Итак, ненавистная многим старушка
Героя римейка романа Достоевского, развернувшегося на глазах изумленных словесников, назовем не Родионом, а Рособрнадзором. Именно эта организация с малопоэтическим названием объявила 28 марта 2008 года о том, что литература как предмет теряет статус обязательности. То есть сочинение теперь не входит в число выпускных экзаменов за курс средней школы. И не является обязательным вступительным экзаменом в российский вуз. Для подавляющего большинства школьников теряется таким образом мотивация к изучению предмета. Удар пришелся по темечку!
Если быть объективными, то Рособрнадзор только зафиксировал сложившуюся ситуацию, за которой стоит, наверное, не одна бюрократическая структура: ФИПИ, Министерство образования, МИОО, Академия образования, Департамент образования – у семи нянек, как известно… - да и многие известные деятели, да и государственная система в целом.
Чем же так раздражала и сердила многих почившая старушка литература? А вот именно устарелостью содержания, которое воспринималось уже как набор избитых тем и образов, почти штампов.
Научно-технический прогресс вон куда шагнул, демократия ого как развернулась, а училки отсталые все талдычат про энциклопедию русской жизни, луч света в темном царстве да птицу-тройку. Насилие над личностью ученика, да и только.
Ну не хочет он уже читать про то, что так не похоже на картинку во дворе, сцену в сериале, игру в компьютере.
Ради объективности следствия по данному делу определим состав преступления. Механизм данной гуманитарной катастрофы включает в себя следующие факты. Напомним читателям, что на протяжении полуторавековой истории образования школьники в России писали сочинения. А перед тем как писать, конечно, прочитывали книги. Это считалось естественным, вроде как дышать.
И все-таки произошедшее с литературным образованием именно сейчас иначе как преступлением не назовешь. Катастрофически сократилось количество часов на изучение литературы – примерно в два раза
Три или два часа в неделю – это, господа, непозволительно мало для предмета. Объемный роман за 4–5 отведенных нынешней программой уроков сколько-нибудь серьезно изучить невозможно. Его нужно осмыслить, обсудить, в какой-то степени даже
Вы скажете – ну и что? Остальные 13 предметов – история, география, биология, физика и т. д. – тоже являются предметами по выбору. Но дело в том, что здесь выбор ученика не совсем свободен.
Старшеклассника интересует необходимое для поступления в вуз. Удивительно, что не само высшее учебное заведение, а Министерство образования определяет, какие предметы вузу нужнее. Очень высока стала популярность среди гуманитарного цикла обществознания, затем идет история
Таким образом, статус литературы для вуза падает. Происходит постоянное сокращение числа учебных заведений, для поступления в которые требуется литература. Результат – из 2 млн. абитуриентов литературу в формате ЕГЭ выбирают примерно 50 тысяч.
(При этом сдают его на неудовлетворительный балл более 25 процентов выпускников – хуже показателей нет).
Для примера. До реформы образования в ИСАА МГУ традиционно сдавали иностранный язык, русский язык, историю и литературу. Теперь нужны только три предмета для поступления – литература выпадает из списка. Она еще требуется на филфаки, журфаки, на некоторые факультеты педагогического, ну и на творческие специальности
Недавние изменения в судьбе предмета все-таки больше похожи на предсмертные конвульсии. Не иначе в раскольниковых всколыхнулась совесть, и в учебном 2008–2009 году литература возвращается как внутренний школьный экзамен, правда, только на территории столицы. Сначала сочинение было стыдливо
В 2009–2010 учебном году Москва заранее сделала сочинение обязательным итоговым экзаменом, но перенесли его почему-то в 10-й класс
Некоторые дети возмущались – мол, зачем нам литературу писать, если в институт ее не сдавать? Другие, впрочем, были доброжелательны. Не всех учителей порадовали и темы. Загодя был составлен список из 12 регламентированных авторов
Не считая свободных тем, прочие темы отдавали нафталином из укладки Алёны Ивановны – то есть были академичны до предела, из тех, что удобно списывать. На что повлияла оценка за этот шестичасовой труд, кроме как на итоговую за 10-й класс, которая, к тому же, будет скорректирована в 11-м классе по более высокому баллу? – это осталось неясным.
Вернулись в прошедшем году внутренние экзамены по литературе
«Убивать? Убивать-то право имеете?» – с ужасом восклицает Сонечка Мармеладова.
Действительно, призовем к ответу подозреваемых по делу старухи, опросим свидетелей и выясним причины
С одной стороны, в глаза бросаются некоторые смягчающие вину мотивы преступления. Само перестроечное время требовало каких-то изменений, расконсервирования привычного и устранения обветшавшего в системе образования. Педагоги ощутили пьянящий вкус свободы в преподавании литературы, когда появились в избытке экспериментальные программы и столь же экспериментальные, нелицензионные учебники. Запрещенные дотоле программой авторы и книги изменили содержание предмета. Хотелось покончить скорее и с идеологической функцией литературы. Найти новые методы преподавания. Но, как видим, в итоге покончили с самой литературой.
Власти выдвинули тезис модернизации образования. Заговорили об отсталых формах преподавания — нужны новые; появилось модное словечко
Многие специалисты и общественность стали выражать недовольство формой сочинения как выпускного и вступительного испытания, субъективностью его оценивания и возможностью злоупотреблений. Отмечали, что для многих российских школьников создание развернутого текста по поводу другого текста – задача непосильной тяжести.
Появились пресловутые сборники
Сетовали на перегруженность школьной программы, особенно в старших классах
Классика потому так и называется, что вечна и подходит любой эпохе. Насадили же обществознание, как картошку, и учат поколение, что надо Родину любить.
Но создатель новых стандартов образования А. Кондаков назвал новые цели филологического образования: не
классическая литература в школе постепенно теряла и, наконец, почти полностью потеряла свои прежние позиции.
Мотивами изменения статуса литературы были и уже упомянутые профилизация школ и переход к платному образованию
Мы строим высокотехнологичное общество, новую экономику, поэтому России нужны не рассеянные гуманитарии
Среди причин катастрофы стоит назвать и желание чиновников усидеть на своих постах и нажиться за государственный счет, поэтому год за годом они методично ставят опыты над молодежью – они же этой своей
Существуют и другие мнения о причинах произошедшего, например, мнение известного критика ЕГЭ, профессора, доктора педагогических наук Сергея Комкова: все происходящее в области образования не есть результат естественной
Многое из названного спорно, разобраться в тайных пружинах происходящего сложно, но бесспорно одно – нам выпало жить в нелегкую эпоху катастроф. Экономическая, экологическая, социальная –
может быть, в пылу борьбы за выживание, мы не заметили главного потрясения XXI века: человек с его неповторимым внутренним космосом стал неинтересен… самому человеку.
Ну нет у нас ни времени, ни сил на эти
Когда один подросток в положенное школой время ознакомился с первой частью
Действительно, каковы возможные последствия расследуемого
Директор в прошлом гуманитарного лицея на полном серьезе рассуждает, что брать за один год два
То есть вопрос стоит так: Толстой – или Достоевский? Вам, уважаемые читатели, понятны последствия такого ответственного выбора?Падает престиж филологической науки, на русские филфаки – недобор. Девочка, два года подряд выигрывавшая на Всероссийской олимпиаде по литературе, поступает не на филфак МГУ, а в ВШЭ на культурологию – там ещё и про экономику расскажут, и возможностей трудоустройства больше. Не случайно министр Фурсенко уверен теперь, что
Так что же насчет наказания, господа присяжные? Пока наказанными стоят в углу Достоевский и Толстой – не то писали, не тому учили… Наказаны за словоблудие преподаватели – ибо их наука, увы, не точная. Не нашли они новых методов преподавания, созвучных времени, проиграли в соперничестве с интерсетью – которую закинули изобретательные ловцы человеков – а также теледопингом, телефономанией. Раньше в метро читали, теперь – затыкают уши плеерами или решают кроссворды. Девушка с книгой Тургенева или стихами стала уже музейным экспонатом, хочется такой в лицо заглянуть… – хорошее лицо.
Наказаны преподаватели гимназий и лицеев, которые ведут исключительно литературу, – у них сокращается учебная нагрузка.
Сколько проверки, сколько всего надо пересмотреть к уроку – а зарплата смехотворная. Наказаны дети – те, которые еще с удовольствием читают, а пуще те, которые никогда уже не прочтут. Истинные виновники происходящего, коли таковые имеются, пока уходят от ответственности.
Изучение литературы в школе формализуется, высушивая души. Ведь литературу нельзя изучать как физику или химию, получая сжатую информацию о предмете – о тексте или авторе. Излишнее теоретизирование убивает живое. Литература превращается в прикладной предмет: в служанку ЕГЭ по русскому, части С. Да, безусловно, и здесь требуется речевой навык, способность к несложному анализу. Но ведь ценятся, исходя из критериев проверки, именно клишированные мысли. А недавно ввели целый дополнительный балл за литературный аргумент – и на том спасибо. Скоро литература будет вытеснена как необязательный развивающий предмет туда же, где теперь находятся музыка и рисование.
Продолжается падение речевой культуры, особенно среди молодежи. В вузах уже взвыли от полуграмотных первокурсников с высокими результатами ЕГЭ по русскому. Они не в состоянии подготовить выступление на семинаре, написать самостоятельно курсовую работу.
А далее эти ребята пойдут строить новое общество – ура! Ужасают данные о том, что каждый десятый солдат-призывник не умеет читать и писать. Если верить сведениям ЮНЕСКО, Россия по интеллектуальному потенциалу молодёжи упала с 3-го места в мире
Учителя жалуются, что дети в школах стали глухи к слову, не воспринимают смысл. Оказываются неспособными эмоционально отозваться на чужое переживание. Да и у многих взрослых уже не получается сочувствовать, помогать, каждый живет для себя.
Лицемерие стало нормой общественной жизни, как и формализм. Вообще мало у кого осталось желания задумываться над смыслом происходящего. О падении нравов уже и говорить неудобно. Какой там первый бал Наташи Ростовой – чепуха это всё! Вы зайдите на сайт невиннейшего Гоголя – сразу всплывут окна с эротическими приглашениями.
Можно дорисовать в воображении и апокалипсическую картинку. При отсутствии духовных запросов происходит дальнейшая примитивизация сознания населения. Конечно, остаются функции деторождения, добывания пищи, борьбы за место под солнцем. Ну что же, многие цивилизации насильственно или естественно исчезали в результате катастроф... Не мы последние.
Комментарии /3
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: