Реформа образования в России идет по рецептам Сердюкова

Реформа образования в России идет по рецептам Сердюкова

В стране и миреВ стране
Либеральные власти превращают страну в помойку. А для помойки высшее образование не нужно.

Грядущая реформа образования вызывает вопросы. Прежде всего – какой результат хотят получить авторы? На этот простой вопрос нет никакого ответа. Оптимизация, реорганизация, унификация, утилизация – высокоученые слова легко льются из уст чиновников, но никто не может объяснить, чего же они добиваются.

Хотя, если говорить на бытовом языке, все ясно. «Имущество, драгоценный сэр, имущество». В списке неэффективных вузов, обнародованных Министерством образования, оказалось несколько крупных и авторитетных московских учебных заведений. Таких, как РГГУ (в советские времена известный как «историко-архивный»), Московский педагогический государственный университет, Литературный институт и другие. Общественность задумалась, почему столь авторитетные учебные заведения враз оказались за чертой эффективности. Выяснилось, что разгадка проста – все они имеют здания в центре Москвы. А цена этих зданий ого-го какая.

Короче говоря, нас ждет «сердюковская» реформа образования. Немногие знают, что кроме военной реформы бывший министр обороны провел еще и реформу военного образования. Военному ведомству досталось огромное советское наследство – куча вузов, готовивших лейтенантов для наших Вооруженных сил. Многие из этих почтенных учебных заведений имели здания в центре Москвы. Знакомая история, не так ли? В результате целой серии слияний и поглощений число военных вузов было резко сокращено. Многие были выведены из Москвы в другие города. Разумеется, профессорско-преподавательский состав в большинстве своем остался в столице (или городах, где вузы находились раньше). Оно и понятно, большинство профессоров – люди пожилые.

Но вуз – это традиция и преподаватели. Резкая смена названия и массовое увольнение «доцентов с кандидатами» может привести только к одному – учебное заведение придется создавать с нуля. Что и произошло с военными вузами. Знающие люди говорят, что в этой области воцарился полный развал. Впрочем, здания военных академий, как говорят, успели уйти «нужным» людям.

Либеральные власти РФ с упорством, достойным лучшего применения, превращают страну в помойку. А для помойки высшее образование не нужно. Даже среднее – роскошь. Ведь на него приходится тратить деньги, которые в ином случае можно было бы спокойно украсть.

Для того и нужна либеральная реформа образования, которая идет уже несколько лет. Да, вы не ошиблись, она началась не вчера. Для целей нашей статьи любопытно дать общую картинку, как проводятся реформы в подобных случаях.

Итак, представим, что вы намерены уничтожить некоторое учреждение, страну или корпорацию. Обычно подобная структура спаяна внутренней солидарностью. В советский системе профессора и доценты держались вместе, понимая привилегированность своего положения и престиж своей профессии.

Первым делом нужно внести рознь в некогда единую корпорацию. Раньше зарплата сотрудников вузов была производной от зарплаты ректора. Существовала тарифная сетка. Ректор не мог повысить зарплату себе, не повысив ее остальным сотрудникам вверенного ему института.

Но правительство приняло решение, согласно которому ректораты получили возможность самостоятельно устанавливать вознаграждение преподавателям. Это привело к тому, что зарплаты ректоров и их приближенных взлетели до небес. Между администрацией вузов и простыми преподавателями возник классовый разрыв.

Полезно ли это для реформы вузов? Еще как. Ведь если нарушены корпоративные связи, а администрация и преподаватели ненавидят друг друга, они не смогут объединиться для отстаивания общих интересов.

Правда, здесь либеральная реформа поскользнулась. Точнее, разжечь необходимый уровень ненависти не удалось. Ректоры сообразили, что захапать все не получится, и стали делиться с преподавателями. Правда, они отсыпали в их карманы лишь малую толику того, чем владели сами, но социальная напряженность снизилась и не перехлестнула через край, как хотелось бы «реформаторам».

Но есть еще один фактор – авторитетные профессора, которые являются учеными с мировыми именами, имеют связи на Западе. Их куда? Для таких создаются «сахарные ловушки», вроде Высшей школы экономики. Система там та же самая, что была встарь, но к преподавателям относятся с уважением и даже деньги платят (не такие, как в других вузах). Почтенные профессора, зачастую погруженные в «эту свою науку», думают, что наконец-то власти позаботились о них, не ведая, что просто находятся в отстойнике, где их покупают. За небольшую денежку приобретается лояльность и молчание этих Уважаемых Людей.

Но, повторюсь, либеральная реформа проводится вяло, без души. Потому окончательно расколоть и перессорить вузовское сообщество не удалось. Но это не отменяет того простого факта, что нас ждет именно сердюковская реформа в образовании. Иначе говоря, слияния и поглощения авторитетных старых вузов, в результате которого возникнут «большие ПТУ», которые окончательно утратят способность давать высшее образование.

Какие же реальные проблемы стоят перед российской высшей школой, над чем следовало бы работать, если бы Министерство образования контролировали бы не либералы, а нормальные люди?

Первое – низкие зарплаты преподавателей. Это набившее оскомину утверждение, но оно правдиво. Профессор в МГУ со всеми накрутками может получать 40 000 рублей. И это МГУ, в других вузах все еще хуже. А ведь чтобы стать профессором, нужно работать 15 лет и защитить две диссертации. Зарплаты преподавателям надо поднимать. Сейчас учитель в школе получает больше, чем «препод».

Второе – всевластие ректоров. Они похожи на директоров советских заводов в начале 90-х годов, когда контроль над предприятиями был уже утерян, а приватизация еще не произошла. В случае вузов приватизация невозможна. Бизнесмен, приватизировавший МГУ, никого учить не будет, а просто снесет Главное здание и застроит получившуюся площадку «элитной недвижимостью».

Относительный порядок сейчас существует только в ведомственных вузах. Причина понятна – российские ведомства заинтересованы в том, чтобы их вуза продолжали готовить квалифицированные кадры. Ректор, который не способен добиться этой цели, будет попросту смещен соответствующим министром. Вот почему ректоры ведомственных вузов не царьки, а нормальные чиновники соответствующих министерств. Вывод – ректоров надо ставить под контроль как Министерства образования, так и академического сообщества.

Третье – вернуть жесткую тарифную сетку. Добиться, чтобы большую часть дохода преподаватели получали именно в ее рамках. А не как сейчас – благодаря доплатам, «ректорским», грантам и т.п.

Четвертое – навести порядок в системе присвоения ученых степеней. Девальвация идет страшная, а ВАК устранен от контроля над ситуацией. Советская система потерпела полный крах, а новая не создана.

Это лишь краткие тезисы о том, что надо реально сделать в сфере реформы образования. Как видите, реальные проблемы лежат далеко за пределами сферы «все отнять и поделить», «распродать здания неэффективных вузов» и тому подобного.

Не пришлось бы Путину через пару лет «посылать доктора» уже не за министром обороны, а за министром образования. Но к тому моменту система высшей школы будет уже приведена в негодность. Не проще ли не допускать торжества «сердюкизма» в сфере образования прямо сейчас, пока реформа еще не началась?

Вступайте в нашу группу Новости Кемеровской области в социальной сети Вконтакте, чтобы быть в курсе самых важных новостей.
Павел Святенков
km.ru

Комментарии /28

15:3726-11-2012
 
THX 1138
Чет знаете, мне это даже читать не охота. Россия сегодня - развал, коррупция, разруха. Вообще ничего хорошего нет.

15:4526-11-2012
 
ЧитательTHX 1138
Чет знаете, мне это даже читать не охота. Россия сегодня - развал, коррупция, разруха. Вообще ничего хорошего нет.

согласен

15:5226-11-2012
 
Тайга
Правда, здесь либеральная реформа поскользнулась??? Я думала она /реформа/ "навернулась" капитально, ан нет только поскользнулась чуточку...

15:5626-11-2012
 
Читатель
А что делать простым людям? В петлю?

16:0326-11-2012
 
"простым" именно туда, даЧитатель
А что делать простым людям? В петлю?

а "непростым" - работать, выкручиваться, по-возможности законными способами зарабатывать и выталкивать своих детей зарубеж - учиться и набираться РЕАЛЬНОГО опыта.

16:0526-11-2012
 
THX 1138Читатель
А что делать простым людям? В петлю?

Простые люди? Кто они? Людей нет. рабы.

16:4226-11-2012
 
987
Зачем сразу в петлю... слетайте на филипины, отдохните, конкурс красоток посмотрите. И у вас такая любовь к России появится- мама не горюй.

16:5626-11-2012
 
Читатель
На мой взгляд в статье не отражено главного.
Если в промышленности не доминируют отрасли, такие как машиностроение, точное приборостроение, авиа, судо строение, радиоэлектроника и прочие высокотехнологические отрасли, то у людей нет мотивации нормально учиться. Достаточно получить номинальное образование (уголь, металл, газ, нефть и т.п. не важно) здесь достаточно дряненького вузика типа кузбасского образца. Ведь те же кузбасские вузы и в советское время были слабыми - как раз по этой причине - металлургия и уголь самые низкотехнологические отрасли. Томск, Новосибирск - вузы сильные - ибо в регионах представлены сильные отрасли.
Конечно, учителям и преподавателям вузов надо платить выше среднего, кто бы спорил. Но когда некуда устроиться, то нет мотива к настоящему обучению. Или мотив один - выучиться здесь - что бы достойно получать за границей. Значит будем кормить специалистами другие страны.

17:1326-11-2012
 
sok
Выражение Путина - "если мозги утекают, значит они у нас есть!"

18:1926-11-2012
 
Читатель
Что значит "ПРОСТЫЕ" люди? Кто это придумал? Есть просто ЛЮДИ!!!!!!

18:3326-11-2012
 
Читатель
статья уг , начиная с того что власть не либеральна априори , не может быть у чекиста власть либеральной , это противоречит чекисткому мировозрению и полицейскому государству

18:4526-11-2012
 
Читатель
то ли еще будет...

20:0726-11-2012
 
Я.
Какими специалистами мы будем кормить другие страны? В Кузбассе высшее образование уже утилизируется, как несчастная бродячая собачка. А за счет местного "дрянненького педагогического вузика" вся система средненького образования в регионе до сих пор держится. Сольют ВУЗы- высшее педобразование накроется медным тазом. В школах учителей будет не хватать.Дети наши останутся с образованием начальным. Нужны такие специалисты за бугром?

21:2626-11-2012
 
Читатель
"специалисты" из других стран третьего мира вообще читать и писать не умеют , так что русские будут еще долго востребованы в европе

21:3426-11-2012
 
ы
тут просто всё пилят, смотрите на дороги- уже не просто показывают что техники не хватает, её просто нет.....

08:4627-11-2012
 
Читатель
В новостях один негатив!Отжимают страну по полной программе,ни чего не строят,только отжимают!

08:5427-11-2012
 
ЧитательЯ.
Какими специалистами мы будем кормить другие страны? В Кузбассе высшее образование уже утилизируется, как несчастная бродячая собачка. А за счет местного "дрянненького педагогического вузика" вся система средненького образования в регионе до сих пор держится. Сольют ВУЗы- высшее педобразование накроется медным тазом. В школах учителей будет не хватать.Дети наши останутся с образованием начальным. Нужны такие специалисты за бугром?

Речь шла не о Кузбассе, а о нормальных российских вузах. Кузбасс вообще не упоминайте, о нём речи нет и даже во времена СССР не было. Какие спецы могут быть в угольно-металлургическом регионе.
Огромные вложение в образование при отсутствии собственного хайтека это кормёшка специалистами других стран. Вкладывать в образование без собственной высокотехнологичной базы это вода в песок.

09:1027-11-2012
 
АГА
Господа, мне не понятно вобще суждение "Качественное высшее образование", мое мнение что высшее образование помогает человеку научится думать, рассуждать, адаптироваться и пользоваться, а если ты тупой, то тебе не Кембридж не Оксфорд не поможет и не надо в этом случае пинять на зеркало (ВУЗ) коли рожа крива.

09:2027-11-2012
 
Читатель
Кузбасские вузы готовили всегда отличных спецов!!! Выпускники Сиб ГИУ работают по всей Росси и далеко не дворниками и поломойками. Многи работают за рубежом и очень восстребованы. И если ,вам из-за собственной тупости и лени не удалось получить высшее образование - это исключительно ваша проблема. Чего на зеркало пенять коль рожа кривая? Не надоело ныть? Может уже пора делом заняться?

09:4027-11-2012
 
Читатель
Сми - это сила. Никакие тиасуры-нэти всякие рядом не стояли.
0920, класс

09:5227-11-2012
 
читатель для АГА
то что вы написали было раньше, сейчас ситуация обстоит таким образом, в обществе появились касты,дети высокопост, людей и не очень высокопост . априори -студенты, затем их ждут верхние этажи социального лифта, заранее подготовленные родителями, независимо от того есть мозг у человека в голове или он не может освоить азбуку, независимо!Некоторые преподы возмущены , но их заставляют заполнять зачетки, некоторые приноровились к ситуации, получают из этого выгоду,т. ч. в наше время все заканчивают какие либо вузы, только толку ноль повдоль.При сокращении вузов будут учится только дети определеной касты родителей, и будет ...

10:4227-11-2012
 
Кадровик
Да давно пора сократить имеющиеся ВУЗы. Ну ведь действительно развелось их , что ларьков! Что не подъезд- то ВУЗ! Сейчас 2 класса арендовали в школе- и уже ВУЗ! Названий - не упомнишь. Вся Россия - здесь, филиалы- все здесь! Куда ни плюнь- везде выпусник ВУЗа. Прям Вы не знаете, как сейчас учатся? ! То от армии косят, то для престижа - ну как же - высшее образование! А как был дебилом, так и остался! Как выпуск прошел, и начинается- толпами ходят в предприятие, спрашивают вакансии.... Городу НЕ НУЖНО СТОЛЬКО выпускников ВУЗов- как не понять, тем более таких!!! ВУЗы сейчас - это бизнес! Преподаватели стали хорошо жить, конечно, вот они все и стонут - низззя сокращать ВУЗы... ну ну...

10:4627-11-2012
 
для АГА
"Научится думать, рассуждать, адаптироваться и пользоваться" человеку помогает и детский сад. Высшее образование это фундаментальная наука, технологии, приемы мышления. На самом деле высшее образование это сложно. Если вы не научились сложным приемам и технологиям, а так же наукам, на которых это все основано, а научились просто думать и рассуждать - то это и есть некачественное образование. Сейчас полным-полно молодых людей, у которых "высшее" образование, а на самом деле они могут лишь действовать в рамках обывательского здравого смысла, поднахватавшись сонятий "счет-фактура" и "договор". Ни на что сложное у них мозгов не хватает, т.к. все свое "образование" они скачали из интернета. Мозги у них пустые, на сложную работу не способные - их не привыкли напрягать, напрягать мозг ведь трудно, особенно с непривычки.

11:0827-11-2012
 
THX 1138Читатель
Кузбасские вузы готовили всегда отличных спецов!!! Выпускники Сиб ГИУ работают по всей Росси и далеко не дворниками и поломойками. Многи работают за рубежом и очень восстребованы. И если ,вам из-за собственной тупости и лени не удалось получить высшее образование - это исключительно ваша проблема. Чего на зеркало пенять коль рожа кривая? Не надоело ныть? Может уже пора делом заняться?

Еще хочу добавить к этому: сейчас у нас в ВУЗах (Новокузнецка) кто хочет учиться - знания получит хорошие, кто нет - платит. Но результат платежа: или у тебя мохнатая лапа и твой папаша засунит тебя - дурака на руководящую должность или ты просто балбес.

11:5427-11-2012
 
ЧитательКадровик
Да давно пора сократить имеющиеся ВУЗы. Ну ведь действительно развелось их , что ларьков! Что не подъезд- то ВУЗ! Сейчас 2 класса арендовали в школе- и уже ВУЗ! Названий - не упомнишь. Вся Россия - здесь, филиалы- все здесь! Куда ни плюнь- везде выпусник ВУЗа. Прям Вы не знаете, как сейчас учатся? ! То от армии косят, то для престижа - ну как же - высшее образование! А как был дебилом, так и остался! Как выпуск прошел, и начинается- толпами ходят в предприятие, спрашивают вакансии.... Городу НЕ НУЖНО СТОЛЬКО выпускников ВУЗов- как не понять, тем более таких!!! ВУЗы сейчас - это бизнес! Преподаватели стали хорошо жить, конечно, вот они все и стонут - низззя сокращать ВУЗы... ну ну...

надеюсь вы это про НОВЫЕ КОММЕРЧЕСКИЕ вузы а не про те которые РАЗВЕЛИСЬ В СССР.

12:4927-11-2012
 
Шеф
Абсолютно верно сказал КАДРОВИК. Поддерживаю на все 100!!

14:0927-11-2012
 
АГА
2 "для АГА", вот Вы мне скажите кто сейчас работает по специальности (кроме врачей), мало кто, а почему, а потому чтов 17 лет человек не способен определится и заглянуть в будущее на 90%, а те кто определился с профессией то с ней и пойдет. Так что не надо "лечить" чему должны учить ВУЗы. И еще к Вам вопрос: чем мои определения "думать, рассуждать, адаптироваться и пользоваться" отлечаются от ваших "фундаментальная наука, технологии, приемы мышления".Даже в медицинском учат 6 лет общему, чтобы потом на проятжении еще нгескольких лет получать уже узкую направленность, так же и любой ВУз. НО я против коммерческих ВУЗо-Ларьков, я просто не поняимаю Вашу демогогию по поводу детей ЭЛИТ, они и без образования будут Вами краснодипломниками управлять. Это к делу не относится!!!

16:4027-11-2012
 
для АГА
Вы просто не понимаете, о чем говорите. Если человек в 17 лет не определился с профессией, отучился на инженера-атомщика, а потом вдруг осознал свое призвание и пошел работать врачом, то ТАКОГО БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО! Вы просто не понимаете, что чтобы переучиться на другую профессию, серьезному и ответственному специалисту ПРИДЕТСЯ потратить те же 3-5 лет на получение знаний.

А не понимаете вы потому, что сейчас в наших полугуманитарных-полушарлатанских вузах готовят аморфных менеджеров-болтунов-руководителей, которым все равно, чем руководить и по какой профессии работать. Поэтому в вашей голове поменять профессию это раз плюнуть, т.к. болтать и руководить на уровне банального здравого смысла можно чем угодно. Если бы вы РЕАЛЬНО потратили силы на НАСТОЯЩЕЕ высшее образование, то вы бы понимали, что биолог не может стать электронщиком без длительных и серьезных усилий. Впрочем, вы всего лишь защищаете свой образ жизни и свое самомнение, вам ничего не докажешь.

Смайлы

После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".

Авторизация через Хутор:



В стране и мире