В абсолютном большинстве горожане высказывают недовольство нововведениями. Особенно неприятие вызывает сокращение числа обязательных к изучению предметов и замена привычных учебных дисциплин непонятными или, с точки зрения читателей, незначительными предметами. Но возможно, все мы просто не до конца понимаем ситуацию? Сегодня о новых стандартах образования, разработанных и предложенных к утвереждению Министерством образования, мы беседуем с председателем комитета образования и науки администрации Новокузнецка Татьяной Рагозиной.
- В чём необходимость принятия новых стандартов образования?
- Если посмотреть на школу, в том числе как на этап подготовки нашей трудовой смены, то становится понятно: чтобы угнаться за изменениями в мире техники и технологий, стандарты образования нужно менять каждые пять лет. Так что с введением новых стандартов мы явно запаздываем. Меняется мир, должно меняться и образование. Если раньше человек после получения профессии мог всю жизнь работать на одном месте, то сейчас надо быть готовым поменять в течение трудовой жизни не только место работы, но и профессию и место жительства и при этом чувствовать себя нормально.
- Насколько широко обсуждались особенности новых стандартов в педагогической среде? Была ли реальная возможность внести поправки и добиться их принятия?
- Наши новокузнецкие учителя имеют возможность обсуждения данного проекта, так как они являются участниками профессиональных сообществ “Сеть творческих учителей”, “Открытый класс”, “Педсовет” и других. На этих площадках педагоги активно обсуждают все изменения и планы в области образования, в том числе и стандарты старшей школы. Главным принципом проекта новых стандартов является возможность выбирать, какие предметы ученики 10-го и 11-го классов будут изучать на минимальном уровне (интегрированный курс). Часть предметов школьники будут осваивать более серьезно и основательно (базовый или профильный уровень). Уровень влияет на количество часов, отводимых на изучение предмета. После первичного обсуждения министр образования Андрей Фурсенко признал необходимость дальнейшей работы над проектами образовательных стандартов. Фурсенко успокоил общественность, что обязательных будет не четыре, а целых десять предметов и пообещал, что русский язык и математика останутся в числе обязательных дисциплин. Также министр сказал, что апробация стандартов начнется не раньше сентября 2013 года, а установленный срок повсеместного внедрения стандартов - 2020 год - не является обязательным.
- С вашей точки зрения, автор открытого письма, вызвавшего широкий резонанс, педагог Волков и те, кто подписал это письмо, слишком сгущают краски? Вы готовы подписаться под таким письмом?
- Письмо написано эмоционально, с использованием риторических приемов, провоцирующих дискуссию. Автор выразил настроение той части педагогической общественности, которая верит в возможность соединения традиций советской школы и нового экономического уклада государства. Моё мнение заключается в том, что профильное образование на старшей ступени должно обеспечивать личности подростка условия для индивидуального становления. В тексте стандарта профильной старшей школы заложена очень прогрессивная идея о возможности каждому подростку вместе с семьей составить индивидуальный учебный план. Выбрать не просто профиль: физмат, химбио или экономический, а конкретно выбрать перечень дисциплин для углубленного изучения. Если бы меня спросили, подпишу ли я лично данное письмо, то я бы ответила: “не подпишу”, так как не люблю коллективные письма. С чем-то в этом письме я согласна, на некоторые же вопросы имею собственную точку зрения.
- Если обратиться к более детальному рассмотрению предлагаемых стандартов для старших классов, вы лично какие бы достоинства и недостатки отметили?
- Сейчас все обсуждают результаты исследования ВЦИОМ, согласно которым треть населения считает, что Солнце вращается вокруг Земли. Поэтому новые образовательные стандарты, нацеленные на новые образовательные результаты, необходимы, но нуждается в доработке самая инновационная часть проекта стандарта - конструирование учебного плана, в которой школьникам предоставляется возможность выбора предметов.
- Министерство образования успокаивает, что стандарты будут введены в действие лишь в 2020 году. Однако практики утверждают, что переход на них начнётся сразу же после утверждения. С вашей точки зрения, как в действительности будет проходить введение стандартов?
- Следует различать стандарт начального образования, который вступает в силу с осени этого года. Стандарт основного образования (9-летняя школа), который вступает в силу через 4 года и стандарт профильного образования, который, следуя за нынешними первоклассниками, будет введен в 2020 году. При этом апробация стандартов старшей школы возможна в экспериментальном режиме в тех учреждениях, которые будут готовы в него включиться в 2013 году.
- На сегодняшний день уже приняты стандарты для младшего и среднего школьного звена. Их принятие не вызвало общественного обсуждения, значит ли это, что они отвечают требованиям времени и педагогики?
- Стандарты начального образования вызвали не меньше вопросов, но система информирования была налажена лучше. Вместе со стандартами начального образования пришли сразу учебники, программы, контрольно-измерительные материалы, научно-методическая поддержка и как результат - рабочее настроение учителей и администрации. Для полноценной реализации стандартов начального образования нужна новая школа, новые условия для обучающихся. Над этим мы сейчас активно трудимся.
- Каков, с вашей точки зрения, разумный выход из сложившейся ситуации с принятием - непринятием госстандартов образования?
- Если информации недостаточно или она непонятна, сразу начинаются волнения. Одной из мер реагирования должна быть широкая дискуссия по этой теме в рамках педагогических форумов всех уровней. Кроме этого, два раза в год мы собираемся в масштабе города на обсуждение самых насущных проблем образования. Стандарты начального образования обсуждались в августе прошлого года. Следующий август будет посвящен стандартам основной школы.
Комментарии /25
Из детей научить надо быдло безропотное!!! Ура правителям!!!!
Фурсенко дано расстрелять пора.
Каким образом класс, состоящий из 20-30 человек, поделят на кучу групп (профильное, базовое, интергрированное) по каждому предмету (кроме физкультуры и ОБЖ), если даже сейчас его нельзя разделить на две группы (по ин. языку), если в нем меньше 24х человек?
Где возьмут столько учителей (нужно же как минимум трое на каждый предмет в течение одного урока)? Учителей итак не хватает, плюс недавно сокращать их собирались.
И не надо про стандарты начального и основного образования!
Мы все знаем и понимаем, что, если что-то и обсуждается (даже иногда и с привлечением специалистов), совсем необязательно будет виден результат этих обсуждений - примут то, что хотят, а вы хоть заобсуждайтесь!
Причем, перемены разительны:
сократили или добавили абзацы из литературного произведения.
в задачнике (алгебра) просто изменили все номера (не 1, 2, 3, а 1.1, 1.2 и далее, по разделам, но со старыми не совпадает), задачи остались те же.
английский меняется практически каждый год, незначительно, но хитро.
и прочее, и прочее.
Маниловщина сплошная.
То-то будет весело через 5-10 лет!
h ttp://www.youtube.com/watch?v=vhE6qT6qjpM
А следом вот это интервью
h ttp://www.youtube.com/watch?v=DBbCLdOmglA
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: