Физкультура: остаться в живых!

Физкультура: остаться в живых!

В стране и миреВ мире
Государству надо выбрать: экономить на детях или растить их здоровыми

Школьные уроки физкультуры могут стать безопасными и даже полезными. Совет единороссов по общему образованию настоятельно рекомендовал властям изменить программы физры, принять порядок и стандарт оказания помощи детям в учебных заведениях, а в каждой школе посадить по врачу с медсестрой.

Здоровье российских школьников, а точнее, его полное отсутствие, достигло критического уровня. На выходе из школы, утверждают в Научном центре здоровья детей РАМН, больны практически все: если абсолютно здоровыми являются до 20% дошколят, то в младшей школе их уже 3—5%, в средней — 1—2%, а в старшей — 0—1%.

Причин бедствия не сосчитать: тут и проблемы школьного питания, и непопулярность здорового образа жизни, и пещерный уровень школьного спорта — последний раз его методики (а с ними и матбаза) менялись в начале правления Брежнева. Главное же — невозможность вести профилактическую работу в школе в нынешних условиях. Мало того что в трети наших средних учебных заведений вообще нет собственных медицинских кабинетов, большинство имеющихся еще и постоянно закрыты. Как оказалось, даже по официальным данным, школьные врачи и медсестры обслуживают не по одной, а по 3—6 школ, притом “в свободном полете”: подчиняются-то они не департаментам образования, а Минздраву.

Из-за вечного спора образования с медиками по поводу школьных врачей и сестер их невозможно ввести в штат учебного заведения со всеми вытекающими последствиями — вроде крошечных зарплат и отсутствия интереса к работе. При этом, дополнил картину директор школы №1317 Константин Петров, школа вынуждена лицензировать и медкабинет, и лечебную физкультуру для ребят с проблемным здоровьем — причем на равных с крупными спортивными центрами. А это, учитывая громоздкость процедуры, занятие не для слабонервных.


Проблему, подчеркнула первый замглавы столичного Департамента образования Лариса Курнешова, нужно решать на законодательном уровне. А одновременно менять еще ряд законов, создающих сразу несколько “проблемных зон российской школы”. Например, отказаться от жесткого норматива наполняемости классов в 25 человек — особенно коррекционных и инклюзивных. “Нужна нормативная база, способствующая, а не препятствующая решению проблемы здоровья детей”, — подчеркнула она.

Главная же задача, согласились эксперты, — срочно вывести школу из-под действия Федерального закона №94, навязывающего ей питание детей по минимальной цене. Пища на 30—40% дешевле рыночной стоимости не может быть здоровой! По определению! Но именно ее предписывает давать детям нынешний закон. “ФЗ №94, — подытожил обсуждение президент отраслевого объединения национальных производителей в сфере физкультуры и спорта Николай Быканов, — имеет всего две категории: воровство и откат. Продают по нереальным ценам какие-нибудь футбольные ворота, а когда они упали и кого-нибудь убили, гадают: кого посадят — учителя физкультуры или директора школы. Сажать же надо авторов закона! А товары и услуги для школы — обязательно лицензировать”.

“Если проблема докатилась до школьного питания, надо бить тревогу”, — заявил глава Российского союза ректоров ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий. И многое менять, причем радикально. Прежде всего Совет по общему образованию настоятельно рекомендует властям передать вопросы физвоспитания в систему образования, а наличие современных спортивных залов включить в перечень требований нового госстандарта образования. Во-вторых, ускоренными темпами надо принимать порядок и стандарт оказания медицинской помощи детям в общеобразовательных учреждениях, а также рекомендации “Об организации занятий и аттестации по физической культуре учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья”. Это позволит распределять школьников по физгруппам в зависимости от состояния здоровья, а значит, сведет на нет риск гибели детей во время уроков физкультуры. В-третьих, настало время покончить с перетягиванием школьных медиков между образованием и здравоохранением: их повсеместно надо сделать штатными сотрудниками и установить оклады на уровне врачей-специалистов.

Все эти и другие предложения войдут в поправки к новому интегрированному закону “Об образовании”, который в декабре поступит в правительство. Однако путь к здоровью школьников можно здорово спрямить, не сомневается замдиректора Академии “Спартак” по футболу Сергей Ващенко: “В 2010 году в ряде московских школ мы апробировали нашу методику: открыли свои секции, принесли инвентарь, методички. Оказалось, что спортом в этих школах хотят заниматься все: даже девчонки и очкарики — компьютерные гении. Побегают 45 минут на улице, потом являются в столовую и все — хорошее там или плохое — сметают вчистую. А заодно и проблема бандитизма решается”.

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Марина Лемуткина
МК

всего: 1215 / сегодня: 1

Комментарии /2

11:3724-09-2010
 
мама второклассницы
вот именно - остаться в живых. на улице -1, а детей в одних олимпиечках гонят на улицу.....а потом говорят, что они много болеют. В школе был День здоровья. Бегали по какому-то бревну, упали - у одного ушиб коленки, у другой - вывих кисти....

16:4604-10-2010
 
ЛФКашник
А я зиму проработал инструктором ЛФК в Центре Образования. Несколько цифир:
1 классы - А, Б, В. - 6-8 детишек нуждаются в исправлении осанки и испр. плоскостопия.
2 - АБВГ - 9-12, но уже сколиозы 1-2 степени и плоскостопие 1-2 степени.
3 и 4 АБВГ - 18! - 20 ! те же сколиозы и плоскостопие а так же избыток массы, алергии, астма и пр. и пр. То же самое и в старших классах, но там детям уже делали операции на позвоночнике, кто-то носит корсеты ну и так далее. Чем все кончилось? Физруки взбунтовались (некому заниматься у них, соревнования, показатели и пр.) и меня сократили - нет человека не и проблемы. Это ведь по нашему! Таперича работаю инструктором по вождению.

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире