Как сообщил председатель городской госадминистрации Сергей Куницын, его заместитель Владимир Казарин на днях передал пакет документов относительно СЭЗ, готовившихся еще в период работы президента Ющенко, в администрацию Виктора Януковича. Казарин сказал, что новая власть заинтересовалась этой инициативой и к настоящему моменту «пройдено две третьих пути» к началу реализации проекта.
Это сообщение можно считать сенсационным, считает российская Независимая газета, - вопрос о предоставлении Севастополю особого экономического статуса обсуждается с 1992 года. За это время было разработано около двух десятков проектов, часть из которых прошла все стадии согласований с центральной властью, однако ни один не был реализован. Если в 1995 году идею заблокировали депутаты горсовета, которых обвиняли в коррупции, то к 2000 году в Украине ввели запрет на создание СЭЗ из-за скандалов, разгоревшихся вокруг многих территорий с особым экономическим статусом.
Последнюю попытку улучшить экономический климат города предпринял Сергей Куницын, возглавивший горадминистрацию в 2006 году. Он недавно отметил, что в период начала экономического кризиса в городе был создан антикризисный комитет, который пришел к выводу, что «полноценно бороться с кризисными явлениями позволит только нестандартное стратегическое решение - проект создания в Севастополе СЭЗ, позволяющий спасти производство, предприятия, горожан». Чиновник пояснил, что ситуация в городе из года в год ухудшается, поскольку примерно четверть из 400 тыс. населения задействованы в обслуживании флота и инфраструктуры. «Военная составляющая сокращается, но люди-то остаются» - сказал Куницын, объясняя необходимость развития альтернативных видов занятости населения. Он подтвердил, что в подготовленных городской властью предложениях заложены новые административные возможности и налоговые льготы, но не для всех предприятий: «Только те, кто защитит свой инвестиционный проект, под него привлечет ресурсы и сам его реализует, на 30-50% будут платить меньше, а по отдельным налогам будет вообще нулевая ставка».
Владимир Казарин уточнил, что целесообразность создания СЭЗ в Севастополе обоснована и географическим положением города, и его экономическими связями с десятками стран мира. В городе существует даже собственная торгово-промышленная палата, деятельность которой тормозится только отсутствием законодательного подтверждения особого статуса города-порта. «В Севастополе создан единственный настоящий порт на севере Черного моря, все остальное - это просто берег без инфраструктуры, без мощных волноломов, которые есть у нас», - пояснил «НГ» Казарин. Он выразил уверенность, что предоставление городу особого статуса привлечет иностранный капитал: «Надеемся на продолжение и развитие сотрудничества с россиянами. Но, упреждая обвинения псевдопатриотов, скажу, что СЭЗ не ориентирована на определенную страну - мы приглашаем всех. Сейчас на завершающей стадии подготовки пакет соглашений о строительстве совместно с китайцами крупнейшего в бассейне Черного моря контейнерного терминала. В этом контексте важно, чтобы государственные гарантии были стабильны, действовали не менее 25 лет, а лучше - 50 лет. В таком случае Севастополь превратится в точку стремительного экономического роста в масштабах всей Украины».
Однако, как выяснила «НГ», у проекта по-прежнему есть много противников. Один из украинских политиков, претендующий на должность в новом правительстве и по этой причине попросивший не называть его имени, неофициально отметил, что проект СЭЗ - это всего лишь «подарок Ахметову», одному из самых богатых украинцев, члену Партии регионов Януковича. Он напомнил, что Севастополь стал опорной точкой предвыборной кампании Виктора Януковича в Крыму. За него проголосовали около 85% севастопольцев, за Тимошенко - чуть более 10%. «Дело в том, что принадлежащая Ахметову компания «Авлита» давно и прочно обосновалась в секторе перевалки грузов в Севастополе. После победы Януковича они заявили о новых амбициозных планах - в частности, по строительству универсального комплекса по перевалке сыпучих грузов мощностью 8,5 млн. т/год. Предполагается, что комплекс будет сооружен в центре города, примерно напротив Графской пристани. Но им нужны и налоговые льготы», - поделился мнением собеседник «НГ».
Депутат Верховной Рады Крыма Леонид Пилунский тоже скептически относится к планам городской власти Севастополя. Он отметил: «Выдержит ли город два крупнейших промышленных комплекса - китайский и ахметовский?» Пилунский считает, что городская власть ориентируется на интересы украинских и российских олигархов, а не горожан: «Статус базы двух флотов отпугивает от Севастополя тех инвесторов, которые готовы развивать «мирные» и экологически безопасные проекты. Пока в городе размещен Черноморский флот РФ, возможно только развитие промышленного сектора - причем на деньги инвесторов, которым не страшны никакие риски».
Впрочем, в Симферополе, как и в Киеве, признают, что Севастополь постепенно сползает в состояние экономического упадка. На сегодня основным видом деятельности для горожан является торговля, а уровень жизни снижается из-за нерешенности многих проблем флотов. Иного выхода из ситуации, кроме создания СЭЗ, никто пока не предложил.
Комментарии /0
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: