Это без всяких шуток, вполне серьезно. Правоохранительная реформа Грузии включала в себя в качестве необходимой меры (но, разумеется, недостаточной) отмену техосмотра, который Каха Бендукидзе назвал «коррупционным налогом в чистом виде».
Отмена техосмотра, как я постараюсь показать ниже, это отмена коррупционной услуги, которая приносит коррупционерам около 1-2 млрд. долларов и наносит ущерб экономике в размере около 60 млрд. долларов как минимум. Правила, по которым функционирует этот рынок, настолько важны, что следует на них остановиться подробней.
Самым важным свойством коррупционной услуги является то, что доходы продавца услуги на этом рынке прямо пропорциональны размеру ущерба, который несут покупатели.
Грубо говоря: в России 41 млн автомобилей. Все они проходят техосмотр. Автомобили от 3 до 7 лет – раз в два года, которые старше – раз в год. Автомобилей старше 7 лет в России 71 процент. Машины массой более 3,5 тонн проходят ТО ежегодно, вне зависимости от даты рождения, а маршрутки, такси и все, что возит пассажиров – раз в полгода. Считая по самому минимуму — 35 млн автомобилей надо раз в год получать заветный талон.
Талон можно получить, отстояв очередь, или купить – еще недавно цена составляла 4500 руб.
Умножаем 35 млн автомобилей на 150 долларов и получаем потенциальную емкость рынка в 5,4 млрд. долларов. Даже если предположить, что из владельцев за техосмотр платил только каждый пятый — и то получается миллиард. Совсем неплохо.
Теперь зададимся еще одним вопросом: кто платил, а кто нет? Предположим, чтобы получить техосмотр, вам надо затратить день. Тогда техосмотр получать законным способом имеет смысл лишь тому, чье рабочее время стоит меньше 150 долларов в день.
Представьте себе, вы – глава компании, производящей мобильные телефоны, и вам нужно увеличить ваши доходы. Что вы будете делать? Ответ – снижать цену, улучшать качество и вообще рекламировать сотовую связь.
А теперь представьте, что вы владелец виртуального ОАО «Техосмотр», и вы, при емкости рынка в 5,4 млрд. долларов, получаете всего 1 млрд. (или 2). Какова ваша маркетинговая стратегия в подобном случае?
Ответ очевиден: вам нужно увеличить очередь. Увеличение очереди означает увеличение ущерба, который несет потребитель при отказе от коррупционной услуги, а, стало быть, возрастает и его готовность больше за услугу платить.
Если клиенту, который проводил в очереди день, придется провести в ней пять дней, то цена услуги вырастет, а потенциальное число клиентов увеличится. Именно это сейчас и произошло в Москве. После чудовищного роста очередей цена услуги выросла сначала до 7,5 тыс. руб., а потом до 10 тыс. руб., и сейчас покупать техосмотр целесообразно тому, кто зарабатывает в неделю свыше 350 долларов.
После увеличения очередей потенциальная емкость рынка техосмотра (при цене в 350 дол. за техталон) выросла более чем вдвое и составила 12,2 млрд. дол. в год.
Разумеется, это не значит, что все гаишники заработают 12, 2 млрд. Но это значит другое – что экономика потеряет как минимум 12,2 млрд. дол. в год в заработной плате. Есть общемировой критерий, согласно которому человеку в качестве заработной платы выплачивают не более пятой части произведенного им продукта. То есть 12,2 млрд. дол. заработной платы составляет около 60 млрд. дол. непроизведенного ВВП.
Вот это и есть главное, что я хочу сказать. Чтобы заработать 2-3 млрд. дол., членам виртуального коррупционного ОАО «Техосмотр» надо нанести ущерб экономике не меньше чем в 60 млрд. долларов. Коррупционному рынку присуща некая величина, которую условно можно назвать «коррупционным демультипликатором». Коррупционной рынок – это игра с ненулевой суммой. Чем больше вы получили дохода – тем больше общей выгоды упустила экономика.
Предельной формой такого поведения является мародерство. Вы сжигаете дом, который стоит миллион долларов, чтобы забрать из гостиной юзанный телевизор за пятьсот долларов и банку варенья из кладовки.
Учитывая, что коррупция в России сейчас составляет не менее 25% ВВП (я склонна считать, что эта цифра куда выше) и что размер дохода, извлекаемого коррупционером, как минимум на порядок, а скорее всего, как и в случае с техосмотром, в 20-30 раз меньше ущерба, наносимого им экономике, легко подсчитать, каковы реальные потери России. И каковы реальные перспективы нашего роста в случае конца путинского режима.
Так что повторяю, совершенно без дураков, если Медведев отменит техосмотр, это будет первый в его жизни реальный поступок. До сих пор абсолютно все принятые им и при нем законы и подзаконные акты увеличивали масштабы коррупционного рынка в гигантских пропорциях.
Смущает меня только одно. Президент Медведев «предложил» отменить техосмотр. Это странно. «Предложить» отменить техосмотр может Юля Латынина. Или Алексей Поликовский, обозреватель «Новой газеты», после статьи которого и заварилась каша. Или Вася Пупкин.
Но президент – он вообще-то имеет право не только «предлагать», но и приказывать. Техосмотр – не Конституция, чтобы менять его на референдуме. «Правила проведения государственного технического осмотра транспортных средств» разработаны у нас «Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации». И можно завтра написать в этих правилах, что техосмотра больше нет.
И еще следующее меня смущает. Президент Медведев предложил отменить техосмотр, а мэр Москвы Собянин в ответ уволил начальника московского техосмотра и заявил об организации дополнительных пунктов оного.
Представляете себе: тов. Сталин предложил отменить техосмотр. А тов. Хрущев, первый секретарь московского горкома партии, начал в ответ организовывать дополнительные пункты. Думаю, что если бы Сталин распорядился отменить техосмотр, то он был бы отменен через десять минут, а любой начальник, который вздумал бы что-то там нести об «дополнительных пунктах» — был бы расстрелян через двадцать.
Уважаемые тов. Власти! Техосмотр надо отменять завтра. А лучше – вчера. Если для его отмены нужно внести поправки в закон, то поправки можно вносить в Думу, а тем временем издать должностную инструкцию, согласно которой срок действия уже выданных техталонов продлевается на 5 млрд. лет.
Это даст экономике минимум дополнительные 60 млрд. дол. и лишит мерзавцев 1-2 млрд. дол. дохода. Никаких побочных эффектов при этом не будет.
Если это не сделают в ближайшие несколько дней, то автомобилистам России надо собраться на акцию гражданского неповиновения. Самый простой вариант – в заранее выбранный день, ну, скажем, 10 или 11 мая все машины, принимающие участие в акции, в 12 часов дня останавливаются и стоят РОВНО ПЯТЬ МИНУТ. И гудят.
Пять минут – это не так долго.
Комментарии /25
Нахер он не нужен...
А с тебя - 11:51-быдлокодер еще и бабки дерут за то, что заглянули под капот и подвеску подергали в трех местах - ПЗДЦ! техосмотрели у быдляка авто! Теперь дебил - 11:51 может быть спокоен, что его автохлам не крякнет в до следующего ТО?
Ну, вот ментозавры осмотрели твою таратайку, заплатил ты за это бабки, получил заветную бумажку на стекло и хуле? Отвечаешь-то все равно ты и башкой, и филками своими в случае ДТП по причине техсостояния твоей лоханки, даже случись ДТП сразу после твоего выезда с пункта ТО. А вот менты ни за что не отвечают тут.
Спрашивается: За что уплочено? Башкой думай, а не задницей, страшно ему на дорогу выезжать, вишь ли! От твоей собственной дурости тебе не страшно?
Так как без контроля, никто под копот нелазиет пока машина ездиет (сужу по себе, так как мало понимаю в машинах, да и немоя это деятельность).
При этом должны осматривать все от и до, и давать для тебя заключение где и что неисправно и совет какие могут быть последствия. После чего выдавать бумажку что ТО пройдено. А вот исправлять или что исправлятьт, темболее как и на каком СТО, решает автовладелец. Главное он уже знает что унего есть и что надо делать. В этом случае если исправляеш на СТО найденые нарушения, то потом СТО несет отвественность за проделанную ими работу.
За 300-400 рублей никто неудавится раз в год, да и не так мало денег что бы специалист СТО потратил на твое авто 20 минут своего времени.
ты понял сам-то дебил чего понаписал? поток сознания...
Я непротив что вообще ТО небудет, вот только смотреть за авто все равно небуду пока ездиет. и настанет тот прекрасный день когда откажут трмоза, либо рулевая система, и врежусь я в такого замечательного человека как ты.
При 8 часовом графике работы СТО, один специалист сможет проверить 16 авто в день (30 мин/авто), и принести выручку компании 400*16*30= 192 000 р/мес. Думаю не много СТО откажутся от проведения таких работ.
при этом за авто я слежу, так как мне на нем ездить.
если ты - не дебил, то у тебя хватит мозгов самому (без помощи гаевной кормушки) периодически, как написано в инструкции по эксплуатации авто, менять все, что необходимо.
а если ты - дебил, то тогда тебе прямая дорога в этот п.и.д.р.ский лохотрон.
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: