Перспективы магистратуры в России

Перспективы магистратуры в России

В стране и миреВ мире
Сегодняшние экономические реалии требуют перемен, и чтобы не отстать, нужно суметь предугадать и воплотить в жизнь то, что будет востребовано завтра.

Огромное значение для будущей экономики страны имеет переход высшего профессионального образования на двухуровневую систему подготовки специалистов. Будут ли они востребованы работодателями? Какую роль играет магистратура сегодня? Эти и другие вопросы обсудили эксперты 9 ноября в Медиа-центре газеты "Известия" за круглым столом "Магистерское образование в России: миссия и перспективы".

Михаил Эскиндаров, ректор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

- Мы уже должны принять наличие бакалавра и магистра в стране как данность. Сегодня это норма закона. Два года назад мы перешли на эту систему подготовки кадров. Фактически Финансовый университет стал единственным в стране экономическим вузом, который не только перешел на двухуровневую систему подготовки, но и реализует федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения. Мы гордимся тем, что многие вузы теперь используют наш опыт. Более того, мы, как руководители учебно-методического объединения, им помогаем, потому что уверены, что на рынке труда будут востребованы и бакалавры, и магистры. Это подтвердили работодатели весной 2010 года на нашей традиционной конференции. Бакалавры - это уже состоявшиеся специалисты, которые могут идти работать в финансово-банковские учреждения или другой сектор экономики. Спрашивается: зачем тогда нужны магистры? Здесь готовятся уже выпускники, получившие глубокие специализированные знания по конкретному направлению или в межпредметной области. Например - это более глубокое изучение программы, по которой учился бакалавр, либо программы на стыке других серьезных направлений. Еще одна особенность программ магистратуры - они реализуются совместно с бизнесом и госструктурами, то есть теми организациями, куда потом пойдут работать наши выпускники.

Нелли Розина, проректор по методической работе и региональному развитию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

- В царской России магистратура была обычным делом в университетах. Потом эта система была сломана, а в начале 90-х, когда была разруха, оказались невостребованными выпускники 5-летних программ. Люди, которых выпустили вузы, оказались никому не нужны. Менее 30% из них стали работать по специальности. Тогда же впервые прозвучало предложение о введении уровневого образования. И уже в 1993 году многие вузы перешли на такую систему. Однако привычка обучаться пять лет оказалась сильнее. Сегодняшняя система дает возможность человеку дважды выбирать профиль программы: бакалавриат и при поступлении в магистратуру. Поступая в вуз, молодежь не готова сразу сказать, чем она хочет заниматься. Двухуровневая система предоставляет возможность дополнительного выбора. Например, бакалавр экономики может пойти в магистратуру изучать математику или налогообложение и т.д.

Надежда Мартынова, заместитель Председателя Правления ОАО "Российский банк развития"

- Магистратура в отличие от предыдущей системы высшей школы является более гибкой в выборе студентом специализации и определении изучаемых дисциплин, соответственно более маневренной. Это помогает студенту осмысленно подойти к выбору профессии, усиливает мотивацию, повышает успеваемость. Студент может выбрать как широкий, так и узкий курс подготовки. Следует отметить, что магистратура более заточена на работодателя. Безусловно, высшая школа несет ответственность за подготовку кадров, но определенная ответственность лежит и на нас - на бизнесе. Если мы не будем принимать на практику молодых специалистов, обеспечивать им полноценное прохождение практики в разных подразделениях организации, помогать пройти и понять весь технологический процесс, то и будем получать в итоге некомпетентных, оторванных от реальности сотрудников. По моему мнению, в магистратуре необходимо больше задействовать представителей бизнеса - "ярких личностей" в проведении мастер-классов и деловых игр. Это поможет студентам конкретно формулировать свои интересы, глобально видеть и решать поставленные задачи, повышать профессиональные навыки, а университету более оперативно корректировать ту или иную программу подготовки. Финансовый университет много сделал в этой области, так как быстро реагирует на малейшие изменения рынка, что позволило ему занять лидирующую позицию в рейтинге финансовых вузов России.

Роман Артюхин, руководитель Федерального казначейства

- Когда стали приходить первые бакалавры, у наших работодателей возник естественный вопрос: кто это такие? Бакалавриат - это высшее образование, то есть у работодателей имеются все основания принять такого специалиста на работу. Работодатель сегодня предъявляет к работникам более актуальные требования, чем были 2-3 года назад. И магистратура дает человеку возможность больше соответствовать требованиям работодателя, а значит, более успешно строить свою карьеру. Бакалавриат - это более широкое образование, магистратура - более специализированное. Магистратура для более зрелых молодых людей, которые, проработав год-два, сделали окончательный выбор и приняли решение, кем они хотят быть.

Александр Мурычев, исполнительный вице-президент РСПП

- Сегодня руководство страны и бизнес много говорят об инновациях, о модернизации, о структурных изменениях в экономике. Это правильно, надо смотреть вперед. Но для того, чтобы их обеспечить, нужны квалифицированные кадры. Однако и у кадров должна быть заинтересованность в том, чтобы учиться. Работодатели должны создать соответствующие условия и показать востребованность этого уровня подготовки. Это хорошие зарплаты, возможности карьерного роста, так называемый социальный лифт, то есть соответствие профессиональных требований образовательным стандартам. Пока мы эту востребованность не сильно ощущаем.

Юрий Кормош, вице-президент Ассоциации российских банков

- Многие работодатели просто не понимают, что такое бакалавриат. Аналог техникума? Сегодня множество вузов, еще больше разных филиалов. Абитуриенту трудно определиться с выбором, а сейчас есть возможность не "совершить ошибку". За четыре года бакалавриата все лишнее отсеивается. Те, кто хочет и дальше идти по этой стезе, будут дальше учиться лучше и продолжат двигаться вверх. После кризиса возникло множество вопросов. Какие направления будут востребованы? Чем банки будут зарабатывать деньги? Теперь есть возможность быстро переквалифицироваться в магистратуре. Банки очень интересуются разными специальностями по разным направлениям. Мы будем прорабатывать профессиональные стандарты на предмет того, какой должности какая ступень подготовки соответствует.

Дмитрий Злобин, Ассоциация российских банков

- И магистратура, и бакалавриат так или иначе находят свое отражение в интернете. Но на кадровых порталах нет деления на магистров и бакалавров. Вакансии подразумевают лишь наличие или отсутствие высшего образования. Система двухуровневого обучения принята и начинает развиваться, а вот работу найти таким специалистам будет проблематично. В Ассоциации российских банков создан комитет по кадрам, в основу которого положен банковский кадровый портал. Мы находимся на стыке вузов, с одной стороны, и банков - с другой. Делаем еще и систему подсказок и разъяснений, почему на ту или иную должность лучше найти бакалавра, чем магистра, и наоборот. Когда работодатель стоит перед выбором, кого из людей сделать начальником отдела, он смотрит на уровень их профессиональной зрелости. Так вот магистр должен быть специалистом высшего уровня, которому не надо объяснять, что надо сделать и как, и уж тем более не надо контролировать выполнение им поставленных задач.

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 2994 / сегодня: 1

Комментарии /1

15:5217-11-2010
 
Читатель
Ставится задача свести высшее образование к бакалавриату, причем не к четырехлетнему, а трех- или даже двухлетнему, т.к. только на 2-3 года можно прогнозировать потребность в специалистах с "высшим образованием". Количество магистров д.б. не более 10% от выпущенных бакалавров.Простой расчет: 30 % выпускников школ поступают в вузы, из них менее 1/10 попадет в магистратуру. Итог- менее 3% выпускников школ получат "полноценное" высшее образование,, впрочем, полагаю, несравнимое с нормальным пятилетним.Система образования должна быть построена так, чтобы человек, окончивший любую ее ступень чувствовал себя недоучившимся. Флаг повыше поднимите, реформаторы! Ломать-не строить... Ненавижу!

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире