Случай: поскольку жизнь столкнула меня с необходимостью мало-мальски разбираться в антимонопольном законодательстве и законодательстве о рекламе, я немного удивилась, когда в конце июля заметила, что ничего не поменялось на фасадах пивных магазинчиков рядом с домом (а их целых 3!) – на них красовалась реклама разных сортов пива. Не удержалась и поинтересовалась у продавца, будут ли что-нибудь менять в связи с изменениями в Законе о рекламе? На что был дан лаконичный ответ: «Первый раз о таких изменениях слышим. Ничего не знаем…».
Все мы с детства знакомы с тем утверждением, что незнание закона не освобождает от ответственности. Когда 1 июля 2012 года хмельной напиток, пользующийся особым спросом в летнее время, приравняли к алкоголю, изменились и законные нормы для рекламы этого алкогольного продукта. Изменения вступили в силу 23 июля 2012 года. О них мы и поговорим с начальником отдела рекламы и недобросовестной конкуренции Кемеровского УФАС России Еленой Каминской.
А.Д.: Елена, для начала вопрос, как антимонопольное ведомство связано с рекламной сферой?
Е.К.: Это просто. Одним из направлений, в котором ведет работу Федеральная антимонопольная служба, является надзор за соблюдением законодательства «О рекламе». Говоря по-простому, ФАС (помимо надзора за «монополистами») следит и за конкурентами на разных рынках, за теми приемами, которыми пользуются хозяйствующие субъекты, чтобы привлечь к себе потребителей. А реклама, несомненно, один из таких приемов. В Кемеровском УФАС России таким надзором занимается отдел рекламы и недобросовестной конкуренции и, собственно, я, как начальник отдела.
А.Д.: Этим летом вступили в силу поправки в закон о рекламе, связанные с рекламой пива. Что должно измениться во внешнем облике города?
Е.К.: Что касается именно внешнего городского убранства, то в первую очередь реклама алкогольной продукции не должна размещаться на общественном транспорте, на наружных рекламных конструкциях и на расстоянии ближе чем сто метров от детских, образовательных, медицинских, военных, спортивных и культурных учреждений. Сюда относятся театры, цирки, музеи и так далее.
Еще хочу заметить, что изменения коснутся не только «городского пейзажа», но и печатных изданий, телевидения и радио.
А.Д.: Впечатление создается, что пространство для рекламы алкоголя Законом не отведено вовсе.
Е.К.: Это не так. Новая часть статьи 21 Закона «О рекламе» разрешает рекламу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта 5 и более процентов в печатных изданиях (но с некоторыми ограничениями), в стационарных торговых точках розничной продажи алкогольной продукции, в дегустационных залах таких торговых объектов и в сети «Интернет».
А.Д.: Вероятно, есть и дополнительные условия для рекламы алкоголя?
Е.К.: Я бы выделила два основных. Во-первых, реклама такой продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления алкоголя. Причем, такому предупреждению должно быть отведено не менее десяти процентов рекламной площади. И, во-вторых, проведение промо-акций и презентаций алкоголя теперь возможно только в специально отведенных для этого дегустационных залах магазинов.
При этом хочу еще раз напомнить организаторам таких акций, что привлекать к участию несовершеннолетних, а тем более предлагать им образцы запрещено!
А.Д.: Как практически повлияет на нашу жизнь изменение в законодательстве?
Е.К.: Будет меньше навязчивой рекламы алкоголя!
А.Д.: Можно сказать об изменениях в Кемерово уже сейчас?
Е.К.: Безусловно, можно! Реклама алкогольной продукции (в том числе пива) исчезла из теле и радио эфира. Добросовестные хозяйствующие субъекты сняли и наружную рекламу. В отношении «недобросовестных» уже возбуждены и будут рассмотрены дела.
А.Д.: Что последует, если факт нарушения будет признан?
Е.К.: В таком случае хозяйствующему субъекту предпишут устранить нарушение и будет возбуждено административное производство – а это штраф от 100 до 500 тысяч рублей на юридическое лицо.
А.Д.: Считаете, реакция жителей области и города будет положительной?
Е.К.: Считаю, да! До последнего времени обилие рекламы алкоголя в СМИ, в Интернете и на улице наводило только на пугающую мысль о том, что подрастающее поколение воспринимает такое положение вещей, как должное. И не будем заблуждаться насчет отсутствия пивного алкоголизма или хуже, подросткового. Но эту тему оставим медикам. Главное (что подтверждает статистика опроса с сайта Кемеровского УФАС России www.kemerovo.fas.gov.ru) большинство опрошенных нами считают, что рекламы алкоголя слишком много. А значит все, что мы делаем – не зря.
Вместо заключения, вернусь к «истокам» статьи. Торопясь на работу, пробегаю мимо пивных магазинов у дома и останавливаюсь у одного – настолько кардинально поменялся фасад здания. Никаких названий, марок и сортов. Узнать, всеми ли так соблюдаются нормы закона или нет – вот задача антимонопольщиков.
Мне вспомнились слова Елены Каминской, сказанные после интервью, о том, какой «фронт работ» предстоит охватить отделу рекламы Кемеровского УФАС России и захотелось пожелать нам всем (а особенно сотрудникам антимонопольного ведомства) удачи и терпения.
Комментарии /13
мультики и реклама КОРЕНЬ ЗЛА! юристы И ЗАКОНОтошнотворцы - в ШАХТУ марш РАБОТАТЬ
Вы пьете пиво в заведениях, где нет туалета? оО это где такое???
Фразу в принципе в бронзе как памятник взаимоисключающим параграфам отливать можно. nuff said. да, а что, немецкий закон о пиве втихую отменили или по каким-то другим причинам францисканер, ердингер и пауланер (уточню, что только про сорта пшеничного нефильтрованного, другие не пью) уже не те, что сотни лет назад? или в эту страну злобные буржуины какие-то особые их партии поставляют? что тогда вы считаете пивом, если не считаете им нынешний францисканер???
но упорно продолжают лакать это пойло литрами...
хотя если подумать, разве стоит ожидать от них разумного?... алкоголь разрушает мозги от каждой выпитой рюмки, стакана, бутылки лучше не становится с мозгами...
и чем дальше тем сложнее додуматься и сказать себе СТОП.... больше я не хочу разрушаться...
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: