Власть по-прежнему не готова отказаться от ЕГЭ

Власть по-прежнему не готова отказаться от ЕГЭ

В стране и миреВ стране
Глава Рособрнадзора вместо этого объявила об очередных нововведениях – «повышающих коэффициентах»

ЕГЭ – тема многогранная и бесконечная. Пик интереса к ней наблюдается во время сдачи экзамена, когда то там, то здесь задействованных в нем лиц ловят на мошенничестве. Громкие скандалы обычно ничем не заканчиваются. Так, пожурят немного виновных, могут даже отчислить из вуза прикидывавшихся школьниками студентов на пару-тройку месяцев, но потом восстанавливают, и все возвращается на круги своя. Мобильная связь как помогала школьникам сдавать экзамен, так и помогает, выпускники северокавказских школ с отличными оценками по русскому языку как делали по нескольку ошибок в одном слове, так и делают.

 На протестующую против самого факта ЕГЭ общественность власти стараются не обращать внимания и соглашаются лишь на косметические его изменения, да и то не сразу и далеко не во всем. Постепенно, впрочем, и им становится ясно, что отстранять вузы от возможности просеивать абитуриентов не совсем правильно. Признанием этого стало недавнее решение Рособрнадзора.

 На днях стало известно, что нынешних десятиклассников в 2013 году ждут очередные нововведения в правилах поступления в вузы. Глава Рособрнадзора Любовь Глебова сообщила о намерении внедрить повышающие коэффициенты для оценок ЕГЭ по профильным вузовским дисциплинам. Эксперты уже высказали опасения, что вузы могут начать манипулировать оценками абитуриентов.

 На итоговом заседании Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки в самом конце 2011 года г-жа Глебова рассказала об идее введения повышающих коэффициентов для экзаменов по профильным предметам. Вопрос, по сути, решен. «Это – уже сформированная потребность. Есть соответствующая позиция экспертов, и исследования подтверждают их правоту», – отметила она.

 Цель нововведения – повысить шансы на поступление для выпускников, имеющих отличные знания по профильным дисциплинам, но недотягивающих по остальным. Таким образом, технические вузы получат технарей, а гуманитарные – гуманитариев, и никто не станет занимать чужие места просто так. Это в идеале. «Мы уже оформляем соответствующий документ», – сообщила Глебова, добавив, что «его нужно будет со всех сторон рассмотреть и обсудить с экспертным сообществом».

 Эксперты в своих оценках нововведения разделились на три группы: «за», «против» и нейтральную. Так, ректору Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского, председателю Всероссийского педагогического собрания Валентине Ивановой идея с коэффициентами показалась настолько удачной, что она даже пожалела о ее реализации только через год, а не сейчас, сообщает Росбалт.

 «Прежде всего от этого выиграют инженерные вузы, – пояснила Иванова. – Дело в том, что министерство образования разрабатывает и внедряет рейтинги университетов по баллам ЕГЭ. И, конечно, в этом рейтинге гуманитарные вузы занимают первые места, а технологические, как наш, оказываются в хвосте. По физике, химии и биологии у ребят баллы обычно ниже. Получается, что на технические специальности и в инженерные вузы поступают слабые абитуриенты, хотя просто экзамены у них сложнее».

 Однако она против определения коэффициентов самими вузами. Рассчитывать их должны непосредственно в Рособрнадзоре – централизованно для всех вузов. «На мой взгляд, для обществознания нужно сделать понижающий коэффициент, для физики – повышающий, – добавила она. – Тогда гуманитарные специальности и их рейтинги не влияли бы на общий рейтинг университетов».

 Но о понижающих коэффициентах, вообще-то, г-жа Глебова не говорила ничего. Не придем ли мы к дискриминации школьных предметов по признаку важности в конкретных ситуациях, если пойдем этим путем?

 Противоположную точку зрения высказала директор Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина: «Либо все предметы нужны, и мы говорим о подготовке всесторонне развитых граждан, которые могут мыслить системно, либо мы вытаскиваем один профильный предмет и опять дискредитируем системность в образовании, его разносторонность и фундаментальность». Третьего, считает она, не дано.

 «Ведь почему, скажем, в советское время на технических специальностях ввели сочинение? – напомнила Абанкина. – А потому что стало понятно: ребята, которые ориентируются на технические вузы, перестали уделять какое бы то ни было внимание истории, культуре, литературе. Главное было – протащиться на троечку. Вся эта борьба между физиками и лириками приводила к однобокости в развитии, к гуманитарной несостоятельности многих выпускников технических вузов. Когда она стала слишком очевидной, ввели сочинение, ввели историю во многих вузах. Точно так же, как по многим гуманитарным специальностям (филологии, экономике, социологии) вводили обязательную математику».

 Система повышающих коэффициентов, полагает она, дает возможность вузам опять рулить поступлением абитуриентов почти как в прежние времена. «Могу привести пример. Похожая практика уже существовала в МГУ, когда один из предметов оценивался по десятибалльной шкале, а остальные – по пятибалльной. Факультет, который сам проверял профильный экзамен, имел возможность «утопить» любого человека и вытащить любого, кто сдал остальные предметы хотя бы на тройки».

 Конкретно это выглядело так: «У абитуриента на сочинении и по математике были тройки, но за профильный экзамен ему ставили 9 баллов. В сумме получалось 15, и он мог поступать. А были люди с четверками-пятерками, которым на факультетском экзамене ставили шестерку – те же 15 баллов». «На самом деле, – раскрыла карты Абанкина, – это – пример с факультета социологии: так там и было». Коэффициенты, уверена она, в точности повторят эту картину.

 Первый проректор Российского университета дружбы народов Александр Ефремов «абсолютно убежден в том, что вузы заинтересованы в приеме наиболее подготовленных студентов. Очень заинтересованы. Я как проректор по учебной работе озадачен и озабочен проблемой отчисления ребят, которые приходят к нам с хорошими результатами ЕГЭ, но не тянут университетские программы». «Все-таки дать возможность вузам самим немного влиять на уровень отбора абитуриентов было бы совсем неплохо», – говорит он.

 «Несколько лет назад у нас уже было разрешено вводить коэффициенты по ряду дисциплин. Не думаю, что в результате этого вузы стали брать только тех, кого хотели, или кого было выгодно. Это не совсем так. В наш университет, скажем, поступило очень много студентов из регионов – с хорошими данными, с хорошими результатами. Сама по себе идея внедрения коэффициентов, как мне представляется, неплохая, но с ней нужно обращаться осторожно. Возможно, следует централизованно обозначить какие-то пределы для этих коэффициентов, чтобы предотвратить перегибы в вузах», – предложил Ефремов, добавив, что, так или иначе, любое нововведение ЕГЭ «в обязательном порядке требует предварительных проб».

 «В РУДН мы, прежде чем объявлять по всему университету глобальную инновационную акцию, всегда начинаем с пилотного проекта на одном из факультетов или даже на одной из специальностей, – рассказал проектор университета. – Может, есть смысл пойти по этому пути и вначале опробовать систему коэффициентов на каком-либо регионе – Москве, например, или Санкт-Петербурге?».

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку JOIN.
Романов Александр
km.ru

всего: 1116 / сегодня: 1

Комментарии /0

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире