Правительство опошлило бензин

Правительство опошлило бензин

В стране и миреПолитика
Манипулируя экспортными пошлинами, кабинет министров только усугубляет проблему с ценами на горючее

Правительство в очередной раз переформатировало схему взимания пошлин на нефтепродукты, для того чтобы сделать невыгодным их экспорт и насытить таким образом внутренний рынок.

А именно как минимум до 2015 года сохраняется введенная в мае этого года как временная мера пошлина на светлые нефтепродукты, читай — бензин, равная 90% от экспортной пошлины на сырую нефть. Для темных нефтепродуктов это значение вырастет с 47 до 60 процентов. Предполагается, что для компенсации потерь нефтяников будет снижена пошлина на нефть, но пока такое решение не принято.

Мотивы правительства понятны: на носу — выборы, в которых, очевидно, примет участие премьер-министр, и бензиновые кризисы, как этой весной, никому не нужны. А ничего умнее, кроме манипуляций с пошлинами, правительство делать не умеет. Глупее — вполне. Весенний кризис во многом стал следствием директивного снижения цен, которое произвели нефтяные компании по указанию премьера в прямом эфире.

Качество экономической политики правительства, впрочем, очевидно прогрессирует. Если весной там были уверены, что цены формируются по щучьему велению, то теперь в ходу уже не обрядово-магическая практика, а вполне себе научный эксперимент. Помните бассейн с двумя трубами? Сейчас правительство пытается заткнуть экспортную трубу, чтобы бассейн наполнился. Для учебника математики пятого класса модель вполне адекватная. Но ситуация в российской экономике несколько сложнее.

Нефтяные компании у нас вертикально-интегрированные, то есть включают в свою структуру и НПЗ, и крупные сети АЗС. Поэтому они вольны распределять нефть, которую выкачивают из земли, по своему усмотрению — часть продают на экспорт, а часть заливают в собственные перерабатывающие мощности и полученный продукт тоже делят между внешним рынком и своими сбытовыми сетями. Если они потеряют маржу на экспорте нефтепродуктов, то смогут, с одной стороны, нарастить вывоз сырой нефти, а с другой — повысить внутренние цены. Ведь они контролируют оптовое звено, и в значительной степени — розничное. То есть нефти внутри страны будет оставаться меньше, и цена на продукты ее переработки по всем законам экономики станет выше.

Единственным способом снижения цены было и остается максимальное насыщение спроса. А оно возможно только при одновременном соблюдении двух условий. Производство нефтепродуктов по своему объему должно закрывать потребности и внешнего, и внутреннего рынка, а торговля ими как в оптовом, так и во внутреннем звене должна быть демонополизирована.

Представим себе, что нефтяники стали производить вдвое больше бензина. Конечно, они постараются продать больше на экспортный рынок, где выше цены, но ведь и он не резиновый. После того как произойдет его полное насыщение, им не останется ничего другого, как окучивать рынок внутренний.

При нынешнем уровне развития нефтепереработки в стране это невозможно. Нужно активно модернизировать существующие НПЗ и строить новые. По разнарядке этого никто делать не станет. Нужны существенные стимулы, например, налоговые. Идея с потолка: отменить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для всего объема нефти, которая перерабатывается в бензин для продаж на внутреннем рынке. Это сделает его производство коммерчески привлекательным. Тогда нефтяники сами наперебой ринутся строить НПЗ, не надо будет им ни указания сверху, ни, упаси боже, специальной господдержки. Как в анекдоте: займи, но выпей!

Но и при таком раскладе автоматического падения цен не произойдет. Это из области не опровергнутого практикой марксизма: пока капиталист имеет возможность держать максимальную маржу, он будет это делать. А нефтяники имеют, потому что контролируют цепочку от производства до конечного потребителя. Потому и нужна демонополизация. В оптовом звене — продажа бензина только через биржевые торги. И на региональном уровне — дробление рынка через ограничение максимальной доли на нем для отдельной компании (или группы связанных между собой). Да, это рецепты из области антимонопольной политики США начала прошлого века, но кто же виноват, что наша экономическая реальность соответствует этому периоду времени?

Конечно, это не идеальные и не единственно возможные рецепты. Но я уверен, что невозможно добиться от экономического субъекта чего-либо, делая для него невыгодным определенный круг операций. Он сделает все, чтобы обойти запреты, а в нашей стране это более чем возможно.

Если ты хочешь что-то получить в рыночной экономике, сделай достойное предложение. Оно не останется без ответа.

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Алексей Полухин
novayagazeta.ru

всего: 1531 / сегодня: 1

Комментарии /7

16:3629-08-2011
 
ЕЖ
А Вы , друзья как ни садитесь, а всеж в премьеры не годитесь. Че тут умничать то. Главное не снижение цен на бензин, а прибыль в собственных карманах. А чтоб цена упала, нужно, что бы госсектор в этой отрасли был и налог с продажи нефти за рубеж отчислялся натурой, которую гос. НПЗ переработают в нефть и продадут по низкой цене. Появится сильный конкурент в лице государства, упадут и цены.

16:3729-08-2011
 
ЕЖ
Попрапвка-в бензин, а не в нефть.

17:4529-08-2011
 
kommunist
кстати, вчера ехал с отцом на машине в кузнецке на газпромнефти не было 92 бензина, неужели опять?

20:5429-08-2011
 
Vart
Разрешите безпошлинный ввоз бензина из Китая и всё ,конец проблемы .!!!

21:2529-08-2011
 
Если бы так все просто
В китае бензин в полтора раза дороже -понравиться вдвое переплачивать?

10:2930-08-2011
 
Читатель
Ну вот и ответ.Сегодня уже бензин подорожал.И так будет всегда.

13:0231-08-2011
 
Читатель
ЭТО БАРАНОМ НУЖНО БЫТЬ, ЧТОБЫ СЫРЬЕ ПРОДАВАТЬ И ПОТОМ ПОКУПАТЬ В ТРИ РАЗА ДОРОЖЕ! УГОЛЬ,НЕФТЬ, ЛЕС, ГАЗ! А САМИ БЕЗ ПОРТОК СКОРО ХОДИТЬ БУДЕМ! ОПУСТИЛИСЬ ДО ПАПУАСОВ! ТАК ОНИ НЕ РАБОТАЮТ КАК МЫ И КЛИМАТ ДРУГОЙ!

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире