Есть данные о том, что в начале XX века человек до 70% свободного времени тратил на общение. Сегодня мы общаемся, пожалуй, даже больше, чем наши бабушки и дедушки: современные средства связи существенно расширили круг знакомств.
А возможность мгновенно передавать и получать информацию независимо от того, где находится абонент, воспринимается как нечто само собой разумеющееся.Однако социологи утверждают, что общение «вживую» все чаще становится дополнительным.
Основное «отвоевали» мобильный телефон и Интернет. Но если Сеть и сейчас в большинстве случаев умудряется оставаться частным делом собеседников, то чужие разговоры по мобильнику повсеместно лезут нам в уши, хотим мы того или нет. Ситуации при этом возникают комичные и не очень.
Моя приятельница, например, рассказала, как на улице незнакомый мужчина, глядя ей в глаза, строго спросил: «Ну и зачем ты приехала в Кемерово?» «Замуж вышла», – растерянно ответила она, остановившись и приготовившись к дальнейшим объяснениям. Однако дядька прошел мимо, продолжая внушать кому-то: «Вот и сидела бы в своем Новосибирске…» Сама я однажды испугалась, когда в переполненной маршрутке какой-то тип вдруг со злостью заорал над ухом: «Нарываешься, да?!.» И добавил непечатное слово. Оказалось, он разговаривал с невидимым собеседником по системе «хэнд фри»…
Мы уже не воспринимаем как нонсенс то, что в публичных местах люди ведут себя так, словно они на необитаемом острове: обсуждают личные, порой интимные темы и не стесняются в выражениях. Сегодня это уже явление. Неприятное и, увы, массовое.Почему граждане перестали стесняться окружающих? Почему они то и дело принародно устраивают эмоциональный стриптиз?
Людмила Араева, доктор филологических наук, профессор, завкафедрой стилистики и риторики факультета филологии и журналистики КемГУ:
– В советское время нормы поведения в обществе были очень жесткими, определенные слова можно было прочесть только на заборе. Сейчас все это вышло не только в массы, но и в эфир, на страницы книг и печатных изданий. Среднестатистический человек не просто стремится проявить себя в разговорной речи, отступая от общепринятых норм. Такое поведение отражает целый комплекс проблем. Это проявление агрессии, которая даже не осознается. Истоки ее – в расслоении общества: доходы многих гораздо ниже уровня, необходимого для нормальной жизни.
Откуда взялись маты? Они пришли из языческой культуры, для наших предков это были сакральные, то есть священные, слова. Древние люди молились гениталиям как чуду, способствующему появлению на свет человека.
С принятием и развитием христианства сакральные слова были запрещены. Они стали срамными, ругательными. Но мы в определенной степени остались язычниками: Масленица, день Ивана Купалы – это языческие праздники, и они сохранились в нашей культуре. Многое в свадебных обрядах также осталось от этой столь далекой эпохи, которая почти 2000 лет находилась под запретом. Запретный плод сладок. И сакральные слова погрузились в сферу агрессии. Если раньше их можно было произносить несколько раз в год и они имели глубинный смысл, то сейчас они семантически пусты. Они стали употребляться везде, порой в виде связок слов в предложении: они, именно как сакральные слова, фонетически устроены чрезвычайно емко. Человек может сказать все, используя только маты. И – его поймут. Но человек, употребляющий эти слова повседневно, деградирует как личность, а мужчины становятся очень рано импотентами (что уже доказано медициной), потому что заложенная в этих словах энергетика бунтует против повседневного, суетного употребления.
Как употреблять маты, где, когда? Наверное, есть ситуации, когда это оправданно, когда человек только таким способом и может дать выход своей энергии. Но чтобы снизить уровень агрессии в целом, нужно изменить жизнь к лучшему.
Студенты госуниверситета не пишут сегодня на партах: в аудиториях сделан хороший ремонт, у них рука не поднимается. И никого воспитывать не надо. Также и в отношении к слову: создайте условия, чтобы человек вел себя иначе. Это касается и устройства жизни вообще, и широкой пропаганды русского литературного языка в частности. Нужно, чтобы правильная речь шла в массы со страниц газет, с экранов телевизоров, из радиопередач. Чтобы ей учили в школе. Язык – это человек. А в школе сегодня язык изучается отдельно от человека, как математика. А литература вообще не является предметом, обязательным для изучения.
В настоящее время преуспевает тот, кто может хорошо, аргументированно, эффектно и эффективно говорить. Но разве можно выстроить свою речь хорошо без знания культурных концептов, которые заложены не только в окружающей нас жизни, но прежде всего в русской классической литературе?
Остап Григорьянц, руководитель отдела по связям с общественностью Кузбасского регионального отделения Сибирского филиала ОАО «МегаФон»:
– Представить современное общество без мобильного телефона невозможно. Мобильная связь – это связь между двумя и более людьми, возможности оператора связи позволяют сегодня организовывать конференции, то есть создавать условия, когда на линии одновременно могут общаться несколько человек.
Мобильный телефон – это инструмент проявления культуры человека в определенной ситуации. И вопрос о том, почему люди порой позволяют себе в общественных местах слишком много, следует адресовать тем, кто формирует культуру поведения, к родителям в первую очередь. Я не компетентен обсуждать это и верю, что все абоненты нашей компании – люди достойные, понимающие: от того, как они ведут себя в обществе, зависит их имидж.
Отец Сергий, руководитель отдела по делам молодежи Кемеровской и Новокузнецкой епархии:
– Разные люди ведут себя по-разному, воспитанные, культурные понимают, что в публичных местах не только по телефону – вообще вести личные разговоры нельзя. Проблема, о которой вы говорите, актуальна и для храма: идет богослужение, и вдруг – звонок. Хотя на входе в храм крупными буквами написано: «Пожалуйста, отключите!». Просишь бабушек и дедушек отключить звук, они в ответ: «А я не умею». Дети купили им «трубки», чтобы постоянно держать с ними связь, иметь возможность заботиться о близких. И телефон звонит, звонит…
Мобильник – это изобретение человека, открывшего законы природы, созданные Богом. Как и любую вещь, которая находится под рукой, человек может использовать телефон и во зло, и во благо. То есть проблема – в сознании человека, как и его поведение вообще, как культура его речи, манера одеваться и прочее. Есть люди, которые и без телефона могут вести себя вульгарно: плевать, щелкать семечки, нецензурно выражаться…
Сергей Карабцев, доцент кафедры ЮНЕСКО по новым информационным технологиям КемГУ:
– Когда сотовые телефоны только появлялись и стоили очень дорого, их обладатели, разговаривая громко в общественных местах, тем самым как бы стремились привлечь к себе внимание, продемонстрировать свою успешность. Сегодня, я думаю, дело в общем снижении культуры, на первый план все чаще выступают эгоистические мотивы: вот есть Я, а остальные мне безразличны. Не думаю, что это стремительно развивающиеся информационные технологии и быстрый темп жизни вынуждают нас быть беспардонными. Пытаться оправдать себя можно как угодно. Поступки все равно будут красноречивее слов.
Как средство коммуникации телефон, безусловно, большое благо. Когда работаешь, он существенно ускоряет процесс, позволяет очень быстро решать многие вопросы. Но вот я вышел из отпуска и понял, что весь отпуск отвлекался по каким-то рабочим делам. Не уверен, что это правильно. Но когда видишь, кто тебе звонит, не взять трубку очень сложно: а вдруг там возникла ситуация, которая без меня не разрешится?
Галина Говорова, старший психолог Кемеровского городского центра медико-психологической помощи населению:
– Долгое время в нашем обществе существовало представление о том, что телефон – это что-то очень личное, что разговор по домашнему телефону – это почти интимная связь. Вне дома мы контролируем свое поведение сознанием, а в родных стенах снимаем официальные маски, становимся самими собой, максимально свободными в выражении чувств и эмоций.
Когда человек получил телефон в постоянное и повсеместное пользование, он с его помощью как бы расширил стены дома, вывел интимное за его пределы. И таким образом перенес во внешний мир домашний стиль поведения, не всегда корректный по отношению к окружающим. Это один момент.
С другой стороны, желание постоянно держать под рукой мобильный телефон свидетельствует о невротизации общества. Которая, в свою очередь, обусловлена тем, что жизнь нестабильна. Курс доллара растет или падает независимо от наших пожеланий. Сегодня у нас есть работа, а завтра мы можем ее лишиться не потому, что мы плохие работники, а в силу ряда объективных, не зависящих от нас обстоятельств. Мобильный ассоциируется у нас с возможностью тотального контроля: он со мной, значит, я владею ситуацией, могу управлять не только тем, что рядом со мной, но и тем, что на расстоянии. Мы боимся выпустить его из рук: а вдруг что-то произойдет, а мы об этом не узнаем?
На самом деле это ощущение контроля во многих случаях иллюзорно. А телефон – это объективная кнопка-раздражитель, которая постоянно усиливает наше внутреннее напряжение.
Комментарии /18
Никита Джигурда.
не присущи унылой посредственности.
Свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого.
Еду я в маршрутке ("с комплексами") с детьми (они тоже "с комплексами", это у нас семейное такое воспитание, знаете ли), а рядом такой вот "без комплексов" мало того, что достаточно интимные темы обсуждает, так еще и матом (необязательно по мобильнику, кстати).
Давайте, мы останемся в своем "стаде баранов с комплексами", а вы удалитесь в свою безкомплексную даль? И всем будет хорошо. Направление ясно?
в нашей стране нельзя такие будки ставить, их сразу превратят в туалет. Менталитет не тот............
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: