Иран не против переговорить

Иран не против переговорить

В стране и миреВ мире
Ахмадинежад заявил о готовности ИРИ к встрече в рамках переговоров по ядерной программе

Исламская Республика Иран (ИРИ), как ожидается, может вскоре ответить на предложение главы дипломатии ЕС Кэтрин Эштон возобновить переговоры по ядерной программе. Иранский президент Махмуд Ахмадинежад заявил о готовности страны к подобным встречам и приветствовал намерение «Шестерки» международных посредников возобновить диалог. В число посредников входят страны – члены Совбеза ООН (Россия, Китай, Франция, Великобритания, США) и Германия.

По информации агентства Рейтер, иранский лидер рассчитывает, что очередной раунд переговоров, как и ранее, состоится в Турции. Выступая на пресс-конференции в Стамбуле в понедельник, 9 мая, Ахмадинежад не уточнил дату своего официального ответа на приглашение Кэтрин Эштон.

Предыдущий раунд переговоров «Шестерки» международных посредников и Ирана по ядерной программе последнего состоялся в Стамбуле 21-22 января текущего года. Тогда, по словам главы МАГАТЭ Юкии Амано, Тегеран не предоставил убедительных доказательств отсутствия военной составляющей в своей ядерной программе. Глава атомного ведомства не смог дать гарантии исключительно мирной природы иранского атома, т. к., по его словам, «данного уровня сотрудничества недостаточно». Амано упрекнул Тегеран в нежелании предоставить инспекторам МАГАТЭ исчерпывающую информацию относительно планируемого строительства нового завода по обогащению урана.

После окончания январских переговоров Эштон заявила, что проводить следующий раунд не планируется, хоть Иран и заявлял о готовности к диалогу, не называя конкретной даты.

«Шестерка» международных посредников совместно с МАГАТЭ с 2003 года добивается от ИРИ приостановки работ по обогащению урана. Международное сообщество предполагает, что Иран под прикрытием мирного атома может разрабатывать ядерное оружие. Тегеран все обвинения отрицает, утверждая, что ядерная программа государства носит исключительно мирный характер и направлена на удовлетворение потребностей страны в электроэнергии.

Первая резолюция ООН в отношении Ирана была принята в 2003 году. В ней говорится, что исламская республика на протяжении 18 лет разрабатывала ядерные технологии и скрывала это. Сначала Тегеран приостановил работы по обогащению урана, но в 2006 году заявил, что программа носит мирный характер, и продолжил ее развитие. Весной 2007 года мировое сообщество узнало о начале «промышленного» обогащения урана в ИРИ.

Переговоры были прерваны в 2009 году, когда после строительства Ираном второго завода по обогащению урана Совет управляющих МАГАТЭ осудил его и призвал подтвердить отсутствие намерений строить подобные объекты в будущем в обход атомного ведомства.

В конце 2009 года Мохаммед аль-Барадеи, который тогда являлся главой МАГАТЭ, заявил, что угроза от иранской ядерной программы «раздута». По мнению аль-Барадеи, невозможно создать ядерное оружие тайно. Также египетский дипломат отметил, что в случае решения конфликта военным путем Ближний Восток превратится в «огненный шар». Информация о возможной бомбардировке войсками Израиля и США иранского государства сначала была неподтвержденной, однако израильские официальные лица в конце 2009 года не исключали возможности устранения «угрозы иранской ядерной программы» путем военной операции. Президент РФ Дмитрий Медведев, комментируя заявления израильских политиков относительно решения иранской проблемы, назвал метод военной операции «худшим, что можно себе представить». Российский лидер заявил, что война против Ирана приведет к гуманитарной катастрофе, огромному количеству беженцев и «абсолютно непредсказуемому развитию событий в регионе».

В июне 2010 года СБ ООН принял очередную, четвертую по счету резолюцию, предусматривающую санкции против Ирана. Причиной ужесточения ограничительных мер, как и прежде, стало нежелание ИРИ прояснить некоторые вопросы относительно ядерной программы.

О своей готовности вернуться к диалогу Тегеран официально заявил в ноябре прошлого года, хотя дипломатические источники уже в сентябре сообщали о возможном возобновлении переговоров после годового перерыва. В октябре 2010 года Ахмадинежад, выступая перед избирателями, озвучил четыре условия, при выполнении которых будут возобновлены переговоры. Иранский лидер потребовал тогда, чтобы переговоры полностью соответствовали нормам и требованиям МАГАТЭ; также Ахмадинежад предложил Западу определиться, «чего он пытается добиться в ходе переговоров – дружбы или вражды». В качестве третьего условия глава Ирана посоветовал «Шестерке» уяснить, будет ли она следовать «правилам и логике» либо в случае провала «устроит шумиху своими заявлениями». Четвертый пункт – обнародование мнения участников переговоров о ядерном арсенале ИРИ.

Неоднократно Ирану предлагали вывозить уран для обогащения в другие страны. В мае 2010 года Тегеран согласился воспользоваться заводами Бразилии и Турции, однако потребовал от зарубежных партнеров обогащать уран быстрее, чем это возможно.

В январе 2011 года в иранском городе Исфахане было завершено строительство ядерного завода, предназначенного для изготовления топливных пластин и стержней. Власти ИРИ заявили о переходе на самообеспечение ядерным топливом «по вине западных стран», имея в виду ужесточение санкций ООН. В сентябре текущего года Иран планирует загрузить в исследовательский реактор в столице первую партию обогащенного собственными усилиями урана.

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 919 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире