Тайна за семью печатями

Тайна за семью печатями

Местные новостиЖизнь
Пожилой новокузнечанин, в детстве усыновленный приемными родителями, хочет узнать историю своей настоящей семьи. Но закон не позволяет.

“Я, Бычков Виктор Николаевич, 1945 года рождения, пенсионер, ветеран труда РФ, инвалид III группы. В 1949 году был усыновлен Бычковым Николаем Ивановичем, 1908 года рождения, и Бычковой Прасковьей Никаноровной, 1908 года рождения. Как я слышал в детстве о настоящих моих родителях, мать сильно болела, а отец погиб в автокатастрофе. Мать лежала в больнице, поэтому она дала согласие на усыновление. Приемные родители, так ничего и не рассказав, умерли: мать, Прасковья Никаноровна, - в 1968 году, а отец, Николай Иванович, - в 1973-м.

22 июня 2012 года я обратился в Объединенный архив с просьбой о выдаче архивных данных о моих генетических родителях - их фамилии, имена. Свою нынешнюю фамилию я менять не собирался. Документы эти нашли в архиве, но предложили обратиться в суд, так и не выдав никакой справки.

При этом руководитель архива Т.И. Дружинина сослалась на Семейный кодекс (ст. 139) и Федеральный закон “Об актах гражданского состояния” (ст. 47). Согласно этим статьям, работники загса не вправе выдать эти данные без согласия усыновителя. В моей же ситуации мои приемные родители (усыновители) давно умерли. Работники загса предложили мне написать куда захочу, считая себя правыми. Вот я и написал, кроме редакции “Кузнецкого рабочего”, еще в областное Управление архива, приемную губернатора, районный суд, на телевидение. Внуки обещали зайти в Интернет. Так что очень надеюсь, что хоть кто-нибудь откликнется и поможет...”

К сожалению, действующее на сей момент законодательство ничем Виктору Николаевичу помочь не может. Статья 47 Закона “Об актах гражданского состояния” говорит: “1. Тайна усыновления охраняется законом. 2. Работники органов записи актов гражданского состояния не вправе без согласия усыновителей (усыновителя) сообщать какие-либо сведения об усыновлении и выдавать документы, из содержания которых видно, что усыновители (усыновитель) не являются родителями (одним из родителей) усыновленного ребенка”.

Статья 139 Семейного кодекса РФ гласит: “1. Тайна усыновления ребенка охраняется законом. Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка. 2. Лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке”.

А “в установленном законом порядке” - значит в соответствии с Уголовным кодексом (ст. 155): “Разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового”. Так что сотрудникам архива есть чего опасаться, отказывая в выдаче необходимых сведений.

Но ситуации бывают разные. В случае Виктора Николаевича тайна его усыновления уже давно перестала быть тайной. Да и самому усыновленному уже за 60 лет, и сведения о его происхождении вряд ли могут серьезно повлиять на его далеко не детскую психику. Человек просто хочет узнать историю своей семьи. Стремление вполне законное и похвальное. Так почему государство чинит препятствия?

“В законодательстве действительно есть пробелы, не учитывающие ситуации, подобные той, в которой оказался Виктор Николаевич, - прокомментировала этот случай руководитель Объединенного архива (загс) города Новокузнецка Татьяна Дружинина. - Никаких других инструкций, положений, подсказывающих, как поступить, если усыновителей нет в живых, нет. В то же время ответственность за разглашение сведений предусмотрена без всяких исключений”. Больше того, даже если Виктор Николаевич обратится в судебные органы, нет никакой уверенности, что суд постановит предоставить ему информацию о родителях. Ведь в суде будут апеллировать опять же к Семейному кодексу и Закону “Об актах гражданского состояния”. Кроме того, статьи, предусматривающие отмену усыновления, тоже ни полсловом не упоминают о тех случаях, когда усыновители скончались. Зато есть статья, по которой отмена усыновления ребенка, достигшего совершеннолетия, не допускается - кроме тех случаев, когда есть взаимное согласие на это со стороны усыновителей, родителей и самого усыновленного. Похоже, закон прямо-таки предписывает усыновителям жить вечно!

Помощь нашему читателю могут оказать депутаты, если выйдут с законодательной инициативой- внести изменения в Семейный кодекс и прочие законодательные акты, расширив таким образом права усыновленных, вышедших из детского возраста. Правда, ждать результата в виде изменений в закон, чтобы получить необходимые сведения, Виктору Николаевичу придется долго...

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку JOIN.
Ольга Осипова
Кузнецкий рабочий

Комментарии /7

09:2216-07-2012
 
Читатель
нда уж...

13:3016-07-2012
 
Имяй
Бычков про

14:0716-07-2012
 
Ну почему же!
"Разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя" именно вопреки воле усыновителя. Но если волю усыновителя узнать нельзя и свой протест он не заявит, то, следовательно, нет никакого нарушения этой само воли.
С другой стороны можно попробовать и другой вариант: он наследник, он принимает на себя все обязательства своих родителей (усыновителей). Почему он, как правопреемник не может дать такого согласия?

15:2116-07-2012
 
Читатель
Жди меня...

19:5516-07-2012
 
gelievna
Шансы на положительное решение суда вполне реальные.
В том же Семейном кодексе есть статья 54:
2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право ЗНАТЬ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

И в международной конвенции о правах ребенка говорится также.

Уже несколько лет ведутся обсуждения возможности отмены запрета усыновленным на получение информации о себе без согласия усыновителей.
Чем больше будет обращений в органы власти с запросами об изменении этой нормы закона, тем быстрее это произойдет.
Пусть у Виктора Николаевича все получится.

Варианты писем от усыновленных в органы власти с просьбой изменить закон: usynovlen.livejournal.com/36344.html

09:1617-07-2012
 
noname
Да просто у нас в загсах и прочих органах, как и везде, много безголовых...

20:5119-07-2012
 
Читатель
деду заняться нечем

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



Местные новости