Обама требует «переиграть» «Шестидневную войну»

Обама требует «переиграть» «Шестидневную войну»

В стране и миреПолитика
Президент США высказался за возвращение оккупированных Израилем арабских территорий

Похоже, Барак Обама нашел оригинальный способ выплатить арабскому миру щедрую компенсацию за причиненный тому моральный и материальный ущерб в результате нашумевшей ликвидации «террориста № 1» (поскольку мертвый Усама бен Ладен теперь имеет отличные шансы превратиться в культовый символ антиамериканского сопротивления в глазах многих своих единоверцев) и до сих пор продолжающийся «разгул демократии» в небе над Ливией. А заодно и обновить свои лавры нобелевского миротворца, порядком поистрепавшиеся в традиционных экспансионистских «передрягах» внешней политики США.

Буквально за несколько дней до визита в Вашингтон израильского премьера Биньямина Нетаньяху Барак Обама неожиданно «наступил на горло» старой американо-израильской «песне». В своем обращении, посвященном ситуации на Ближнем Востоке (которое теперь уже можно считать историческим), хозяин Белого дома призвал главный форпост США в этом регионе (хотя, если принять во внимание количественный состав лиц еврейского происхождения в американском истеблишменте, то на самом деле еще не вполне ясно, кто чьим форпостом является) «посмотреть правде в глаза» и (видимо, не выдержав ее пристального взгляда)… вернуться в свои границы до 1967 года. Т. е. те, которые существовали до знаменитого шестидневного израильского «блицкрига» в сопредельные арабские государства, результатом которого стала оккупация таких территорий, как сектор Газа, Западный берег реки Иордан, Восточный Иерусалим, Голанские высоты и Синайский полуостров, позже возвращенный Египту.

Израильская агрессия тогда получила решительное осуждение со стороны международного сообщества, чему способствовал Советский Союз, благодаря жесткой и принципиальной позиции которого внешнеполитические авантюры США и их союзников редко когда оставались безнаказанными в то время. В соответствии с принятой Советом Безопасности ООН резолюцией № 242 Израиль был обязан вывести войска с оккупированных им в ходе «Шестидневной войны» территорий. Однако Тель-Авив, чувствуя себя весьма уверенно под геополитической крышей Вашингтона, попросту проигнорировал это предписание.

«Израиль не может далее вести такую политику, в результате которой сотни тысяч палестинцев будут чувствовать себя бесправными и жить в бедности. Мечта о еврейском демократическом государстве не может быть воплощена в жизнь за счет оккупации», – присущим ему несколько менторским тоном, но при этом вполне справедливо заметил Барак Обама. Хотя, в духе этой логики, Вашингтону следовало бы вынуть бревно из собственного глаза и также отказаться от мечты об афганском, ливийском и прочих «демократических государствах за счет оккупации»...

Обама также сообщил своим (бывшим?) союзникам на Ближнем Востоке о том, что «концепция поменялась», и теперь США полагают, что длительный мир возможен только при условии создания двух государств для двух народов: «Израиля – для еврейского, и Палестины – для палестинцев». Впрочем, Барак Обама все же вовремя уловил момент, когда следует остановиться, и не стал доводить до инфаркта наиболее непримиримо настроенную по отношению к любым территориальным уступкам (даже когда речь идет о возвращении, по сути, чужой земли) часть израильской общественности и истеблишмента. В частности, он сделал важную оговорку насчет того, что «некоторые вопросы следует отложить для последующего решения», например, «вопрос палестинских беженцев и вопрос Иерусалима».

Неожиданный крутой вираж в риторике властей США по ближневосточной проблеме, заложенный администрацией Барака Обамы, в интервью KM.RU прокомментировал ведущий аналитик Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока Александр Сотниченко:

– Сразу хотелось бы обратить внимание, что США изначально позиционировали себя как некую универсальную цивилизацию, которая не поддерживает только евреев или арабов. Так что, по крайней мере, на уровне риторики американские президенты всегда пытались демонстрировать такой подход. При этом общеизвестно, что в США есть очень мощное проеврейское лобби, а Израиль является главным геополитическим союзником Америки на Ближнем Востоке. Тем не менее, с конца 1970-х гг. американские президенты достаточно активно занимались процессом т. н. «примирения арабов и евреев». И некоторым из них даже кое-что удавалось в этом смысле: можно, например, вспомнить Кэмп-Дэвидские соглашения.

Естественно, что Барак Обама тоже не хочет уступать своим предшественникам, и поэтому предпринимает усилия в этом направлении. Однако если раньше такие попытки саботировались в первую очередь арабской стороной (достаточно вспомнить отказ арабских стран, за исключением Египта, признавать Израиль уже после Кэмп-Дэвида), то сегодня, как мы видим, саботаж идет в первую очередь со стороны Израиля, где сегодня у власти находится крайне правое правительство и уж совсем крайне правый министр иностранных дел, который дал обещание своим избирателям не идти ни на какие уступки палестинцам.

Таким образом, Нетаньяху и Либерман оказались между Сциллой и Харибдой: американский президент (а от Америки, не секрет, Израиль очень сильно зависит) требует от них примиренческих шагов, в то время как избирателям они обещали совершенно противоположное. Разумеется, в данном случае Обама, чтобы заработать имидж миротворца, пытается каким-то образом надавить на Израиль. Тем более что он, по большому счету, требует не чего-то невозможного, а всего лишь выполнения давней резолюции Совета Безопасности ООН. Более того, речь идет скорее даже не о требовании, а всего лишь о пожелании, которое никакими действиями пока не подкреплено.

Есть еще один важный момент. До сих пор, когда нынешний израильский премьер вел переговоры с Бараком Обамой и Махмудом Аббасом, основной его тезис заключался в том, что в Палестине не с кем вести переговоры. Дескать, это – «failed state» (несостоявшееся государство. – Прим. KM.RU), которое фактически уже расколото на две части – сектор Газа, где к власти пришли представители террористического (с точки зрения США и Израиля) движения, и Западный берег реки Иордан. А поскольку это государство, по логике США, не является единым, оно, соответственно, не может отвечать за действия своих граждан. А значит, говорить там не с кем.

Однако две недели назад на территории Египта состоялось историческое примирение двух ведущих палестинских сил – движений ФАТХ и ХАМАС. Причем у меня есть такое впечатление, что это – не «бумажное», а реальное примирение. Так что теперь Нетаньяху уже не сможет пустить в ход свой любимый тезис. Поэтому Обама своим миротворческим рвением пытается мягко подтолкнуть Израиль к возобновлению переговоров. Конечно, к границам 1967 года Израиль возвращаться не будет, хотя бы потому, что, напомню, тогда был оккупирован Восточный Иерусалим, и уходить оттуда евреи явно не собираются. Неслучайно тот же Нетаньяху активно продолжает поселенческую политику в Восточном Иерусалиме.

Еще одной важной территорией, которая была присоединена к Израилю по итогам «Шестидневной войны», стали Голанские высоты, отторгнутые у Сирии. Напомню, что здесь находится знаменитое озеро, которое питает пресной водой практически весь Израиль. Так что последний, можно предположить, никогда не откажется от такого важного ресурса.

В общем, как мне кажется, не стоит слишком серьезно воспринимать громкое заявление Барака Обамы. Скорее оно является рычагом для того, чтобы подтолкнуть израильские власти к каким-то переговорам с палестинцами. Хотя США очень выгодна позиция, которую занимает Махмуд Аббас, т. е. позиция образования двух государств в Палестине – Израиля как еврейского и Палестины как арабского. Если Обама этого достигнет (в чем я, правда, очень не уверен), то это станет очень большой победой Вашингтона. Тогда американские президенты начнут говорить, что они решили ближневосточную проблему, хотя на самом деле разделом Палестины эта проблема решена не будет, потому что придется заставить арабов пойти на очень большие уступки. Сейчас и евреи в своем большинстве, и американцы согласны на раздел Палестины, на существование палестинского государства. В этом смысле прогресс есть: сейчас уже далеко не 1967-й и даже не 1970-е гг. Все прекрасно понимают, что создание палестинского государства было бы лучшим выходом как для Израиля, так и для США.

Другое дело, что это государство предполагается без Иерусалима, поскольку «неделимый» Иерусалим считается столицей Израиля. С этим палестинцы, можно не сомневаться, никогда не согласятся. А тот палестинский лидер, который пойдет на это, сразу утратит доверие практически всего палестинского народа. Поэтому когда Обама сегодня предлагает отложить проблему Иерусалима и возвращение палестинских беженцев в долгий ящик, он таким образом автоматически блокирует реализацию собственной же инициативы, потому что это – два самых главных вопроса.

Вопрос Иерусалима, боюсь, разрешить вообще никак нельзя, да и вопрос о беженцах ненамного проще. По крайней мере, Израиль отказывается его решать. Конечно, если будет создано палестинское государство, которое примет беженцев обратно, то его теоретически можно решить. Но в настоящий момент много людей являются беженцами с тех территорий, которые сегодня рассматриваются Израилем как свои. Соответственно, он вряд ли захочет забирать их назад. Проблема еще состоит и в том, что многие правые израильские политики считают, что когда будет создано палестинское государство, Израиль должен будет выслать всех арабов – граждан Израиля в это самое государство, что также является потенциальным источником нового витка конфликта и противостояния.

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.

всего: 834 / сегодня: 1

Комментарии /0

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире