СМИ: Як-42 погубила ошибка пилотов - не сняли с "ручника"

СМИ: Як-42 погубила ошибка пилотов - не сняли с "ручника"

В стране и миреПроисшествия
Летчики забыли отключить стояночный тормоз.

Причиной катастрофы самолета Як-42 под Ярославлем, в котором погибли хоккеисты «Локомотива», мог стать включенный стояночный тормоз. Об этом пишет газета «Московский Комсомолец» со ссылкой на источник в авиапроме, близкий к расследованию крушения лайнера. Как отмечает издание, пилотов подвела банальнейшая «ошибка блондинки»: они забыли отключить стояночный тормоз.

По сведениям источника издания, комиссией установлено, что самолет начал разгон по взлетно-посадочной полосе с невыключенным стояночным тормозом. Это устройство – аналог ручного тормоза в автомобиле – используется только во время стоянки.

«Ручник» позволяет самолету проехать по рулежной дорожке на ВПП, но набрать взлетную скорость становится проблематично.

Кроме того, по информации собеседника издания, непосредственно перед взлетом командир воздушного судна Андрей Соломенцев приказал второму пилоту Игорю Жевелову взять управление на себя, мотивируя это плохим самочувствием. Такой вывод сделан из расшифровки речевого самописца Як-42, пишет газета.

Стояночный тормоз должен был отключить именно командир, указывает издание. Но, возможно, в момент передачи управления пилоты о нем просто забыли и не обратили внимание на соответствующий сигнал на приборной панели. Не исключено, что когда самолет начал взлетный разгон и никак не мог набрать нужную скорость, пилоты заметили ошибку и отключили тормоз.

Почему экипаж принял решение продолжать взлет, а не применить экстренное торможение, можно только предполагать. Возможно, пилоты понадеялись на то, что им хватит длины ВПП – самолет стартовал с половины полосы, а это 1,5 км, тогда как Як-42 для взлета нужно 800 метров. Но оказалось поздно. В результате самолет взлетал уже с грунта (он проехал задними тележками шасси примерно 400 метров по траве). Само по себе это не стало бы причиной трагедии, но самолет не успел набрать безопасную высоту, зацепился за мачту маяка, что и привело к разрушению лайнера.

По сведениям газеты, официальное заключение о причинах авиакатастрофы может быть подготовлено уже в среду. Ранее Международный авиационный комитет, ссылаясь на данные расшифровки «черных ящиков», сообщил, что ЯК-42 был полностью исправен. По словам председателя МАК Татьяны Анодиной, перед взлетом экипаж проверил все каналы управления самолетом и убедился в их исправности, самолет не перегружали, а метеоусловия были нормальными.

Летчик-испытатель Сергей Кнышов, комментируя озвученную сегодня версию, признался, что «верит в нее с трудом»: «Это тоже самое, что ехать на автомобиле с ручным тормозом. Такое вообще возможно? Если пилот видит, что не тот прирост скорости, самолет нужно останавливать...»

Впрочем, как заметил эксперт, такая ситуация возможна, если «командиру стало плохо во время полета и на руководящих правах остался второй пилот».

«Раньше второй пилот являлся без пяти минут командиром самолета и мог в принципе выполнять его функции, – отметил Кнышов. – Сейчас же, при нынешнем уровне обучения и ужасающей ситуации в российской авиации в целом, второй пилот – это практически ноль».

«Хочется верить, что к членам экипажа Як-42 это не относится», – добавил эксперт.

Напомним, самолет Як-42, на борту которого находился полный состав хоккейного клуба «Локомотив», разбился 7 сентября при вылете из ярославского аэропорта «Туношна». По предварительным данным, на взлете лайнер не смог набрать безопасную высоту, врезался в антенну маяка, располагавшегося за взлетно-посадочной полосой, и упал вблизи аэропорта. На борту самолета находились 45 человек, из которых выжили только двое. Один из них – хоккеист Александр Галимов – скончался в понедельник утром в ожоговом центре Института хирургии имени Вишневского в Москве. У спортсмена было обожжено 90% поверхности тела, врачи пять дней боролись за его жизнь. Накануне в Ярославле прошли похороны спортсмена. Выживший бортинженер Александр Сизов во вторник пришел в сознание. Больного перевели из реанимации в обычную палату ожогового отделения После лечения он сможет вернуться к полноценной жизни и профессиональной деятельности. Об этом заявил директор НИИ скорой помощи имени Склифосовского Анзор Хубутия.

По факту катастрофы возбуждено уголовное дело по ст.263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта».

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Одноклассники, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Ольга Панфилова
nr2.ru

всего: 2566 / сегодня: 1

Комментарии /35

13:3714-09-2011
 
Читатель
Тяжело плыть в серной кислоте

13:4314-09-2011
 
lexus
сплошное противоречие:
"кроме того, по информации собеседника издания, непосредственно перед взлетом командир воздушного судна Андрей Соломенцев приказал второму пилоту Игорю Жевелову взять управление на себя, мотивируя это плохим самочувствием. " Ну, допустим, передал, тогда читаем дальше:
«Раньше второй пилот являлся без пяти минут командиром самолета и мог в принципе выполнять его функции, – отметил Кнышов. – Сейчас же, при нынешнем уровне обучения и ужасающей ситуации в российской авиации в целом, второй пилот – это практически ноль». Однако? какой командир передаст управление полному нулю-даже если ему плохо?) чушь какая-то...

13:4714-09-2011
 
водила
Было дело: не отключил ручник и перся, дай бог! Как-то на ручнике меня буксировали: материли страшно!

13:5614-09-2011
 
какой командир передаст управление...
да любой и хоть кому, если вдруг внезапно "в глазах потемнело"!

14:0014-09-2011
 
lexus для 13:56
то есть ты считаешь вполне естественным, если вдруг пилот, только начиная взлетать, вдруг неожиданно говорит абсолютному нубу: "Слышь, я тут схожу посру пока, а ты взлетай давай! " :) ????

14:1014-09-2011
 
А мож колесо спустило??????????????

14:1014-09-2011
 
Читатель
ну если срать так, что аж в газах темнеет, то - да

14:1314-09-2011
 
это, брат, психология боли
когда держишь в руках ценную вещь и вдруг обжигаешь (к примеру) руку, ведь отдашь эту вещь тому, кто рядом, не раздумывая, иначе хуже будет - вообще уронишь

14:4614-09-2011
 
думали думали и придумали

14:4714-09-2011
 
Это стандартная тситуация, которую раньше всегда на тренажах прорабатывали, а теперь?

14:4814-09-2011
 
Читатель
Не удивлюсь, если в катастрофе обвинят выжившего пилота.

15:2914-09-2011
 
petr
самолет стартовал с половины полосы
ни у кого вопросов нет а с какого х...он так стартовал
в конце концов они взлетели и им чуть чуть не хватило скорость чтоб мачту перемахнуть...вот будь эти 1500метров...


но это неважно, иначе ведь получает картина плохая..

сволочи

15:3514-09-2011
 
Читатель
это бортинженер, а свесить запросто могут! хотя может он ченить прояснит и свесят на пилотов

15:4614-09-2011
 
petr, ты читать не умеешь?
"самолет стартовал с половины полосы, а это 1,5 км, тогда как Як-42 для взлета нужно 800 метров", т.е. у пилотов было без малого ДВЕ длины от необходимого

16:0214-09-2011
 
Читатель
Скажут, во всем виноваты пилоты, а самолет мог бы летать еще лет 30

16:3114-09-2011
 
Читатель
самолет на взлетном режиме тяжело удержать на тормозах, так что на стояночном тормозе его по полосе протащит; но покрышки он сожжёт!
херня всё, эти домыслы!

16:3914-09-2011
 
окпна
А еще в самолете стоп кран кто-то дернул))Во всем виноваи Путин и этот гребаный как там его самет какойто из-за налетевщих самолетов.Полоса была заставлена блатными самолетами.И самолету просто напроста нехватило дленны полосы для набора скорости и высоты.

17:2614-09-2011
 
Читатель
теперь им есть кого виноватым делать, второй пилот вроде пошел на поправку

18:2214-09-2011
 
Читатель
Для непосвящённых -В кабине ЯК-42 на уровне глаз есть световое табло,которое мигает когда самолёт стоит на стояночном тормозе(ручник).Это как в автомобиле когда дверь не закрыта...Когда двигатель начинает набирать обороты,то срабатывает ещё звуковой сигнал....

18:5714-09-2011
 
Читатель
табло горит" К взлёту не готов", но к стояночному тормозу не имеет отношения.

19:3314-09-2011
 
Читатель
Стояночный на то и стояночный, и пользуются им только на стоянке. Рулить на стояночном тормозе не получится, разве что на полном форсаже и юзом!
Поэтому у пилотов есть другой рычаг, которым пользуются при рулении, остановках перед полосой и перед взлетом. На полосе ни какой идиот не пользуется стояночным тормозом. Вся статья фигня.

19:5614-09-2011
 
пополковник
Не верю!!!
- Устанавливать самолёт на стояночный тормоз на ВПП запрещено. (РЛЭ ЯК-42)
- Определить, что самолёт находился на стояночном тормозе невозможно, т. к. этот параметр МСРП-64 не записывается.
- Даже если поверить в версию "стояночного тормоза", то самолёт "разулся" бы в начале разбега и начался пожар шасси, а об этом даже не упоминается.

20:2014-09-2011
 
Как пилот скажу : на стояночном тормозе у двигателей не хватит тяги что бы стронуть самолет с места а не то что бы взлетать....

21:0014-09-2011
 
Читатель
По зомбоящегу скажут что виноваты пилоты

21:0314-09-2011
 
Читатель
Там в это время проходил слёт кремлевских прихлебателей. В аэропорту были меры безопасности и на ВПП просили не задерживать. При разгоне пилот обнаружил неполадки, но тормозить ему не разрешили, т.к. нужна была ВПП. Пока он думал, прошло время. Применение торможения на такой скорости вызвало бы капотирование, т.е. самолет бы завалился, поэтому пилот решил рисковать и взлетать, хотя было уже поздно. Поэтому взлет и произошел со средины ВПП. Я не летчик, но ситуацию и реальные причины знаю. Ручники и плохое самочувствие - это все х...ня. Просто ожидали прилет высоких гостей и нужна была свободная ВПП. А тут эти, со своим хоккеем. Вот так.

21:0414-09-2011
 
Читатель
15:46 14-09-2011 А вы читайте и проверяйте то, что читаете.
Пишут в статейке, что "Як-42 для взлета нужно 800 метров".
Откройте технические характеристики ЯК-42, например тут: h ttp://www.airlines-inform.ru/commercial-aircraft/Yak-42.html Там длина разбега 1800 метров. Т.е. на 300 метров больше, чем половина полосы, с которой взлетали. Помните, что следы самолёта обнаружены за пределами ВПП на 400 м? Вот вам и более похожее на правду. Фото следов вне полосы: h ttp://aviaforum.ru/showthread.php?p=914348#post914348

21:1914-09-2011
 
Читатель
принял решение взлетать он на середине полосы. до этого он хотел отменить взлет, ему не разрешили. тяги на взлете ему уже не хватило и он зацепил мачту. длина полосы здесь не при чем. он, как говорится уже прошел точку возврата. было поздно взлетать. об этом умалчивают

22:3614-09-2011
 
Читатель
"Как пилот скажу : на стояночном тормозе у двигателей не хватит тяги что бы стронуть самолет с места а не то что бы взлетать...."

однако, сколько у нас пилотов развелось!

а хоть кто-то в кабине был?

23:3214-09-2011
 
Ну я был
И не просто там сидел, а управлял. Правда истребителем, но сути это не меняет.
С ручником туфта полная.
Скажу вам всем для примера- при обучении в училище, у нас на истребителях стояло по 2 модернизированых двигателя. Так вот такие менее мощные не модернезированые двигатели ставились на Ту-144. Наши двигатели на бетоне самолет со стояночного тормоза не срывали!
Для справки - взлетный вес 17т, тяга на максимале 8т, на полном форсаже 13т.

09:2815-09-2011
 
Читатель
Ту-154 б-2 взлётная масса -102 тонны , на взлётном режиме при V=0, двигатели дают тягу 31500 кг.
По полосе тащит только так!
Так, что не надо ля-ля!

10:2015-09-2011
 
А взлететь слабо на тормозах??

11:0815-09-2011
 
Читатель
"Ряд версий о причинах крушения Як-42 под Ярославлем не выдерживают
критики. Об этом заявил урналистам замминистра транспорта России Валерий Окулов,
передает ИТАР-ТАСС.
"В частности, это касается версии о том, что разбег самолета происходил,
когда не был снят стояночный тормоз у воздушного судна. Также несостоятельным
является версия о том, что самолету не хватило дистанции разбега. Фактически на
взлетно-посадочной полосе следов торможения не было обнаружено. Что касается
длины разбега, то старт начинался почти с торца полосы. И для разбега
авиалайнера было 2800 м", — пояснил Окулов.
В то же время, он не исключил нарушения центровки авиалайнера, поскольку
большая часть пассажиров и грузов располагались в носовой части самолета".
h ttp://aviaforum.ru/showthread.php?p=914815#post914815

Т.е. хоккеисты сами виноваты. Так получается?

11:5815-09-2011
 
Читатель
За центровку и перегруз отвечает командир корабля.

16:5215-09-2011
 
Тайга
Не верю в этот бред!

08:1716-09-2011
 
Для 22:36 Я первый класс получил в 1991г. и в 1994 1 класс летчик-инструктор.. Правда военная авиация......

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире