Прокуратура обвиняет школы в неумении блокировать доступ к порнографии и экстремистской информации

Прокуратура обвиняет школы в неумении блокировать доступ к порнографии и экстремистской информации

В стране и миреСеть и ПК
Методы борьбы государства с распространением экстремизма и порнографии в школьной среде неэффективны, утверждают эксперты информационно-аналитического центра "Сова". 

Проанализировав действия чиновников, педагогов и надзорных органов, правозащитники сделали вывод, что фильтры, используемые для ограничения доступа к нежелательным сайтам интернета со школьных компьютеров, либо не работают вовсе, либо, напротив, закрывают для учащихся массу полезной информации. Об этом пишет mn.ru .

В своем докладе, обнародованном в конце минувшей недели, эксперты "Совы" ставят под сомнение эффективность контент-фильтров, которые обязаны использовать все школы, имеющие доступ к сети интернет. Правозащитники отмечают: федеральные органы управления образованием, выдавшие школам предписание установить специальные программы, которые блокируют доступ к сайтам с информацией экстремистского и порнографического характера, не позаботились о том, чтобы исполнение этих указаний было беспроблемным для педагогов. Ответственность за установку фильтров, их эксплуатацию и закупку обновлений возложена на муниципальные власти и школьное руководство. Но поскольку эти обязательства школ не всегда подкреплены финансово, крайними становятся именно учителя — им приходится отвечать перед прокуратурой за то, что программы-блокираторы на работают.

Представители "Совы" отмечают, что речь идет не просто о выговорах директорам, а о преследовании по суду. За два года, с 2009-го по 2011-й, эксперты насчитали 55 случаев, когда сотрудники региональных управлений прокуратуры либо выписывали предписания в отношении школьных руководителей, либо заставляли тех обновлять фильтры через суд. В надзорном ведомстве действуют практически по одному сценарию. Вначале прокуроры проверяют школу на предмет соблюдения законодательства о противодействии экстремизму. Если в ходе проверки выясняется, что контент-фильтры не используются или используются неэффективно, образовательному учреждению выносится представление с требованием исправить нарушения и привлечь виновных к дисциплинарной ответственности.

Попасть "на карандаш" к сотрудникам прокуратуры школа, например, может за то, что с ее компьютеров легко познакомиться с трудами Бенито Муссолини и Адольфа Гитлера (такие представления получили минувшим летом руководители пяти учебных заведений Бийска Алтайского края). Особо сотрудники надзорного ведомства следят, чтобы в школах был закрыт доступ на сайты "экстремистских организаций, деятельность которых на территории РФ в настоящее время запрещена".

"Вина за то, что школьники, несмотря на фильтры доступа, имеют возможность посещать со школьных компьютеров неонацистские и другие неподобающие сайты, лежит не только на школах", — отмечается в докладе "Совы". Эксперты этой организации уверены, что ответственность должны нести и чиновники, не обеспечившие школы необходимыми программами. Впрочем, и сама попытка фильтровать контент кажется правозащитникам утопичной. "Список сайтов, которые можно признать вредными для детей, слишком огромен, чтобы фильтр мог его объять. Эта идея изначально нереализуема, поэтому ответственность должны нести не школы, а те, кто заставил школы осуществлять утопию, то есть чиновники Минобрнауки", — заявил "МН" директор "Совы" Александр Верховский.

В министерстве обвинения в свой адрес категорически отвергают. Минобрнауки отвечает только за централизованный фильтр, программное обеспечение которого разрабатывается победителями конкурса, внедрение программного обеспечения в каждой конкретной школе является прерогативой муниципалитетов, заявил "МН" представитель ведомства, пожелавший остаться неизвестным. "Система довольно эффективна, каждый день в каталог фильтра добавляется по нескольку десятков тысяч URL", — сказал собеседник "МН". Правда, он признает, что эффективной блокировка вредных сайтов будет лишь в том случае, "если школы будут постоянно обновлять каталоги фильтра и усовершенствовать программное обеспечение".

Представитель Минобрнауки подчеркивает, что альтернативой нынешним фильтрам могла бы стать прямо противоположная стратегия, предусматривающая запрет доступа на все ресурсы всемирной сети за исключением нескольких десятков образовательных сайтов. "Но мы не идем не это, потому что это будет уже не интернет, а неизвестно что", — заявил чиновник.

Впрочем, некоторые директора школ, скрупулезно исполняющие предписания Минобрнауки, отмечают, что действующие фильтры блокируют не только "вредный" контент. "Мы только две недели назад поставили контент-фильтр Net-company (продукт компании "Мегаверсия", которая делала для Минобрнауки централизованный фильтр. — "МН"). Он фильтрует слишком многое, я не могу зайти на сайты, которые мне нужны и которые ничего общего с запретными темами не имеют", — рассказал "МН" директор столичного центра образования "Царицыно", член Общественной палаты Ефим Рачевский.

Любой контроль за сетевым контентом даже в самых благих целях неэффективен, убежден Александр Верховский. "Конечно, хочется, чтобы доступ к самым ужасным сайтам был закрыт. Но ребенок проводит в школе не так много времени. Даже если полностью запретить доступ в сеть из школы, он зайдет в нее из дома или из интернет-кафе", — уверен директор "Совы".

Глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина также считает контент-блокираторы неэффективным инструментом контроля, поскольку "огромный массив вредных для детей сайтов действительно очень трудно профильтровать". "Фильтры постоянно устаревают, обновления требуется закупать постоянно, но это очень дорого. Российские школы не настолько богаты, чтобы позволить себе постоянные траты на программное обеспечение", — заявила "МН" Мизулина. Она считает, что в такой ситуации работникам прокуратуры не стоит так рьяно привлекать к ответственности директоров школ.

Сама депутат возлагает надежды на принятый недавно закон "О защите детей от вредной информации", который представители "Справедливой России" предлагают усовершенствовать, прописав в нем некие параметры виртуальной среды, которая должна быть создана государством для школьников. "Я и Сергей Миронов внесли в Госдуму поправки в этот закон. Они предполагают в том числе и создание "детского" интернета, который бы включал в себя образовательные, развлекательные и просветительские сайты, прошедшие специальный отбор", — отметила Мизулина.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку JOIN.

всего: 4355 / сегодня: 1

Комментарии /18

13:3520-09-2011
 
Читатель
нужно просто сделать список "сайты, прошедшие специальный отбор" и туда только пускать школьников, чтобы они потеряли интерес к интернету и прочим вконтактам и шли лучше спортом занялись

13:4320-09-2011
 
интернет надо использовать с умом

13:5020-09-2011
 
я всегда задаю этот вопрос, и никогда не слышал ответа
КТО и за какие ЗАРПЛАТЫ и на каком ОБОРУДОВАНИИ и на каком СОФТЕ должен заниматься всем этим в школе???

13:5620-09-2011
 
.
Ну еще бы! Потому что в консурсах на разработку этих фильтров побеждает одна и та же контора. А потом она же побеждает в конкурсе на исправление этих фильтров. Причем - по завышенной цене. Другие конторы до тендера даже не допускаются. По всяким надуманным причинам.
Лучше бы предусмотрели ставку системного администратора. Один админ несколько школ обслужит легко. Разумеется, если это не школьник-студент, выучивший переустановку винды.

13:5920-09-2011
 
чилим
+1
Давно пора уже сисадмина в каждой школе иметь. А потом уже спрашивать.

14:3420-09-2011
 
Читатель
ща все админы свои места побрасают и ломанутся несколько школ за 7 тыс. вести

14:4920-09-2011
 
Да в школах маршрутизаторы с Wi-Fi запаролить некому.
А тут админа в каждую школу.
Факультативно, после работы, один админ, удалённо, из дома настраивает firewall, QoS, прикручивает фильтры к кальмару, etc... Один админ на 10-ть школ, но обязательно оформление на рабочее место. Вот только кому это надо???

15:1020-09-2011
 
14:49
твоя готовность, не зная технических деталей, тут же выдать на-гора сырое решение проблемы как раз выдает в тебе школьника-студента, услугами которых лучше не пользоваться :)

15:3120-09-2011
 
15:10 Ты с дуба рухнул?
Где я обозначил СВОЮ готовность. Давай за меня додумывать не будем. Да и не надо из себя бабушку Вангу корчить. Ещё раз последнюю фразу опуса от 14:49 перечитай, чтобы не делать сокопалительных выводов, не дойдёт, ещё раз перечитай.

15:3820-09-2011
 
перечитал
"Факультативно, после работы, ... удалённо, из дома" - никому кроме пытливого школьника эта бодяга не нужна,
ибо работающие люди дома занимаются домашними делами

15:4220-09-2011
 
Читатель
в 15:10 имеется в виду твоя готовность ВЫДАТЬ РЕШЕНИЕ проблемы, а не готовность "факультативить" из дома по вечерам

15:4920-09-2011
 
15:38
Ты уверен что это последняя фраза?

15:42 И ещё, я не выдавал решение проблемы. Укладку извилин в черепной коробке поменять не желаете?

17:0520-09-2011
 
Да щас почти у каждогошкольника дома есть инет без всяких фильтров!
и что интересно - дома будут смотреть !

18:4820-09-2011
 
17:05 Как что? Прон конечно.
Ну это в случае если папа не настроит маршрутизатор.

19:0720-09-2011
 
Читатель
В нашей гимназии инженером по обслуживанию ТСО был оформлен муж директрисы. Мы ржали по поводу главного ТСО и его обслуживателя. Не учителю же информатики эти деньги отдавать! Все в семью.

19:4120-09-2011
 
Хватит ржать, одминчеги разнокалиберные
Вы мне лучше по делу скажите, а ЗАЧЕМ в школе доступ в инет для учеников? Вот такой вот простецкий вопрос. Научить использовать поисковые запросы разве что? Так тогда они тем более найдут и порнуху с наркотой и в целом эту самую злобную эсктремизьму

20:0920-09-2011
 
для 19:41
Например через инет можно в библиотеку попасть w w w .nbmgu.ru/nbmgu
Или картинную галерею w w w .smb.museum/smb/sammlungen/details.php?objID=5&lang=en
Некоторые вещи школярам легче показать, чем "на пальцах" объяснять.

А поисковые запросы, содержащие определённые словоформы, можно блокировать, это не сложно. Надо только знать и уметь.

23:2920-09-2011
 
А что плохого в порнографии во время учебы
Да если бы в наши времена можно было по порносайтам лазить во время уроков , то мы бы школу не прогуливали

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире