В Государственную Думу внесены законопроекты и.о. председателя Совета Федерации А.П.Торшина, предусматривающие создание дополнительных препятствий для обращения граждан Российской Федерации в Европейский суд по правам человека, а также блокирующие внесение изменений в российское законодательство в случае его расхождения с международно-правовыми обязательствами России.
Такая позиция представляется нам находящейся в прямом противоречии с базовыми положениями Основного закона, определяющими конституционный строй.
Как вам отлично известно, пункт 4 статьи 15 действующей Конституции чётко и недвусмысленно устанавливает приоритет договорных норм по сравнению с национальным законодательством, предоставляет возможность физическим и юридическим лицам прямо ссылаться при защите своих прав и законных интересов на общепризнанные пакты и конвенции. Поэтому, положения внесённого законопроекта вообще не могут рассматриваться до соответствующего изменения Российской Конституции.
Необходимо отметить, что норма о приоритете договорных обязательств позволяет существенно расширить область прав и свобод человека и гражданина в нашей стране, не вынуждая законодателя вести изнурительную работу по дублированию международных актов, и создавая дополнительную защиту от злоупотреблений органов власти.
Решения Конституционного Суда РФ, как составная часть конституционного законодательства, наряду со всей иной нормативно-правовой базой, носят подчиненный характер по отношению к международно-правовым обязательствам и не могут блокировать их прямого действия.
Вы отлично понимаете, насколько ещё несовершенна и не сбалансирована российская законодательная система и особенно законоприменительная практика. Решения Страсбурга уже помогли многим людям, ставшим жертвой беззаконий и произвола, пусть частично, но восстановить свои права.
Международные обязательства суверенное государство берет на себя добровольно, они никем не навязываются. Поэтому исполнительной власти, прежде чем присоединяться к международным документам или заключать соглашения, а законодательной власти - ратифицировать их, следует убедиться, что они согласуются с действующей конституцией. Если же сделана ошибка и соглашение нарушает демократические принципы и права человека, то следует расторгнуть такое соглашение. Но то, что предлагает А.П.Торшин, противоречит Конституции РФ и ведет нас вон из цивилизованного мира.
Соблюдение Россией своих обязательств в области прав человека является критерием её статуса в сообществе цивилизованных стран. Российская дипломатия, парламентарии и общественные деятели постоянно упрекают различные иностранные государства в применении «двойных стандартов» и в игнорировании общезначимых принципов международного права. Законодательный отказ нашей страны от своих обязательств, взятых на себя в рамках членства в Совете Европы, полностью лишит подобные упреки какой-либо моральной силы и политической убедительности.
Очевидно, что власти Российской Федерации никак не могут повлиять на нормы Европейского суда по правам человека и законодательно изменить порядок определения того, с какого момента граждане будут признаваться исчерпавшими возможности защиты своих прав национальной юстицией. Попытки регламентировать возможность обращения с жалобами в Страсбург выставят нашу страну на посмешище.
Поэтому мы призываем вас отвергнуть законодательные инициативы члена Совета Федерации А.П. Торшина, как покушающиеся на основы конституционного строя России и создающую угрозу правам и свободам большого числа граждан.
29 июня 2011 г. это обращение направлено спикеру Госдумы Б.В. Грызлову, фракциям «Единая Россия», КПРФ и «Справедливая Россия»
Сбор подписей продолжается по ссылке http://zaprava.ru/index.php?option=com_petitions&view=petition&id=108
Комментарии /3
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: