После 8 марта департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы намерен провести рейд, дабы проверить качество работы столичных контролеров и выявить возможные нарушения. Правозащитники обращают внимание на то, что проверками нельзя прикрыть брешь в административном законодательстве и должностных инструкциях для контролеров — следует ли считать нарушителями детей, которые не оплатили свой проезд.
Поводом для обращения правозащитных организаций к «детскому» вопросу послужил инцидент, имевший место некоторое время назад в Алтайском крае, но который мог произойти в любом другом регионе. Десятилетнему мальчику не хватило денег на билет, поэтому водитель с кондуктором приняли решение высадить его из автобуса, хотя инцидент произошел в день, когда в краевом центре — Барнауле были довольно сильные морозы. В пресс-службе следственного управления Следственного комитета России по Алтайскому краю «МН» сообщили, что в ходе доследственной проверки обнаружены признаки нарушения Уголовного кодекса по статье «Оставление в опасности». Водителю и кондуктору, выгнавшим ребенка на мороз, может грозить до трех месяцев лишения свободы. Однако с точки зрения регионального управления транспорта, прямых нарушений в действиях кондуктора и шофера автобуса не было — должностные инструкции кондукторов и контролеров не включают в себя прямой запрет на наказание за безбилетный проезд в отношении детей. Заметим, что это не первый подобный инцидент, произошедший в последние месяцы в Алтайском крае: в середине января другой водитель автобуса высадил одиннадцатилетнего мальчика в 35-градусный мороз на улицу, где уже стемнело. Ребенок оказался на безлюдной дороге, по которой ему самостоятельно надо было пройти около пяти километров.
«Это абсолютно неправомерные поступки», — прокомментировал председатель совета общественной организации «Правозащита XXI век» Симон Кагиян. Правозащитник уверен, что в ситуации, когда гражданские обязанности сталкиваются с должностными (в данном случае — с выполнением правил проезда), любой человек должен повести себя так, чтобы обеспечить безопасность детей. «Я считаю, что права ребенка всегда остаются первичными. Например, если учитель выгоняет из класса ученика, а тот уходит из школы и попадает под машину, то это находится на его ответственности, так же и здесь», — сообщил Кагиян.
Правозащитники, с одной стороны, и Министерство транспорта — с другой, обращают внимание на то, что на федеральном уровне не существует никакого свода инструкций для всех работников, следящих за порядком на общественном транспорте, куда можно было бы внести поправки. Причем эти работники называются везде по-разному: существуют и контролеры, и кондукторы, и контролеры-кондукторы. Как сообщили «МН» в пресс-службе Минтранса, правила для всех этих должностей находятся в ведении местных властей: «Инструкции принимаются на региональном уровне, как и пункты о поведении в тех ситуациях, когда правонарушителем является ребенок». Как отмечают в организации «Правозащита XXI век», в большинстве инструкций специальные указания на этот счет отсутствуют, а значит, в глазах контролеров дети приравниваются к обычным пассажирам, хотя по законодательству к ответственности не привлекаются лица, не достигшие 14 лет.
Проблему с произволом контролеров можно было бы решить, внеся в их инструкции отдельный пункт, регламентирующий поведение с детьми. «У них же позиция такая: все, что законом не запрещено, то разрешено», — заметила в беседе с корреспондентом «МН» юрист Общества защиты прав потребителей Мария Свиридова. С точки зрения юриста, требуется специальная норма в законе, которая напрямую запретит контролерам общаться с детьми или обяжет их составлять протокол, в который будут вноситься показания других пассажиров.
«В конфликтной ситуации следует обращаться к родителям, нельзя заставлять ребенка покидать транспортное средство или выписывать на него штраф», — рассказали «МН» в юридической поддержке портала Кодекса об административных правонарушениях. «Все, что могут сделать контролеры, — это позвонить родителям, в крайнем случае — вызвать полицию», — подтвердила юрист ОЗПП Мария Свиридова. По ее словам, контролер не имеет никаких оснований даже дотрагиваться до ребенка, не говоря уж о том, чтобы выпроваживать его из транспорта. К сожалению, дети в таких ситуациях теряются и не могут дать отпор взрослому человеку, который зачастую угрожает ребенку штрафом, физической расправой или вызовом полиции. «Среди контролеров вообще достаточно большое количество тех, кого к детям подпускать нельзя. А за последнее время в связи с более высокими штрафами ситуация усложнилась», — сообщила Мария Свиридова. Юрист отметила, что число злоупотреблений увеличилось в среде не только сотрудников общественного транспорта, но и полицейских: к примеру, в ситуациях с выездом на встречную полосу или с вождением в состоянии алкогольного опьянения.
Родителям пострадавших от действий контролера или кондуктора детей остается только добиваться возбуждения уголовного дела, хотя маловероятно, что это приведет к успеху. «Очень сложно предоставить доказательную базу: ребенок не может собрать свидетельские показания и вообще сориентироваться в ситуации», — выразила «МН» Мария Свиридова сомнение в том, насколько эффективно обращение в суд.
Комментарии /4
проба
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: