сахаровым. И очухался я только где-то в году 86-м. За это время враги мои получили ленинскую премию за грандиозную приписку рудного золота и попытались всучить ее австралийским инвесторам. Долгих из рук Черненко получил вторую звезду (тоже, выходит, был свой интерес), кое-кто сделал карьеру до Москвы и с треском вылетел оттуда назад в Иркутск, когда ГБ узнала, что он позволил себе посадить их подопечного под свой колпак…
Уши этой кодлы высунулись первый раз после Прямой Линии Комсомолки с министром геологии СССР. Я рискнул попросить ассигнования на исследования сибирского мумиё: чиновники никак не хотели их выделять, поскольку составил бы конкуренцию некоему военведу. И через полтора месяца редакция сообщила мне, что министр не хочет сдерживать свое публичное обещание, поскольку звонил ему - маниакальный психопат! Пришлось катать телегу тогдашнему премьеру Рыжкову, а вот по поводу диагноза я пытался несколько раз выяснить в Приемной на Кузнецком мосту. Но куда там! Холодной осенью 93-

14:0815-12-2009
 
мой сахаров
Холодной осенью 93-го даже послали… А недавно пригрозили ответственностью по ст. 33 Конституции и ст.11, п.3 Федерального Закона № 59-ФЗ: «Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом». Ещё я успел сообщить и Сахарову обо всем этом.
… 15 декабря 1989 года спешил я по какому-то переходу метро. И вдруг у одной из стен завихрился небольшой водоворот. Оказалась дацзыбао: на машинке чьи-то стихи и я в недоумении побежал дальше, дивясь странностям столичной гласности – чего-то Сахарова славят. А вечером узнал – помер он.

14:0915-12-2009
 
мой сахаров
В 13 часов очередь к нему была уже далеко за музеем Толстого, начинаясь на улице Россолимо у дверей НИИ безалкогольных напитков и я, впервые оказавшийся в этом месте Москвы и впервые участвовавший в такого рода церемониях, понадеялся, что за пару часов достигну цели. Но и к пяти вечера, когда уже впереди засветились огни Дворца молодежи и мороз сменился мокрым снегопадом, очередь неожиданно застопорилась (Горбачев приехал) и я вышел из неё по невыносимой нужде в ближайшую подворотню. Обратно я встать не решился: замерз и опасался окончательно простыть, а свалиться в то важное для меня время я не мог.
Два милиционера и штатский кивнули мне как знакомому: вставай, мол, обратно, но я усмехнулся: - Да ладно уж. Хоть и тягали меня за него, покойный наверняка простил бы. - Лица у них вытянулись, личность в штатском, похоже, и стойку сделал, ушами застриг, и я повернулся, заспешив на метро Парк Культуры: Фрунзенская до сих пор была закрыта…
Вместо эпилога. На мой запрос Центральный

14:1015-12-2009
 
мой сахаров
Центральный Архив ФСБ ответил, что каких- либо документальных материалов на меня не имеется (№ 10/ А-С-130 от 07.02.02). Знатоки же сообщили, что холодной осенью 93-го по всей России во всех дворах ГБ горели жаркие костры из документов Пятого отдела КГБ СССР. Нет материалов и в Архиве новейшей истории России.
Где-то живут бывшие чекисты: Миша Маринов, под видом практиканта «прокачивавший» меня на приисках, не назвавшийся гэбист, сказавшийся из Читы, вообще запутавший меня на учебной сессии в Иркутске (нервно хватался за купленные мною билеты на гастроли японского джаза), другие безвестные герои «невидимого фронта», «солдаты партии», тот же Филипп Бобков – главная цепная собака тех времен, пристроившийся у Гусинского. Наверное, их-то и боятся по-прежнему некоторые редакторы, не берущиеся публиковать эти записки.

Новокузнецк.
1989-2007 гг.

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире