Украина: «И вновь продолжается торг, и сердцу тревожно в груди…»

Украина: «И вновь продолжается торг, и сердцу тревожно в груди…»

В стране и миреПолитика
Руководство соседней державы по-прежнему уверено, что усидит на двух стульях

Китайская поговорка гласит: «Не старайся мести слишком широко, если твоя метла не очень длинна». Будучи адаптированной для Украины, которую в среду президент России Дмитрий Медведев упрекнул в «сидении на двух стульях» и призвал выбрать один приоритетный вектор своей политики, имея в виду ее желание и в зону свободной торговли с ЕС войти, и с ТС сотрудничать, и трубу не отдавать, и скидки на газ получить, она могла бы звучать так: «Не старайся сидеть на двух стульях, если твоя... гм... нижняя часть спины не слишком широка».

Но Украина, видимо, считает, что с этим политическим параметром у нее все в порядке: усидит. Именно такой вывод можно сделать из комментария спикера украинского парламента Владимира Литвина. «Я исхожу из того, что Украина должна проводить такую политику, которая отвечает ее интересам, а также настроениям людей. Все знают, что украинское общество имеет разные взгляды, поэтому – разные внешнеполитические устремления. И это нужно учитывать», – сказал он на сегодняшнем брифинге в Киеве.

«Я не знаю сегодня ни одной страны, которая бы проводила одновекторную политику, – добавил Литвин. – В этом сложном мире нужно сотрудничать со всеми, где есть интерес. И моя позиция заключается в том, что, если хотите, мы должны проводить эгоистическую политику, которая будет учитывать интересы нашей страны… Понятное дело, что при этом мы не можем не считаться с позицией наших соседей».

Интересно в этом заявлении прежде всего то, что, оговаривая собственное право на эгоизм, Украина одновременно хочет, чтобы Россия проявила к ней, выражаясь словами классика, «божецкую милость» – сделала очередную скидку на газ просто так, изменив формулу цены, по которой она определяется для Украины, и внеся соответствующие изменения в т. н. Харьковские соглашения. Т. е. чтобы Россия вошла в ее положение.

На ум сразу же приходят слова другого классика, известного сатирика. «Войдите в мое положение», – сказала она. И он вошел в ее положение, и еще раз вошел, и оставил ее в ее положении». Для России такая тактика была бы наиболее разумной, поскольку и она имеет право на эгоизм, а также на «многовекторность» своей политики.

Кстати, один ее вектор, именуемый газопроводом «Северный поток», как стало известно на днях, будет введен в эксплуатацию досрочно, что сильно ослабит позиции Украины в газовой сфере. А когда построят и другой вектор – «Южный поток», тогда Украина со своей трубой станет и вовсе не нужна. По-любому, у нас векторов-то побольше будет, и они более весомы, чем украинские. Но украинский политический «мужик» не желает креститься, пока газопроводный гром не грянет. А когда он грянет, будет уже поздно.

Прокомментировать комментарий Владимира Литвина мы попросили ведущего эксперта Центра политической конъюнктуры Дмитрия Абзалова:

– На фоне экономической и политической турбулентности, усилившейся в последние годы, ближайшим соседям России становится крайне сложно получать от нее экономические преференции, и Белоруссия – тому пример. Очевидно, что просто так, за различные обещания, они теперь выделяться не будут. Поэтому целому ряду стран придется вспомнить, где они находятся.

Очень долго Москва поддерживала целый ряд крупных экономических и политических игроков в обмен на посулы сделать то-то и то-то, но при этом серьезных решений принято не было. С Украиной у нас существует целый ряд сложностей. Наряду с усилением пророссийских позиций в общественной жизни, Украина в плане экономики остается самодостаточной структурой, в которую сложно войти российскому бизнесу. Москва предоставила Киеву очень много преференций по газу и по энергоносителям, и очевидно, что какие-то ответные движения от Украины тоже должны происходить. Но их нет.

На Украине достаточно сложно идет интеграция в рамках Таможенного союза. Очевидно, что здесь до сих пор очень серьезным является европейское направление. Однако Киев не готов пускать европейских партнеров на свой рынок, желая украинской экспансии на рынки европейские, что не вызывает у тех особого восторга. Очевидно, что Украине придется несколько корректировать внешнюю политику, тем более на фоне ее экономических трудностей. Многие украинские политики называют положение в экономике ужасным.

– Возможно ли ухудшение отношений между Россией и Украиной, если Украина не сделает никаких подвижек навстречу России?

– Это маловероятно, потому что наши страны сильно зависят друг от друга. Другое дело, что сегодня наш южный сосед пытается серьезно надавить на нас по вопросу цен на голубое топливо. Понятно, что различные демарши украинских политических сил связаны прежде всего с этим обстоятельством. Если в ближайшее время нам удастся договориться по газовому вопросу, острые углы в отношениях двух стран будут сглажены. Но Москва пойдет на новые преференции только при встречных движениях партнера.

– Некоторые украинские политологи говорят, что если Украина войдет в Таможенный союз, ей придется расторгать 120 или около того соглашений с другими странами, которые она подписала в рамках вхождения в ВТО. Так ли это на самом деле?

– Как показывает практика, на серьезные договоренности это не повлияет, потому что целый ряд стран вступили в ЕС после ВТО и никаких соглашений не расторгали. Просто там была определенная корректировка. При этом серьезных преференций от участия в ВТО для Украины существует не очень много: ведь основным рынком сбыта ее продукции является Российская Федерация, которая в ВТО не входит. А, соответственно, в вопросах экспорта оборудования европейцы уже некоторое время проводят политику протекционизма.

– Что означает зона беспошлинной торговли с ЕС для Украины?

– Существуют два альтернативных понятия: зона свободной торговли с ЕС и зона свободной торговли с РФ. Первое предполагает, что таможенные пошлины там будут либо ниже, либо их и вовсе ликвидируют по отдельным товарам. Но Европа никогда на это не пойдет в полном объеме. Для Украины это – скорее формат работы, чем реальное достижение. И к этому достижению Украина, как и Турция, может идти бесконечное количество лет, тем более что сейчас европейские производители выступают против расширения экспансии со стороны Украины. Иными словами, Украину они не ждут, на что прозрачно намекнул и Дмитрий Медведев на своей пресс-конференции.

– Почему тогда Украина не хочет отказаться от своей «многовекторности»? Или основная цель «многовекторности» – возможность давить на Россию?

– Это – возможность торговаться на каждом направлении и получать дополнительные преференции под угрозой того, что некий третий партнер получит больше возможностей на украинском направлении. Эта политика в какой-то степени может считаться оправданной, но только до того момента, когда экономическая и политическая конъюнктура не заставляет страны действовать более жестко. И в этом случае им приходится определяться.

Украина пытается максимально отсрочить принятие решений, но ряд российских проектов заставят ее форсировать процесс. Речь идет о «Южном потоке», после введения которого перспектив развития данного направления будет крайне мало.

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Рудницкий Леонид Анатольевич
km.ru

всего: 828 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире