Неэффективное государство

Неэффективное государство

В стране и миреЭкономика и финансы
Федеральный бюджет на протяжении последних лет исполняется как попало

Во вторник, 18 сентября президент Владимир Путин провел в Сочи совещание по проекту федерального бюджета на 2013-2015 годы. И сегодня же этот документ был опубликован на сайте Минфина. На совещании с президентом обсуждались вопросы бюджетного планирования, а также улучшение бюджетной дисциплины и повышение эффективности расходования средств.

Однако, судя по итогам проверки Счетной палатой отчета Минфина об исполнении бюджета 2011 года, последний был исполнен как придется. Министерства и ведомства тратили деньги, не ограничивая себя критериями бюджетной эффективности. Общая сумма выявленных СП нарушений при исполнении бюджета за прошлый год составила 137,1 млрд. рублей, и еще 26 млрд. были использованы неэффективно.

Как констатируют аналитики агентства "Финмаркет", государственные деньги тратились не туда, куда было запланировано, но главные претензии аудиторов вызвало непонятное движение триллионов бюджетных средств из одной расходной статьи в другую.

В связи с этим встает вопрос: может ли правительство вести адекватное трехлетнее планирование, если оно не способно определить потребности российской экономики даже на один год?

Как сообщал ранее министр финансов Антон Силуанов, федеральный бюджет на 2013-2015 годы будет рассчитываться по новому "бюджетному правилу" – исходя из цен на нефть в 92, 93 и 94 доллара за баррель соответственно. По замыслу чиновников, это позволит "минимизировать зависимость бюджетной системы от волатильности цен на углеводороды".

Однако цены на нефть уже давно являются спекулятивными, и прогнозировать их не то что на три года, но даже на несколько месяцев вперед ни один серьезный эксперт не берется. Доказательством тому стали последние события на мировом нефтяном рынке. Поздно вечером в понедельник на Нью-Йоркской товарной бирже нефтяные котировки обвалились сразу на 3 доллара меньше чем за минуту.

Так как же чиновники, исходя из них, намерены строить бюджетную политику на три года?

Правительство так и не разработало механизмы ответственности за нарушение бюджетного законодательства

"Цена нефти спекулятивная – даже самого актива, не говоря уже о фьючерсе, который, по определению, представляет из себя спекулятивный инструмент, – подтверждает частный управляющий активами Юрий Чеботарев. – Мало того, они строят бюджет по цене российской смеси Brent, которая полностью спекулятивная. Если сорт WTI хоть как-то привязан к ценам отгрузки нефти в портах, то Brent нет".

Но вернемся к бюджету-2011. Согласно заключению СП, в прошлом году правительству так и не удалось разработать механизмы ответственности за нарушение бюджетного законодательства, а также сократить федеральные льготы и изъятия, бьющие по карману регионов и муниципалитетов. В итоге региональные и муниципальные власти могут распоряжаться лишь 12,9 % своей налоговой базы, 83 % налоговых поступлений им обеспечивают федеральные налоги.

Кстати, с налогами дела обстоят тоже не лучшим образом: общая сумма задолженности по налогам и страховым платежам на 1 января 2012 года достигла 1,1 трлн. рублей, или 10,4 % доходной части бюджета. Только по НДС на импортные товары недобор составил 18,6 млрд. рублей. Такие беспрецедентные задолженности говорят о том, что Минфин, надеясь на поступления нефтедолларов на фоне дорожающей нефти, не позаботился о пополнении доходной базы бюджета за счет сбора налогов и платежей.

Как выяснили аудиторы СП, еще хуже дела обстоят с планированием. Сумма всех изменений цели финансирования по сравнению с записанной в бюджете составила 1,8 трлн. рублей, или 16,5 % всех кассовых расходов бюджета. Больше всех "промахнулось" с назначением средств Росимущество – перебросы на другие статьи составили почти 90 % выделенного ведомству финансирования.

"Это говорит о том, что правительство имеет слабое представление, на что реально потребуются деньги, – констатирует гендиректор Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Степан Сулакшин. – Кстати, что касается переадресации почти всех расходов на другие бюджетные статьи, как в случае с Росимуществом, раньше это квалифицировалось как финансовое преступление. Сейчас же стало обычным делом, за которым, я уверен, не последует никаких санкций".

Но еще и бюджетополучатели не расходуют средства, а увеличивают их остатки на своих счетах. В прошлом году, как подсчитали аудиторы, остатки средств на счетах федеральных бюджетополучателей резко подскочили – почти в четыре раза, и к концу года они достигли 2 трлн. рублей. Причем, 160 млрд. рублей из них так и не были перечислены обратно в бюджет в определенные законодательством сроки.

"В связи с этим хочется вспомнить замечательное изобретение главы госкорпорации "Роснанотехнологии" Анатолия Чубайса, когда он перекачивал бюджетные средства в "Роснано", с последующей их "приватизацией", – говорит Сулакшин. – Изобретение называется "временно свободные средства на счетах бюджетополучателей", которые прокручиваются в рыночном финансовом режиме, принося доходы распорядителям, и в конце года возвращаются государству, не решая задачи, на которые они выделялись".

Бюджетополучатели не расходуют средства, а увеличивают их остатки на своих счетах

Между тем, и сам Минфин традиционно откладывает значительную часть бюджетных расходов на конец года. В декабре 2011 года было израсходовано 2,1 трлн. рублей – такого огромного "бюджетного навеса" не наблюдалось в последние одиннадцать лет. Как подсчитали аудиторы, две трети выделенных на год средств Росграница, Минкомсвязи и Курчатовский институт потратили только в четвертом квартале, а Росимущество на три последних месяца года умудрилось отложить почти 90 % выделенных ему средств.

"Напомню, что это в основном расходы на госзакупки, НИОКР и инвестиционные вложения, и причины такого использования средств бюджета кроются в том, что таким образом государственные деньги уводятся по карманам чиновников и связанных с ними фирм, – поясняет Сулакшин. – Например, за последние пару месяцев года никакие НИОКР сделать невозможно, но вполне можно имитировать их с помощью специально созданных фирм, производящих лишь бумажные отчеты о работах, и при этом делящих бюджетную оплату с чиновниками, которые заказывают эту "музыку". Этот несложный механизм достиг гигантских масштабов: речь идет о разворовывании миллиардов бюджетных рублей. Объемы откатов чиновникам при этом достигают от 50 % до 90 % – в зависимости от суммы выделяемых госсредств. Фактически мы имеем в России вполне сформировавшийся "бизнес на госрасходах", но при этом нет ни одного прецедента раскрытия и уголовного наказания его участников".

Впрочем, откаты существуют и при исполнении других расходных статей бюджета. Механизм таков: заканчивается год, оплата задерживается, а исполнителю кровь из носу нужны эти госсредства, чтобы завершить работы по контракту, и он готов на все. Тогда ему предлагают "откатить" часть средств, в обмен на их срочную выплату. По словам эксперта, такая несложная технология чиновников родилась еще в 90-е годы, но в 2000-е она достигла невероятных масштабов, и стала характерной особенностью российского государственного устройства.

В недавно опубликованном рейтинге Всемирного экономического форума Россия заняла 133 позицию из 144 по уровню развития управления экономикой. И причина этого кроется, в первую очередь, в неэффективном управлении бюджетом.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку JOIN.
Олег ГЛАДУНОВ
novopol.ru

Комментарии /3

09:0421-09-2012
 
Читатель
Ну и че теперь делать??????????? Кто умный ответит????????

19:2923-09-2012
 
Читатель
А что тут ответишь? Система))))))

09:3410-10-2012
 
Читатель
и после этого у нас большое недофинансирование. будем у трудяг забирать. это они виноваты

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире