«Госзаказ» для высшей школы

«Госзаказ» для высшей школы

В стране и миреВ мире
Острый дефицит кадров способен перечеркнуть планы России войти в число великих экономических держав

По данным Минздравсоцразвития, в начале октября число безработных в России составило немногим более двух миллионов человек. Но это касается лишь тех, кто зарегистрировался на биржах труда. В целом же, как подсчитал по методике Международной организации труда Росстат, армия «лишних людей» в нашей стране фактически насчитывает 5,8 миллиона, иными словами — 7,8 процента экономически активного населения. Казалось бы, странно сейчас, когда каждый тринадцатый трудоспособный россиянин не имеет работы, говорить о грозящей стране нехватке кадров.

Но именно этот дефицит сегодня становится вопросом выживания уже не отдельных отраслей, но и всей экономики в целом. Так, глава госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов утверждает, что сегодня машиностроительные отрасли укомплектованы специалистами менее, чем на 80 процентов. Так что, судя по всему, старый лозунг «Кадры решают всё» обретает новый смысл.

Демографы, опираясь на данные солидных исследований, предрекают: к 2015-му трудовые ресурсы в России сократятся на 8 миллионов, а к 2025-му – на 18-19 миллионов человек. Чтобы было понятно, какой удар это нанесёт по отечественной экономике, отметим, что сейчас, по информации Росстата, в ней занято около 70 миллионов россиян. Уже через несколько лет страна ежегодно будет терять более 1,3 миллиона работников. В то же время, только для выполнения уже намеченных сейчас социально-экономических программ и проектов, России требуется не менее миллиона новых рабочих и специалистов в год.

С нехваткой профессионалов, в первую очередь, столкнулись регионы, в которых реализуются или в скором времени будут запущены крупные инвестиционные проекты. Например, на северо-западе страны. Вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас, курирующий экономический блок, считает, что многие из них будут сорваны, если не удастся привлечь 600 тысяч пар рабочих рук. Над теми же проблемами ломают голову и во многих других регионах России. Но особенно – в сибирских и дальневосточных, откуда ещё в конце 80-х годов начался массовый исход на запад. Дальний Восток ежегодно теряет десятую часть своего населения. К 2025-му там останется лишь пять миллионов жителей, а ещё через четверть века – и все четыре.

Однако вот парадокс: при нехватке специалистов у нас в стране уже не первое десятилетие по некоторым профессиям наблюдается явное перепроизводство. Корни этого явления следует искать в 90-х годах, когда произошел серьёзный перекос в самой структуре подготовки профессионалов. Многие абитуриенты бросились осваивать крайне востребованные тогда навыки юристов, экономистов, бухгалтеров, и через несколько лет их просто девать некуда было. По данным, которые приводит глава Минобрнауки Андрей Фурсенко, и сегодня на правоведов учатся 700 тысяч студентов.

Раньше всё было ясно: Госплан, определявший направления развития экономики, жёстко прописывал программу подготовки для неё кадров, предусматривавшую гарантированное их распределение.

Теперь вот уже не один год российские министерства и ведомства не могут решить головоломку: сколько и каких профессионалов нужно стране? Вроде бы, для государства с рыночной экономикой вопрос праздный: спрос рождает предложение. Однако в России этот регулятор почему-то не действует. В результате сотни тысяч выпускников, получивших диплом о высшем образовании, оказываются невостребованными. Так, половина питомцев педагогических и медицинских университетов трудятся отнюдь не в школах и поликлиниках. Среди окончивших сельскохозяйственные вузы таковых ещё больше – три четверти. А если взять, скажем, знаменитый Московский авиационный институт, то он все последние годы в массовом порядке выпускал авиаконструкторов и авиастроителей, хотя отрасль производила ежегодно всего по нескольку самолетов и не могла обеспечить работой даже своих инженеров. В целом же сейчас за бортом полученной специальности, по некоторым оценкам, остаётся каждый третий вчерашний студент.

Крупные компании давно осознали всю опасность кадрового дефицита. Поэтому многие из них, например, Газпром, ЛУКОЙЛ, «Норильский никель» приступили к целевой подготовке специалистов в ведущих вузах страны ещё в середине 90-х годов. Скажем, в одном только Когалыме – «сибирской столице» ЛУКОЙЛа - сейчас действуют филиалы томского и двух тюменских университетов. Ну а наиболее дальновидные начинают пестовать будущих работников ещё со школьной скамьи. Правда, среднему и, тем более, мелкому бизнесу такие «длинные инвестиции» явно не по зубам. Вот почему на новые предприятия приходится «импортировать» инженеров и рабочих из ближнего и даже дальнего зарубежья. Но ведь и государство до сих пор не очень-то было озабочено этой проблемой, а оно главный работодатель в нашей стране: 27 миллионов россиян – бюджетники.

Проблема серьезная, и нельзя сказать, что руководителей страны она не беспокоит. Еще в конце минувшего года правительство приняло постановление «О предоставлении субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации», призванное воспрепятствовать массовым увольнениям и безработице.

Особые надежды при этом возлагаются на профессиональное переобучение и тех, кто уже потерял работу, и тех, кому подобная участь только грозит.

Вспомнили и об идее опережающего образования. Суть ее вот в чем: она предполагает перестройку системы профобразования - с тем, чтобы она давала людям знания и навыки, которые бы позволили им успешно адаптироваться к новым условиям существования и изменяющимся требованиям экономики, быть востребованными ею. Кстати, впервые эта идея была выдвинута у нас, в России, еще в середине 90-х годов. Ее широко обсуждали в прессе и в специальных научных изданиях, теперь, в условиях кризиса, опережающее образование оказалось как нельзя кстати. Ведь экономические неурядицы рано или поздно закончатся, и, если наша страна избирает в посткризисные годы вектор движения по инновационному пути, то ей понадобятся миллионы новых специалистов. Иными словами, надо работать на опережение.

В ходе программы 2009-го переобучение проходят в основном представители рабочих специальностей: она охватила почти 400 тысяч человек, которые окончили краткосрочные курсы и получили новую специальность либо повысили свою квалификацию. Но теперь начнет действовать принципиально новая - для специалистов с высшим и средним специальным образованием. Это нечто вроде бизнес-плана, рассчитанного на долгую перспективу. Он предполагает за следующие три года переподготовить, причем за счет государства, свыше 700 тысяч специалистов, способных встроиться в инновационную экономику. Иными словами, к тому сроку, когда, по прогнозам Минэкономразвития, страна начнет выходить из кризисного пике. Для того чтобы обеспечить инновационный рост экономики, по мнению экспертов, необходимо, чтобы в этом секторе работало, как минимум, 40 процентов работников, имеющих высшее или среднее специальное образование. Сейчас таковых только четверть. Программа опережающего образования как раз и призвана кардинально изменить ситуацию.

По расчётам ученых, начиная с 2013-го, экономике России для выполнения задач, заложенных в концепции долгосрочного развития до 2020-го, ежегодно потребуется приращивать штат работников инновационных секторов на 475 тысяч профессионалов высокого класса. По новой программе 238 тысяч из них подготовит за свой счет государство – на эти цели из бюджета будет выделено 30 миллиардов рублей, обучение остальных должны оплатить предприниматели.

Так кто же понадобится, в первую очередь, российской инновационной экономике? Аналитики выделили два наиболее перспективных рынка труда, которые считаются мультипликативными, то есть обеспечивающими рабочими местами не только себя, но и смежников. Это строительство и автомобилестроение.

Каждый работающий на стройке или автособорочном предприятии даст «хлеб» еще 8-10 россиянам.

А еще – производство продуктов питания, создание инфраструктуры, в том числе транспортной, оборонные и информационные технологии, а также нанотехнологии, которые, собственно, нам только предстоит освоить. Всего выделено три десятка таких перспективных в ближайшем будущем рынков. Для того чтобы они по-настоящему заработали, необходимо за считанные годы обеспечить их высококвалифицированными кадрами – без них все эти проекты не более чем утопия.

Теперь необходимо будет в самые сжатые сроки отобрать на конкурсной основе вузы и техникумы, которые возьмут на себя такую миссию. Но и это не все. Нужно «подтянуть» преподавателей этих учебных заведений до мирового уровня, для чего предполагается послать их на стажировку в ведущие российские и зарубежные университеты и научные центры. И только потом начнется набор желающих получить второе, «продвинутое» высшее образование, которое они будут осваивать за один-два года. Кстати, и вузы будут в таких абитуриентах заинтересованы: за каждого студента они станут ежегодно получать из госбюджета по 150 тысяч рублей, то есть больше, чем за обучающихся ныне на платных отделениях.

Проблему «всероссийского повышения квалификации», подготовки профессионалов новой формации, способных эффективно трудиться на инновационных направлениях отечественной экономики, и работодателям – государству и бизнесу решать надо как можно скорее. Ведь в самом близком будущем Россия попадет в «демографическую яму», и уже в ближайшие годы число абитуриентов, поступающих в российские вузы, станет почти вдвое меньше. Острый дефицит кадров, давно предрекаемый экспертами, станет реальностью, которая способна перечеркнуть все наши планы войти в когорту великих экономических держав.

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Максим Кранс
Столетие

всего: 1614 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире