Вслед за китайцами в Россию могут хлынуть и индийцы

Вслед за китайцами в Россию могут хлынуть и индийцы

В стране и миреВ стране
За последние 10 лет население Индии увеличилось на 181 млн человек и, согласно переписи 2010 года, составляет 1 млрд 210 млн человек, не дотягивая «лишь» 131 млн до мирового лидера – КНР.

Впрочем, темпы роста населения в стране за этот период снизились в сравнении с последним десятилетием XX века и составили 17,6 % - вместо 21,5%. Демографическая политика индийского руководства, при всех ее издержках, все же дает свои плоды. Тем более что Индия стала первой страной в мире, озадачившейся проблемой перенаселения: первая пятилетняя правительственная программа действий в этом  направлении была принята в далеком 1951 году. Затем подобные пятилетки превратились в постоянный фактор национальной политики.

Надо сказать, что Индия отличалась хорошим и регулярным учетом населения еще с колониальных времен. «Первая перепись населения состоялась в 1872 году, вторая – в 1881-м, так и пошло», - рассказал КМ.RU профессор Делийского университета Арун Моханти. В 1900-1950-х годах население Индии увеличилось примерно в полтора раза. Как абсолютный, так и относительный прирост в отдельные десятилетия был довольно значителен, но в целом не превышал 4,5 млн человек, или 1,5% в год. Все изменилось во второй половине прошлого века, когда в стране заговорили о начале демографического взрыва.

«Массовые вакцинации, применение антибиотиков для борьбы с инфекционными и паразитарными заболеваниями стали не только важнейшими инструментами, останавливавшими безумные эпидемии самых разных болезней, включая такие страшные напасти, как оспа, чума и холера, но и привели к резкому сокращению смертности, - подчеркивает профессор Моханти. – Сама Индия стала одним из крупнейших мировых производителей и экспортеров фармацевтической продукции. При том, что индийская кухня, например, считается наиболее подходящей для больных сахарным диабетом, и это заболевание у нас очень распространено, в борьбе с ним тоже удалось многого достичь».

В стране произошло серьезное снижение показателя смертности: с 27,4% в 1951 г. до 8,9% в 2000 г. Одновременно выросла средняя продолжительность жизни как у мужчин, так и у женщин – с 32-х до 62-х лет. Что касается показателей рождаемости, то они, хотя и снизились с 27,4% в 1951 до 8,9%  в 2000-м, все же остаются довольно высокими.

Политика планирования семьи в Индии предусматривает различные медицинские, пропагандистские, административно-правовые меры. Во всех штатах действуют тысячи центров семейного планирования, занимающихся преимущественно его координационно-административными и биомедицинскими аспектами. Новые методы контрацепции, применение внутриматочных противозачаточных средств, довольно несложных операций по стерилизации, соответствующие денежные вознаграждения – все это в поле их деятельности.

Демографическая политика, ориентированная на переход от традиционной многодетной к двух-трехдетной семье, стартовала под лозунгами: «Малая семья — счастливая семья!», «Два или три ребенка — достаточно!», «Повремени заводить второго ребенка, а после третьего остановись!» и т. д.

При этом средства контроля за рождаемостью оставались традиционными и заключались либо в стерилизации, либо в предупреждении беременности. По словам Аруна Моханти, добровольная стерилизация активно поощрялась властями: согласившийся на нее мужчина мог получить денежную премию или какой-нибудь приз, скажем, транзисторный радиоприемник. Но в апреле 1976 года в стране была принята новая, гораздо более жесткая программа планирования семьи, в которой основная роль отводилась уже принудительной стерилизации мужчин (численность которых в Индии намного больше численности женщин). По выражению тогдашнего премьер-министра Индиры Ганди, «некоторыми привилегиями личности можно пренебречь во имя человеческих прав нации: права на жизнь, права на прогресс». Тогда стерилизации подверглись мужчины, имевшие двух и более детей. Однако Индия  - страна демократическая и, как отметила в интервью КМ.RU руководитель Центра индийских исследований Института востоковедения РАН Татьяна Шаумян, именно в результате подобных новаций Индийский национальный конгресс во главе с Индирой Ганди впервые потерпел поражение на выборах. Вернувшись к власти в 1980 году, активисты Конгресса стали действовать гораздо осторожнее. По словам Татьяны Шаумян, Ганди тогда настроила против себя в первую очередь религиозные круги – как индуистские (убежденные индуисты, как известно, категорически отрицают насилие над личностью), так и исламские.

На сегодня в стране реализуется Национальная программа демографической политики, принятая в 2000 году. Поощрение местных правительств, которые наилучшим образом справляются с задачей снижения рождаемости, распространение нормы малой семьи, снижение общего коэффициента рождаемости, а также распространение грамотности – вот основные параметры этой программы.

Предусматривается и денежное вознаграждение родителям в размере 500 рупий (примерно 11 долларов США – для миллионов индийцев это солидная сумма) за рождение девочки, но при жестком условии, что это первый или второй ребенок. Ведь в Индии, как и в Китае, налицо гендерный дисбаланс. Так, среди детей младше 6 лет девочек на 7,1 млн меньше, чем мальчиков. Издавна рождение мальчика считалось гораздо предпочтительнее, так как он сохранит фамилию клана. В то время как девочка – обуза для семьи. Согласно традициям, в момент замужества дочери родители обязаны обеспечить ее приданым. Кроме того, выйдя замуж, девушка покидает отчий дом и, как и в Китае, не может заботиться о родителях, когда те постареют. По рассказам «простых» индусов, многие женщины обращаются в частные клиники и, если узнают, что вынашивают девочку, то убивают плод, хотя подобные операции законодательно запрещены. Как запрещено и узнавать по УЗИ пол вынашиваемого ребенка. Кроме того, определенную роль в настроениях общества против рождения девочек сыграла сама кампания по уменьшению числа детей в семьях. Социальное исследование, проведенное недавно в округе Джхаджар, где на 1 тыс. мальчиков приходится 774 девочки (весьма высокий показатель демографического дисбаланса), показало, что из-за нехватки невест женихам приходится уезжать в другие части страны с иными обычаями, диалектами речи, вкусами и т. д.

По 500 рупий получают и те матери, которые впервые рожают ребенка, достигнув 19-летнего возраста. А вот семьям (находящимся за чертой бедности и имеющим не более двоих детей), в которых один из супругов прошел процедуру добровольной стерилизации, выплачивается уже по 5 тыс. рупий (110 долларов).

Санкции против уклонистов от национальной программы - довольно суровые. Среди них и закон, в соответствии с которым третий и последующие дети в семье не имеют доступа к бесплатному образованию (другое дело, насколько он соблюдается в провинции). В качестве примера можно привести также довольно экзотический для европейцев закон, действующий на территории штатов Раджастхан, Пенджаб и Харьяна, в соответствии с которым женщины-депутаты, родившие третьего ребенка, изгоняются из местных парламентов и других представительных органов власти. Не остались забытыми и старые методы: в некоторых штатах до сих пор сохранились проекты «плановых стерилизаций», хотя правозащитные и религиозные организации всячески пытаются положить этому конец.

Меньшие, по сравнению с Китаем, успехи демографической политики в первую очередь объясняются социально-экономическими факторами. Во-первых, крайней нищетой – даже по китайским меркам - значительной части населения Индии. Во-вторых, низким образовательным уровнем населения. Хотя грамотность поднялась с 18% в 1951 г. до 65% в 2000-м, все же у мужчин она и ныне составляет 76%, а у женщин — 54%. Характерно, что штат Керала, имеющий самый высокий в стране уровень грамотности населения (91%), отличается и самыми низкими темпами рождаемости.

Как подчеркивает Татьяна Шаумян, во всем этом большую роль играют догматы индуизма, с которыми связана тысячелетняя традиция ранних браков, а также разного рода семейных обрядов. Следует учитывать также демократичность индийского политического режима, обязывающую правительство применять в демографической политике добровольные меры и использовать позитивные стимулы, которые часто требуют больших затрат. Чем Индия существенно отличается от авторитарного Китая. 

В любом случае, насколько результативной окажется нынешняя индийская демографическая политика, судить трудно. По прогнозам ООН, сделанным в конце 1990-х годов, численность населения страны к 2025 году может составить 1 млрд 330 млн, а к 2050 году — 1 млрд 535 млн человек. И тогда республика по этому показателю обгонит Китай.

Напомним, что в отношении к Индии абсолютные цифры просто впечатляют. Статистика свидетельствует о том, что в 1970-80-е годы ежегодный абсолютный прирост населения в стране достигал 16-17 млн человек. Значит, за каждые сутки оно возрастало на 46-47 тыс. человек, а за каждый час — примерно на 1900 человек! В мае 2000 года здесь торжественно отметили знаменательное событие — рождение миллиардного гражданина Индии; им оказалась девочка, которую назвали Аста, что в переводе с хинди означает «вера». Тогда Индия стала второй после Китая страной в мире, перешагнувшей рубеж в 1 млрд жителей.

Отметим также, что демографическая проблема толкает индийцев на массовую миграцию. Только в США проживают 2 млн выходцев из Страны махараджей, причем это, как правило, представители среднего класса. Миллионы бедняков в поисках заработка мигрируют в страны Персидского залива. Интересно, что, как рассказала Татьяна Шаумян, в августе этого года на севере Италии, недалеко от Милана, открылся крупнейший в Европе сикхский храм. Дело в том, что в этих краях обосновалась многотысячная сикхская община, в которой преобладают люди, занимающиеся сельскохозяйственным трудом.

В Москве и Дели все чаще раздаются голоса, что в условиях мирового продовольственного кризиса подобный опыт может перенять и Россия. Во время недавнего телемоста, проводившегося между двумя столицами, об этом говорил, например, эксперт московского Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Александр Апокин. По его мнению, «если в Индии кто-то сможет найти деньги и трудовые ресурсы для того, чтобы работать здесь, то это будет многообещающим развитием событий. Работы хватит для нескольких сотен миллионов человек». Ресурсы и желание, конечно, есть, но как заметила Татьяна Шаумян, проблемой для индийских крестьян могут стать холодные зимы, к которым те не приспособлены, и незнание русского языка. Хотя, по ее словам, в принципе, аналогичную схему давно применяют на российском Дальнем Востоке китайцы: «Они пользуются ситуацией, приносят с собой капитал, привозят людей и работают».

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку JOIN.

Комментарии /1

09:0525-10-2011
 
Читатель
А может российские холода предотвратят исход индийцев на территорию России? Здесь и наши бывает замерзают.

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире