Детский бизнес

Детский бизнес

В стране и миреВ мире
Проблему очередей в дошкольные учреждения государство предлагает решать за счет инвесторов

Депутаты Госдумы хотят дать возможность бизнесу на паритетных началах с властью строить детские сады. Пока частники не расположены вкладывать средства в развитие подобной инфраструктуры. Новый законопроект, внесенный на рассмотрение в нижнюю палату парламента, позволит, по мнению его авторов, власти на местах создавать благоприятный бизнес-климат для частных инвестиций в дошкольное образование.

Сегодня государство смотрит на частный бизнес как на панацею в решении детского вопроса. При сохраняющемся беби-буме в нашей стране количество детских садов продолжает стремительно сокращаться. Места в детсадах родители стараются резервировать сразу после рождения ребенка. Очередь, однако, не уменьшается. При этом если несколько лет назад среди родителей только 40 процентов выражали желание отдать ребенка в сад, то сегодня эта цифра превышает 60 процентов. В Москве, например, где проблема с детскими садами стоит не так остро, как в других регионах, дефицит мест в детских садах составляет порядка 30 тысяч.

Понятно, что пристроить в одночасье всех малышей маловероятно. После приватизации многие детские сады были перепрофилированы, то есть превратились в торговые центры и офисы. Теперь муниципалитеты стараются вернуть их обратно либо вынуждены строить новые. Затраты властей в этом случае исчисляются триллионами рублей. На следующий год в федеральный бюджет заложено выделение 500 миллионов рублей регионам, имеющим комплексную программу развития дошкольных учреждений.

Эксперты уверены, что эта сумма что капля в море. Один детский садик с оснащением стоит примерно 150 миллионов рублей.

"Давно понятно, что муниципалитеты и регионы не смогут решить эту задачу без бизнеса", - говорит один из авторов законопроекта, член Комитета Госдумы по собственности Екатерина Семенова. Сегодня в рамках государственно-частного партнерства строятся только глобальные объекты (например, к Олимпиаде в Сочи или к саммиту АТЭС во Владивостоке). Новый документ дает возможность регионам существенно упростить взаимоотношения с бизнесом при строительстве так называемых малых объектов с меньшей стоимостью. В частности, предлагается сделать прозрачным порядок предоставления для таких проектов земельных участков. Представители компаний оптимизма властей пока не разделяют.

"На сегодняшний день проектов частно-государственного партнерства в социальной сфере в России практически нет. Конечно, появление законодательства, напрямую касающегося отношений в этой сфере, важно, но это не порождает совместные проекты. Чтобы строительство тех же дет ских садов началось, нужны усилия со стороны государства", - считает ведущий юрист международной консалтинговой компании Федор Теселкин. По словам эксперта, когда речь идет о строительстве детского сада или школы, государству нужно думать, как улучшить кредитный рейтинг местной власти, которая в проекте выступает контрагентом бизнеса. Сегодня до 80 процентов муниципалитетов в нашей стране сидят на дотациях из центра. А значит, их финансовые возможности для бизнеса не столь очевидны.

"Говорить о рентабельности любых социальных проектов сегодня не приходится, поэтому необходима правильная законодательная база, которая позволит сделать сотрудничество государства и бизнеса в этой сфере безубыточным для последнего", - продолжает начальник управления региональной политики одной из крупнейших нефтяных компаний Сергей Билкей.

Единственный успешный опыт в этой области - это практика строительства или реконструкции детских садов бизнесменами в Германии. Возврат денег, вложенных частными инвесторами, происходит за счет уменьшения расходов на коммунальные услуги. При применении новых энергосберегающих технологий экономия составляет порядка 15 процентов в год. При таких темпах окупаемость проекта растягивается до 25 лет. Но захочет ли российский бизнес, приученный к "быстрым" деньгам, ждать так долго и не получится ли так, что построенные частниками объекты получатся только платными для горожан? Конкретного ответа на этот вопрос пока нет. Как объясняют специалисты, взаимоотношения власти и бизнеса в каждом случае должны решаться индивидуально.

Известно, что до конца этого года минрегион обещает сформулировать учебный курс по применению государственно-частного партнерства властями на местах. Со следующего года чиновники будут учиться привлекать бизнес к строительству объектов социальной инфраструктуры. Министерство пока поддержал только Ханты-Мансийский автономный округ. Поэтому было решено, что он и станет "пилотным" регионом по выработке наилучших методов такой работы.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку JOIN.
Нина Егоршева
rg.ru

всего: 1097 / сегодня: 1

Комментарии /1

22:3118-11-2010
 
частный бизнес
А власти пусть цены на комунальные услуги сделайте космическими-нам ничего не останеться как строить детские сады...да налогов побольше с нас дерите,да взятки требуйте,да работать не давайте.А уж мы для вас расстараемся!Да,чуть не забыл,оборонку тоже можно на частных инвесторов сбросить.Только денег за это не надо-нас только чморите посильнее.А мы для вас расстараемся...

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире