По величию и важности совершавшихся событий каждый день Страстной седмицы именуется святым и великим. Эти освященные дни воспринимаются верующими как Божественный праздник, озаренный радостным сознанием полученного спасения через страдания и смерть Спасителя. Поэтому в эти святые дни не совершаются ни памяти святых, ни поминовения усопших, ни молебные пения. Как во все большие праздники, Церковь и в эти дни призывает верующих принять духовное участие в совершаемых богослужениях и стать причастниками священных воспоминаний.
С апостольских времен дни Страстной седмицы были в глубоком почитании у христиан. Верующие проводили Страстную седмицу в строжайшем воздержании, усердной молитве, в подвигах добродетели и милосердия. Все службы Страстной седмицы, отличающиеся глубиной благочестивых переживаний, созерцаний, особой умилительностью и продолжительностью, расположены так, что в них живо и постепенно воспроизводятся история страданий Спасителя, Его последние Божественные наставления.
В первые три дня Страстной седмицы Церковь готовит верующих к достойному созерцанию и сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя. В Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братьями в Египет, прообразовавшего страдания Спасителя.
Кроме того, в этот день вспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев, у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашел добрых плодов веры и благочестия, а только лицемерную тень Закона. Подобна бесплодной, засохшей смоковнице всякая душа, не приносящая плодов духовных — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.
В Великий вторник воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев, Его беседы и притчи, сказанные им в этот день в храме Иерусалимском: о дани кесарю, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о десяти девах и о талантах. В Великую среду воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился продать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима).
В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров, по заамвонной молитве, в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.
В четверг Страстной седмицы воспоминаются четыре важнейшие евангельские события, совершившиеся в этот день: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды.
День Великого пятка посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы поставляет нас у подножия Креста Христова и пред нашим благоговейным и трепетным взором изображает спасительные страдания Господа. На утрени Великого пятка (обычно она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Завета Святых Страстей. В конце вечерни Великой пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой с изображением положения Его во горб, после чего бывает чтение канона о распятии Господа и на плач Пресвятой Богородицы, затем следует отпуст вечернего богослужения и совершается прикладывание к Плащанице.
В Великую субботу Церковь вспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай. Богослужения в этот день начинаются с раннего утра и продолжаются до конца дня, так что последние субботние песни, так называемой, пасхальной полуночницы, сливаются с началом торжественных пасхальных песнопений на пасхальной заутрени.
Из «Настольной книги священнослужителя»
Комментарии /14
Можно подумать, в других странах (с другими религиями) в ранние, средние да и нынешние времена все прям так зашибись (было).
И гуманизм, и просвещение, и демократия выросли на христианской почве, хоть как вы к этому относитесь Да, многое черпали из древнегреческой философии, но возродили и трансформировали это люди, поколения, выросшие в Европе, в христианской Европе (ну, и США).
Но самое главное влияние Церкви относится к области просвещения и воспитания
Вера и Культ требовали грамотности и таланта в широких общенародных масштабах. Школа, книжное дело и наука были столетиями почти исключительно Церковными. И все литературное творчество или было прямо церковным или проникнуто церковным духом. Архитектура, живопись и хоровое пение воплотились в памятниках чисто церковных.
Мировой вершиной достижений в этой сфере является наша древне-русская икона.
Душа нашего русского народа в его лучших представителях пропиталась главными стихиями православия: аскетизмом, смирением, сострадательным братолюбием и эсхатологической мечтой о праведном, сияющем умной красотой граде Божием.
Вера и Культ требовали грамотности и таланта в широких общенародных масштабах. Школа, книжное дело и наука были столетиями почти исключительно Церковными. И все литературное творчество или было прямо церковным или проникнуто церковным дух
"Школа, книжное дело и наука были столетиями почти исключительно Церковными. И все литературное творчество или было прямо церковным или проникнуто церковным духом". И тут не очень далеко от истины. Монополия на мысли, отсутствие какой-либо свободы мысли - просто мечта религии. Когда в Европе уже был Шекспир, на Руси все еще выше летописей не создали.
В Германии во времена Гитлера тоже много чего хорошего создали, но почему-то немцы не очень любят гордиться тем периодом.
И только в России, с упорством маньяков, стремятся свою "неприглядную" историю затопать и солью засыпать, словно ничего и не было, "мы самые ужасные, зверские и дремучие, ужас-ужас, как жить дальше!" При этом, плохо зная и саму историю родной страны, и ее мрачные (или таковыми кажущиеся) страницы в частности. Вот уж, действительно, Иваны, родства не помнящие!
"История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков." В. Ключевский.
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: