Большая перемена

Большая перемена

В стране и миреВ мире
Модернизация школьного образования, цели и задачи которой отражены в президентской инициативе «Наша новая школа», может начаться с упразднения педагогических вузов. Об этом говорят сегодня многие идеологи образовательных реформ.

Магическое слово «модернизация» с каждым днём обретает всё больший смысл. Его произносят, когда речь заходит об экономике, системе выборов, правоохранительных органах, вооружённых силах, подготовке олимпийской сборной, принципе финансирования научных исследований, взаимоотношениях с США… Модернизация добралась и до «самых маленьких» — до общеобразовательной средней школы. И, несмотря на то, что сама школа ей отчаянно сопротивляется, свидетельством чему являются не утихающие с годами протесты учителей и родителей закреплению ЕГЭ в качестве основной формы выпускного и вступительного экзамена, ветер перемен не только не утихает, но набирает поистине олимпийскую силу и скорость. В общем, от реформ средней школе уже не отвертеться. Бесспорно, ещё свежи в памяти годы, когда мы небезосновательно полагали, что российское, вернее, советское образование лучшее в мире, однако в настоящее время это не значит ровным счётом ничего: результаты независимых исследований по качеству школьного образования говорят о том, что сегодня наша школа даёт больше поводов для беспокойства, чем для гордости. 

Многие из рекомендаций Общественной палаты РФ легли в основу национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», выдвинутой Дмитрием Медведевым в ноябре 2008 года

По итогам проведённого Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в рамках «Программы международной оценки учащихся: мониторинг знаний и умений в новом тысячелетии» массового сравнения десятков тысяч обычных школьников по таким практически значимым показателям, как умение читать (т.е. понимать и интерпретировать) тексты, в том числе СМИ, способность слышать чужое мнение, умение подходить к решению нестандартной задачи Россия в лице её подрастающего поколения оказалась на 27-м месте. Самые высокие результаты по всем разделам грамотности у Великобритании, Канады, Новой Зеландии и Австралии. Российские школьники демонстрируют относительную успешность в лёгких заданиях и резко проваливаются на трудных. Наше образование словно «вырубает» область высших достижений, то есть работает на середнячка. Ещё хуже обстоит дело с пониманием нехудожественной литературы и совсем скверно — естественно-научной. Наши школьники плохо справляются с информационными текстами, то есть как раз с теми, которые составляют основной массив учебного чтения в 5-11 классах[1].

Есть конкретные предложения по поводу того, как поправить эту отнюдь не благоприятную для российского образования статистику. В частности, Общественная палата РФ рекомендует в младших классах расширять долю детского творчества, уделяя больше внимания таким предметам, как рисование, скульптура, пение, театр, при этом радикально обновив технологию преподавания. По мнению специалистов, именно эти предметы способствуют формированию творческих способностей, независимо от сферы их последующего применения. Для средних классов, которые, как показывают международные сравнительные исследования, являются наиболее проблемным периодом школьного обучения, в качестве необходимой меры назван отказ от заучивания огромных массивов информации ради развития ключевых компетентностей, что будет закладываться в новую версию образовательных стандартов. В старшей школе признан неудачным эксперимент с введением профильного обучения, которое зачастую вырождается в раннюю селекцию школьников. Вместо «преждевременной специализации» эксперты предлагают выстраивать индивидуальные образовательные траектории школьников на основе широкого выбора учебных курсов, факультативов, практикумов.

Модернизация добралась и до общеобразовательной средней школы. И, несмотря на то, что сама школа ей отчаянно сопротивляется, ветер перемен не только не утихает, но набирает поистине олимпийскую силу и скорость

Многие из рекомендаций Общественной палаты РФ легли в основу национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», выдвинутой Дмитрием Медведевым в ноябре 2008 года. В этом программном документе показана предполагаемая школа будущего (разумеется, светлого), в которой дети будут изучать не только достижения прошлого,  но и технологии завтрашнего дня; где будет усилен воспитательный потенциал и обеспечено индивидуализированное психолого-педагогическое сопровождение каждого учащегося. Также в новой школе будут новые учителя, глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников. Подвергнутся перестройке и сами здания «храмов образования»: они станут современными по архитектуре и дизайну, будут иметь новейшее, в духе времени, обучающее, медицинское и спортивное оборудование. В президентской инициативе так и говорится: систему школьного образования ждёт перенастройка. То бишь – перезагрузка. Где-то это мы уже слышали…

Реформировать педвузы

Какие рычаги и кнопки нужно нажать в первую очередь, какие блоки заменить, какие вирусы искоренить, чтобы перезапустить окончательно разладившуюся систему школьного образования, — эти вопросы сегодня активно обсуждаются во власти и педагогических кругах. Так, на недавнем заседании общественного совета при Минобрнауки России звучали предложения начать модернизацию школы с «реформирования» самих учителей и педагогических вузов.

Ещё свежи в памяти годы, когда мы небезосновательно полагали, что российское, вернее, советское образование лучшее в мире, однако в настоящее время это не значит ровным счётом ничего

«Первое, что нужно сделать, это сформировать государственный заказ на нового учителя, то есть разработать новые федеральные образовательные стандарты, которые бы нацеливали педагогов на работу с разными контингентами детей, — поделился мнением ректор Московского психолого-педагогического университета Виталий Рубцов. — Во-вторых, необходимо преобразовать педагогические вузы в центры психолого-педагогического образования, имеющие в структуре базовые учреждения для прохождения учительской практики (школы, колледжи, дошкольные образовательные учреждения), и передать этим центрам право экспертизы образовательных программ. Таким образом, мы сможем построить новую систему подготовки учителей». 

Кроме того, по мнению ректора, в этих же центрах нужно обучать педагогическому ремеслу специалистов, имеющих предметное образование. Для них подготовка в данных структурах будет приравниваться к магистратуре. «Весь цивилизованный мир идёт таким путём, — пояснил г-н Рубцов. — В США есть центры, в которых из людей с бакалавриатским образованием делают школьных учителей, то есть обучают их возрастной психологии, особенностям работы с различными группами детей».

Сторонником преобразований на уровне педвузов является и ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, правда, в отличие от своего коллеги из психолого-педагогического университета он выступает за более простую форму перестройки — присоединения высших учебных заведений педагогического профиля к классическим университетам и наделения вновь образованной педагогической надстройки статусом магистратуры. «Существование педвузов в их нынешней форме себя не оправдывает, сегодня они принимают выпускников школ, имеющих 45-50 баллов по ЕГЭ из 100 возможных. По окончании педвузов в школу приходят только 20 процентов выпускников, далеко не самых лучших», — прокомментировал свою идею г-н Кузьминов.

Экзаменовать учителей

В целом подход, при котором судьба педагогических вузов оказывается в подвешенном состоянии, имеет неплохую поддержку в кругу экспертов образования, и он даже получил определённое выражение в инициативе «Наша новая школа» (там говорится, что готовить учителей нужно в базовых центрах), но, честно говоря, пока ещё слабо верится, что реформы сразу станут настолько безжалостными по отношению к традиционным методам подготовки учителей. Тем более, как отметил директор департамента государственной политики в образовании Минобрнауки Игорь Реморенко, де-юре такой структуры, как педагогический вуз вообще не существует, а есть институты, университеты и академии с определёнными названиями, записанными в их аккредитационных свидетельствах. При желании, конечно, можно в этой системе выделить в отдельную категорию педвузы, и обрушить на них главную силу реформ, но пока ответственные за модернизацию образования лица уверяют, что в одночасье революционных изменений не произойдёт, и что начинать будут с простых мер, таких, например, как повышение требований к учителям.

«Первое, что мы сделаем, это определимся с понятием “хороший учитель”, — сказал министр образования и науки Андрей Фурсенко. — Мы разрабатываем и согласовываем с профсоюзами новые требования  к обязательной аттестации педагогов. Если человек не пройдёт их, то есть не сдаст квалификационный экзамен, ему будет предоставлена возможность получить дополнительные компетенции и пройти испытание повторно, но если и в этом случае результат будет отрицательным, то ему придётся поменять место работы».

Г-н Фурсенко обратил внимание, что повышение зарплат учителям, которое в разных регионах было реализовано с разной степенью эффективности (с большей, конечно, в Москве), привело к тому, что недоукомплектованных школ в стране практически не осталось. Напротив, зачастую молодые люди даже не имеют возможности устроиться в школы, потому что все вакансии заняты, а в селе учитель вообще является едва ли ни единственным хорошо обеспеченным человеком. По словам министра, если не повысить требования к профессии, школа превратится в главный собес страны, в котором некоторые главы регионов будут прятать негативные показатели по безработице и средней зарплате.

Развивать дистанционное образование

Словом, главные усилия в области модернизации образования сосредоточены сегодня на организации процесса перенастройки учительского корпуса. Но, как заметил бывший школьный учитель, а ныне главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов, пока идёт перенастройка, внешние условия стремительно меняются, поэтому думать нужно не только о «сейчас», но и о «вперёд». И, главное, не отрывать реформы от практической жизни.

«Когда мы говорим о том, что в одном классе учатся дети с разной скоростью восприятия информации, и что хороший учитель должен построить процесс обучения так, чтобы учитывать особенности каждого школьника, мы должны понимать, — в сегодняшней школе на практике это нереализуемо, — со знанием дела сказал г-н Венедиктов. — Но решить эту задачу можно, предусмотрев развитие дистанционного образования, роль которого со временем, по всей видимости, будет повышаться. Нужно говорить о применении современных технологий, с помощью которых будут решаться диагностируемые сегодня проблемы, а также создавать задел для решения проблем, которые, возможно, возникнут через 5-7 лет. Мы должны понять, что информационная революция всё изменила, что учитель больше не является главным источником информации, он стал своеобразным агрегатом, который должен научить ребёнка учиться самостоятельно».

Повышение зарплат учителям, которое в разных регионах было реализовано с разной степенью эффективности, привело к тому, что недоукомплектованных школ в стране практически не осталось

Дискуссии, разумеется, будут продолжаться. Построение «нашей новой школы» стало одним из обязательных пунктов охватывающей страну модернизации, а в год учителя, наверное, и вовсе главной темой для обсуждения. Прогнозов относительно сроков достижения заветной цели никто не даёт, однако ясно одно: набирающую скорость машину реформ уже не остановить. Министр образования и науки Андрей Фурсенко, чувствуя консервативные настроения в профессиональном учительском сообществе, призывает не бояться преобразований, и думать не о том, что случится, если мы всё резко поменяем, а о том, что будет, если всё останется на своих местах. Честно говоря, пока и о том, и о другом думать тревожно. Но, как заметил совсем по другому поводу один известный персонаж Михаила Булгакова, кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится. Так что не стоит уж очень сильно пугаться модернизации, тем более, президент сказал, что она всё равно неизбежна.

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Наталья Σ Быкова
strf.ru

всего: 1173 / сегодня: 1

Комментарии /0

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире