За штурвалы самолетов посадят гастарбайтеров

За штурвалы самолетов посадят гастарбайтеров

В стране и миреВ стране
Минтранс и авиакомпании требуют снять запрет на работу иностранцев

Полеты гражданской авиации на постсоветском пространстве в три раза опаснее, чем в остальном мире. Такова статистика Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА). Одна из причин аномально низких показателей безопасности – нехватка квалифицированных пилотов. В России, в частности, дефицит пилотов составляет около 2100 человек, несмотря на высокую зарплату – от 250 до 400 тыс. руб. в месяц. В связи с этим российский Минтранс потребовал вчера снять запрет на привлечение пилотов-иностранцев.

По итогам 2011 года частота авиационных происшествий в странах СНГ оказалась в три раза выше, чем в среднем по всему миру. Такие данные в сентябре привел гендиректор Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) Тони Тайлер. У высокой смертности пассажиров отечественной гражданской авиации – много причин. Среди них – и отсутствие должной системы государственного контроля, и низкая культура безопасности в авиакомпаниях, и нехватка квалифицированных пилотов. Именно эту последнюю причину и решил побороть российский Минтранс, который потребовал отменить запрет на привлечение иностранных пилотов для перевозок внутри страны.

«Отечественные авиакомпании могут увеличить перевозки пассажиров по итогам 2012 года на 13,5% по сравнению с 2011 годом – до 73 миллионов человек», – отметил вчера замглавы Министерства транспорта РФ Валерий Окулов. Однако летчики за рынком явно не поспевают. «Острота вопроса состоит в том, что растем очень быстро. Несмотря на увеличение приема в летные училища, цикл обучения – от 2,5 до 5 лет – не позволяет ликвидировать существующий уже сегодня дефицит кадров», – посетовал он.

В связи с этим возникает вопрос снятия существующих ограничений на работу на российских авиалиниях иностранных специалистов. Причем именно высококвалифицированных – командиров и вторых пилотов.

Компании инициативу Минтранса поддерживают полностью. Как пояснил первый заместитель гендиректора авиакомпании «Трансаэро» Дмитрий Столяров, в настоящее время в РФ насчитывается 14,2 тыс. пилотов, тогда как их дефицит оценивается в 2,1 тыс. человек в год. «Пилоты – до 700 человек ежегодно – уходят в иностранные компании, на другую работу, списываются по различным причинам, – пояснил он. – Вопрос нехватки кадров можно решить по-разному: введением самолетов большей вместимости, увеличением количества рейсов и ростом нагрузки на пилотов, но это может привести к снижению безопасности. Надо снимать ограничения на привлечение иностранцев. К тому же наших летчиков иностранные компании забирают к себе довольно охотно».

Избыток летных кадров, случившийся после развала СССР в 90-х годах, обернулся острым дефицитом в настоящее время. Сегодня рынок авиаперевозок в стране растет год от года, а летчиков не хватает. По разным оценкам, дефицит составляет от 1 до 2 тыс. ежегодно. Отсюда рост проблем: увеличение нагрузки на тех, кто летает, снижение безопасности полетов и рост зарплат, которые вполне сравнялись с мировыми – 250–400 тыс. руб. в месяц. И которые, между прочим, закладываются в тарифы. Власти пытаются исправить ситуацию, резко увеличив набор в летные училища, но в ближайшие два–четыре года без привлечения иностранных командиров воздушных кораблей России не обойтись.

Суть проблемы в том, что, даже увеличив набор молодежи в училища в три раза, Россия получит новых качественных пилотов лишь в 2015–2017 годах. Именно этот провал и необходимо ликвидировать, отметил Столяров.

А пока компании вынуждены переманивать летчиков друг у друга. При этом ситуация иногда доходит до абсурда: уволенному за дисциплинарные взыскания или нарушения из одной компании пилоту тут же предлагают работу в другой, причем зачастую с повышением зарплаты, которая, по словам аналитиков отрасли, сегодня находится на мировом уровне – 250–400 тыс. руб. в месяц.

«Запрета на иностранцев нет нигде в мире», – уточнил заместитель гендиректора компании «Аэрофлот» Игорь Чалик.

При этом кадровая география никак не ограничивается. «Если говорить о странах СНГ, то в них рынок пилотов не велик, – считает гендиректор авиакомпании «Сибирь» (S7) Владимир Объедков. – Так что рассчитывать стоит и на европейских специалистов».

«В нашей компании уже сейчас работают семеро англичан, правда, по технике, – пояснил Столяров. – Есть много желающих и из стран СНГ, и мы их обязательно возьмем. Так же, как берем белорусских пилотов. И вообще желающие будут, в том числе и из дальнего зарубежья…»

Независимые эксперты безудержный оптимизм участников рынка не разделяют. По мнению главы аналитической службы компании «Авиапорт» Олега Пантелеева, дефицит кадров летчиков в России велик, однако он составляет около 1 тыс. человек. Но однозначно то, что ограничительные барьеры для работы иностранных пилотов необходимо снимать. «Проблема лишь в том, что у нас в стране не создана нормативная база, которая закрывала бы путь в Россию недобросовестным и неквалифицированным претендентам, пусть и из развитых западных стран, – предупреждает он. – К тому же надеяться на приток европейцев вряд ли стоит. Прибалтика, СНГ, Белоруссия, Казахстан, Украина – вот наш потенциальный резерв».

При этом речь не идет о том, что ситуация в одночасье улучшится, как только ограничения будут сняты, отмечает Пантелеев. Но сама угроза появления новых кадров может сбить цены на рынке, в том числе и зарплаты.

Как отметила эксперт «Инжиниринговой компании «2К» Александра Мальцева, проблема дефицита квалифицированных кадров характерна для всей мировой авиационной отрасли. Мало того – по всем прогнозам, она будет обостряться. «Однако если в мировом масштабе проблема связана со стремительным ростом объемов авиаперевозок, то в России к этому фактору добавился глобальный провал в образовании в 90-е годы прошлого столетия. Сейчас ситуация постепенно улучшается, однако спрос на квалифицированных пилотов в России растет быстрее, чем количество выпускников профильных вузов, – говорит Мальцева. – При этом по зарплате российский уровень не только соответствует европейскому, но и превышает его. Однако по социальному пакету российские компании уступают европейским и американским».

Учитывая общемировой дефицит пилотов, России будет непросто привлечь опытные кадры из развитых стран. К тому же в странах Азиатско-Тихоокеанского региона сейчас фиксируется бум роста авиаперевозок, так что и на этом рынке российским авиаперевозчикам придется столкнуться с трудностями при привлечении квалифицированных пилотов. Поэтому основной приток иностранных пилотов будет обеспечиваться за счет специалистов из ближнего зарубежья. В частности, в Белоруссии зарплаты пилотов вдвое меньше российских.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе самых важных новостей. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке и нажать кнопку JOIN.
Сергей Куликов
ng.ru

Комментарии /23

11:5626-10-2012
 
Читатель
У нас за штурвал сядут Ровшаны и Джумшуты... Счастливого полёта всем!

12:0026-10-2012
 
Читатель
А когдато, моё военное училище, ныне сокращенное, выпускало 250 летчиков-истребителей каждый год.

12:0426-10-2012
 
Читатель
В салон самолета заходит стюардесса:
- Товарищи пассажиры! Самолет садится, пристегнитесь, пожалуйста, ремнями, а то будет как в прошлый раз.
- А как было в прошлый раз?
- Тех, кто не пристегнулся, по стенке размазало, а кто пристегнулся, выглядели как живые.

12:0526-10-2012
 
Читатель
открытие нового аэропорта- рынок на Садовой, все пилоты гастарбайтеры со стажем не менее 3 лет

12:1026-10-2012
 
Читатель
Странно как-то, в стране всё плохо, народ голодает, а рост авиаперевозок растёт. Фигня всё это. Чинуши летать больше стали.

12:1126-10-2012
 
Читатель
Давно пора отменить очередной запрет не очень, скажем так, продуманного законодательства. А "отсутствие должной системы государственного контроля" и приводит "низкой культуре безопасности в авиакомпаниях", малоуважаемый Минтранс!

12:1826-10-2012
 
Читатель
по ходу здесь присутствует пара-тройка тех, кому либо квартирку плохо отремонтировали

12:2026-10-2012
 
Читатель
либо тех у кого хватает мОзга подумать что у таджиков будут летные училища в ближайшие лет 50...

13:0526-10-2012
 
ВаряГ
ну таджи врятли летать у нас будут а вот китайцы и индусы эти да, славное у нас гос. во славное, все про....али..

13:2326-10-2012
 
Пилот
Расскажите, как в раше в лётное училище попасть?

13:2426-10-2012
 
Читатель
в Штатах есть система FAA...вот выписка из википедии: ru.wikipedia.org/wiki/Федеральное_управление_гражданской_авиации_США ...всего то делов - сделать подобное у нас (ну, минус супер-жесткое унижающее прохождение через таможню)...а у нас стрек..злы от авиации дэррьиером только одним и мыслят

13:2826-10-2012
 
Читатель
10 лет назад зарплата в кузне была около 10000р.

13:5026-10-2012
 
sokЧитатель
10 лет назад зарплата в кузне была около 10000р.

и ЧЁ????

14:0726-10-2012
 
ЧитательПилот
Расскажите, как в раше в лётное училище попасть?

дать на лапу стюардессе

14:3526-10-2012
 
Кузбасс за Путина!
Считаю, что это правильный шаг, Россия - многонациональная страна. А значит, мы движемся в правильном направлении. Нельзя ущемлять права других наций.
Не понимаю недовольства всех кто тут пишет, ведь наша власть всё делает для нашего блага!
От всех Кемеровчан, низкий вам поклон, Владимир Владимирович!

14:5826-10-2012
 
чуть выше читай
этот идиот уже надоел , в каждой теме пишет , причем видно что не за бабки как нашист , а просто на голову больной

15:0126-10-2012
 
sokчуть выше читай
этот идиот уже надоел , в каждой теме пишет , причем видно что не за бабки как нашист , а просто на голову больной

это не идиот, это идиотка, я ее вчера посылала "проспаться", а она видать опять с утра "накатила"

15:1326-10-2012
 
ВаряГКузбасс за Путина!
Считаю, что это правильный шаг, Россия - многонациональная страна. А значит, мы движемся в правильном направлении. Нельзя ущемлять права других наций.
Не понимаю недовольства всех кто тут пишет, ведь наша власть всё делает для нашего блага!
От всех Кемеровчан, низкий вам поклон, Владимир Владимирович!

самое главное в тексте "От всех Кемеровчан" " Кузня" явно в опазиции в свете последних "достижений"

18:5026-10-2012
 
ЧитательКузбасс за Путина!
Считаю, что это правильный шаг, Россия - многонациональная страна. А значит, мы движемся в правильном направлении. Нельзя ущемлять права других наций.
Не понимаю недовольства всех кто тут пишет, ведь наша власть всё делает для нашего блага!
От всех Кемеровчан, низкий вам поклон, Владимир Владимирович!

Больной на голову?

21:0226-10-2012
 
Анехдот
Перед взлетом инструктаж. По окончании стюардесса говорит -
достаём все свои паспорта, отрываем первую страницу.
Сворачиваем её трубочкой и засовываем себе в задницу!

Пассажир - а зачем?
С - прошлый раз такая неразбериха с телами была!

14:2527-10-2012
 
123
Вы слишком серьезно относитесь к таким сообщениям, это шутники балуются.

18:1327-10-2012
 
humpty-dumpty
С опытом работы гастарбайтеров на маршрутках мы уже знакомы (Новокузнецкие частные такси - мы летаем для вас). Что ж, пора и в воздухе знакомиться! Хотя, украинцы, белоруссы, прибалты, ну и казахстанцы, вполне могли бы помочь. (Это, так сказать, наш народ). А вот про ребят с запада, ну, не знаю, вряд ли здравомыслящий пилот Люфтганзы перейдет в Красэйр.

20:1427-10-2012
 
LVA
красэйр уже не существует

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире