Дон Жуан. Мужчина, которого мы можем встретить где угодно, когда угодно, во сколько угодно, и даже столько раз, сколько нам «посчастливится». Ни мужчина, ни женщина после знакомства с ним не останется в добром расположении духа – чувство обмана не позволит быть спокойным.
Всем известно, что Дон Жуан уж очень сильно любил женщин. И в пьесе так и говорится, что неважно ему было, известная барышня она или крестьянка, никем не побрезгует.
Мы в двадцать первом веке пришли посмотреть на Дон Жуана из семнадцатого века, которого придумал Жан-Батист Мольер, а поставил на сцене Новокузнецкого драматического театра Роман Феодори. То ли от большой любви к искусству, то ли из-за одного названия предполагающего любовь и слезы – в зале драматического театра в день премьеры, 3 мая было не протолкнуться.
Начало спектакля оказалось каким-то незаметным – никакой громкой музыки, никаких выходов актеров в пышных нарядах с танцами или громкими монологами. На сцене появились участники пьесы… и вместе с ними продолжали расставлять декорации. Затем появились дети, которые, видимо, проходили обряд крещения.
Того, кто читал пьесу, сразу заинтересует такое начало. Мольер этого не писал, здесь поработала рука художника-режиссера. Сразу возникает вопрос, почему и для чего? Вообще эти вопросы появляются очень часто по ходу спектакля. Огромный плацдарм для размышления.
К примеру, песок. Мне, как зрителю, подумалось, что песок – это слова, которые не имеют значения, которые утекают сквозь пальцы. Ведь сыпали его старательно именно тогда, когда говорил Дон Жуан или его отец. А между тем их слова либо были далеки от истины, либо не производили нужного впечатления. Сам же режиссер в обсуждении спектакля после премьеры сказал: «Здесь каждый может увидеть свое. Мы задумали, что это пыль, которую пускают в глаза. Двуличие».
Ах да! А сам-то песок, откуда взялся на сцене? А тут декорации своеобразные. Мне по дороге в театр думалось, что на актерах будут костюмы эпохи, в которой жил Мольер, декорации в том же стиле. А все оказалось очень даже современным.
Главным атрибутом все же был крест. Он весь спектакль висел над актерами. К примеру, самая яркая сцена, которая показывает всю сущность Дон Жуана, этого безбожника, когда он встречает в лесу нищего. Красный, именно красный, закат и Андрей Ковзель впечатляюще сыграл нищего. Это был не просто бедняк, актер передал физическое уродство (чего, конечно, в пьесе Мольера не прописано). Он молился за всех, кто подавал ему. Дон Жуан рассмеялся, кричал: «Богохульствуй! Богохульствуй!», давил бедняка крестом. А взамен даст ему золотую монету, из простого человеколюбия.
Нищий даже за деньги не согласился, а вместо этого встал, выпрямился, никаких физических уродств уже не изображал. Видимо этим движением режиссер хотел показать души людей – бедняка и Дон Жуана.
У Мольера в пьесе нет слов, указывающих не определенную религию – всего просто небо. Вот над этим небом и насмехался Дон Жуан. Не понимал он, как может что-то сверху взять и наказать его. Когда даже нищий молится днями и ночами, а остается голодным. И, кстати, высказывания его нельзя назвать бессмысленными или нелогичными, просто они сильно отличались от мыслей окружающих людей. А последние не постеснялись и постарались ему навязать их.
Кстати, закончился спектакль так же как и начался - незаметно: Дон Жуан мечется по сцене, уже не в разуме. А вокруг убирают декорации.
А образ Дон Жуана (его сыграл Евгений Лапшин) вызывал спорные чувства. Вот понятно, что нехороший он (так и тянет обозвать его всякими зоометафорами), а что-то привлекательное есть. Слушаешь – говорит ужасные вещи, смотришь, а взгляд не отрывается. В нем постоянно проявлялось что-то демоническое. Очень интересно было увидеть актера в жизни, а не в роли, что нам и удалось после премьеры. Ни грамма Дон Жуана. Дело мастера боится.
Самой сути и задумки Мольера не нарушили, пару актов убрали, но логики пьесы не изменили. «Если бога нет, значит все дозволено. Нет правил, и я живу, как хочется мне» - так и отметил суть своей постановки режиссер.
Комментарии /15
так ещё и крест с религией умудрилось местное "режиссёро" запихнуть в шпектакль.. ндааа..
Вот как раз режиссёр был не местный, а из Санкт-Петербурга, посмотрите для начала спектакль, а потом высказывайтесь.
Вот как раз режиссёр был не местный, а из Санкт-Петербурга, посмотрите для начала спектакль, а потом высказывайтесь.
так ещё и крест с религией умудрилось местное "режиссёро" запихнуть в шпектакль.. ндааа..
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: